Анализ сбытовой деятельности филиала «Негорельский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Агрокомбинат Дзержинский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

Переход от плановой к рыночной экономике обусловил появление конкуренции. Предприятия Республики Беларусь в условиях переходной к рынку экономики с целью обеспечения успешного функционирования и получения прибыли вынуждены производить конкурентоспособную продукцию. Стремительное развитие товарных и иных рынков в Республике Беларусь послужило мощным толчком к развитию сбытовой деятельности.
Необходимость создания сбытовых служб на белорусских предприятиях была осознана не так давно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ 6
1.1 Понятие сбытовой деятельности 6
1.2 Формирование сбытовой политики организации 7
1.3 Организация сбыта продукции 9
1.4 Эффективность сбытовой деятельности 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА «НЕГОРЕЛЬСКИЙ КХП» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ сбытовой деятельности предприятия 18
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА «НЕГОРЕЛЬСКИЙ КХП» ОАО «АГРОКОМБИНАТ ДЗЕРЖИНСКИЙ» 28
3.1 Пути повышения сбытовой деятельности предприятия 28
3.2 Резервы увеличения сбытовой деятельности 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 145.87 Кб (Скачать файл)

1.3 Организация сбыта продукции

 

Процесс производства продукции  заканчивается ее сбытом. Именно поэтому  данная стадия жизненного цикла продукции  является своего рода оценочной, так  как на основании того, насколько  легко и выгодно реализованы  произведенные товары, можно судить о правильности стратегической политики предприятия, эффективности всех его  звеньев. Важное значение сбыта в  деятельности предприятия (особенно в  рыночных условиях) определяется тем, что в процессе реализации продукции  уточняются запросы потребителей, что, в свою очередь, помогает предприятию  укреплять свои позиции на рынке. Технологически процесс сбыта включает в себя складирование готовой  продукции, ее хранение, доработку (если это требуется), транспортировку, доставку к торговым (оптовым и розничным) организациям, предпродажную подготовку, собственно продажу продукции, а  в ряде случаев и послепродажное обслуживание.

Сбытовая деятельность предприятия  строится на результатах маркетингового анализа рынка. Основными целями такого анализа являются изыскание  путей наиболее полного удовлетворения запросов потребителей, повышение объема продаж, наиболее полное использование  ресурсов предприятия, снижение коммерческих рисков.

Маркетинговые исследования рынка способствуют обоснованному  отбору изделий для дальнейшего  производства и сбыта, т.е. эффективному планированию ассортимента продукции. Соответствие ассортимента продукции  запросам потребителей во многом определяет успех сбытовой и хозяйственной  деятельности предприятия в целом. В результате данных исследований предприятие  определяет, какие каналы, и формы  сбыта используют конкуренты, какими видами транспорта осуществляются перевозки  товаров, к услугам каких транспортных и страховых компаний они прибегают. Полученные данные помогают товаропроизводителю  выбрать наиболее эффективные каналы сбыта.

Канал сбыта — это путь, проходимый продукцией от производителя к потребителю. Естественно, что каждое предприятие должно стремиться к тому, чтобы этот путь был как можно короче и дешевле. Длина данного пути и затраты на его прохождение во многом зависят от выбранного метода сбыта. Существует три основных метода сбыта: прямой (или непосредственный), косвенный и комбинированный (смешанный).

Прямой сбыт, характерен тем, что производитель продукции  вступает в непосредственные коммерческие отношения с потребителем, не прибегая к услугам независимых посредников.

Данный метод имеет  ряд достоинств: дает возможность  сохранить полный контроль за ведением торговых операций, позволяет лучше  изучить рынок своих товаров  и наладить долговременные связи  с основными потребителями. Однако исследования показывают, что посредническое звено сбытовой деятельности предприятия  в большинстве случаев повышает эффективность сбытовых операций: высокий  профессионализм посредника позволяет  ускорить окупаемость затрат и оборачиваемость  средств за счет крупномасштабных, универсальных и специализированных операций, создает удобства для конечных потребителей.

При косвенном методе сбыта  производитель использует услуги различного рода независимых посредников (оптовых  и розничных продавцов, брокеров, дилеров, консигнаторов и т.д.). Реализация косвенного метода возможна в трех вариантах:

    • интенсивный сбыт предполагает реализацию продукции через большое количество разнообразных посредников (обычно товары массового спроса и фирменные товары);
    • эксклюзивный сбыт предполагает, как правило, использование только одного посредника, которому предоставляется исключительное право на реализацию товара в данном регионе;
    • селективный (выборочный) сбыт представляет собой промежуточный вариант между двумя вышеназванными; данный метод отличается выбором ограниченного числа посредников в зависимости от характера их клиентуры, возможностей обслуживания и ремонта продукции, уровня подготовки персонала. Такой сбыт обычно применяют тогда, когда речь идет о товарах, требующих специального обслуживания, обеспечения запасными частями, создания ремонтных мастерских или подготовки специально обученного персонала, а также при сбыте дорогих, престижных товаров, которые целесообразно продавать в хороших магазинах.

Комбинированный (смешанный) сбыт предполагает использование в  качестве посредников организаций  со смешанным капиталом (т.е. с капиталом  производителя и другой независимой  компании). Отношения предприятия  производителя со сбытовыми структурами  могут быть как договорными (на основе контракта), так и корпоративными, предполагающими подчинение сбытовой организации интересам предприятия  производителя [16].

1.4 Эффективность сбытовой  деятельности

Расходы на сбытовую деятельность можно разделить на несколько  составляющих:

    • расходы на мероприятия, связанные с разработкой товара и товарной политикой;
    • расходы на мероприятия, связанные с ценовой политикой;
    • расходы на мероприятия, связанные с продвижением товаров;
    • расходы на мероприятия, связанные с реализацией;
    • расходы на мероприятия, связанные с исследовательско-аналитической деятельностью;
    • расходы на заработную плату персонала служб сбыта;
    • амортизационные отчисления, эксплуатационные затраты и прочие, связанные с нормальной работой службы сбыта.

Не стоит забывать, что  расходы на сбытовую деятельность могут  быть прямыми и косвенными и учитываться  должны таким же образом.

Многие затраты на сбытовую деятельность, относящиеся к конкретным сегментам рынка, не распределяются и классифицируются как неразносимые.

Кроме того, целесообразность многих затрат на сбытовую деятельность вызывает очень много вопросов. Многие западные методики и техники продвижения  продаж в нынешних условиях просто не работают или дают отрицательный  результат. Специалисты часто задают вопрос: «На каком этапе развития бизнеса затраты на аналитический  маркетинг экономически оправданы?»  Ответ, по их же мнению, зависит от величины товарной линии компании, степени  ее диверсификации, финансовых возможностей и, возможно, амбициозности планов. Но это не единственный вопрос, возникающий  в связи с затратами на сбытовую деятельность. Руководство компаний волнуют также вопросы об оптимальности  рекламного бюджета и других затрат на сбытовую деятельность. Так что  своевременность и размер затрат на маркетинг каждый определяет для  себя сам.

У сбытовой деятельности возникает  проблема: как идентифицировать доход, полученный от реализации конкретного  мероприятия или группы мероприятий?

Маркетинговые мероприятия, касающиеся одного наименования продукции, могут спровоцировать интерес потребителя  к организации в целом, а также  к другим группам товаров. Если покупателя устраивает приобретенный товар, он обычно интересуется, что это вообще за организация и какие еще  товары она выпускает.

Кроме того, расходы на имидж-рекламу, например, вовсе не обязательно приводят к пропорциональному увеличению продаж. Предприятие может иметь  широкую номенклатуру товаров, некоторые  из них наиболее популярны, и любое упоминание логотипа компании провоцирует увеличение продаж именно этих товаров, а вовсе не всех, выпускаемых организацией. Поэтому вопрос, какую долю затрат отнести на ту или иную продукцию, не риторический.

Несмотря на то, что большинство  компаний и фирм как бы «ориентировано на потребителя» и провозглашает  главенствующую роль сбытовой деятельности, многие руководители не воспринимают итоги сбытовой деятельности как  реальные показатели долгосрочных результатов  деятельности. Поэтому важной задачей  является соотнесение маркетинговых  доходов и затрат, следующим этапом которой идет соотнесение результатов  сбытовой деятельности с финансовыми  результатами деятельности предприятия [6].

Эффективность сбытовой деятельности рассматривается как отношение  дополнительной прибыли, полученной в  результате проведения маркетинговых  мероприятий, к затратам на эти мероприятия. Однако, таким определением не всегда удобно пользоваться: дополнительную прибыль, трудно выделить; кроме того, при таком расчете эффективность  будет большей для предприятия, минимально использующего маркетинг (затраты минимальны, привлечение  даже одного клиента будет свидетельствовать  о высокой эффективности). Категорию  эффективности удобно использовать для планирования маркетинговых  мероприятий.

Результативность сбытовой деятельности рассматривается с  двух точек зрения:

    • возможность достижения тех же результатов при снижении затрат на маркетинг;
    • возможность достижения большего результата при тех же затратах.

С одной стороны, результативность определяется применяемыми методами и  подходами к продвижению и  сбыту, с другой - структурой предприятия  и сбытовых служб, проработкой маркетинговых  стратегий и планов.

Предприятия, существующие как производства достаточно давно, в основном связаны традиционной организационной структурой, которая  эволюционирует очень медленно. Построение структуры сбытовой деятельности на таких предприятиях является специфической  задачей, требующей отдельной проработки.

Сузить решаемую задачу можно, используя методику сегментного  анализа. В сегментном анализе особую роль могут играть:

    • естественные затраты на сбытовую деятельность - затраты, постоянно фигурирующие в обычных финансовых документах предприятий (зарплата службы сбыта, аренда, если таковая есть, амортизация и др.);
    • функциональные затраты на сбытовую деятельность - затраты, связанные с каким-либо видом маркетинговой деятельности и являющиеся основой для перенесения издержек на конкретный сегмент;
    • специальные затраты на сбытовую деятельность - затраты, непосредственно связанные с объектом маркетингового учета (сегмента рынка) или с конкретным мероприятием или группой мероприятий.

Эффективность сбытовой деятельности часто ассоциируется с объемом  прибыли или с рентабельностью. Прибыль может быть получена за счет повышения цены. При растущем рынке  возможно даже некоторое увеличение объема продаж, однако доля рынка может  быть потеряна, предприятие же при  этом не подозревает или недооценивает данный факт.

Для получения максимального  эффекта от деятельности организации  важно постоянно проводить работу по совершенствованию сбытовой деятельности. Разработка мероприятий по совершенствованию  должна базироваться на результатах  оценки эффективности сбытовой работы по всем ее направлениям [11].

Базовыми должны стать  мероприятия по совершенствованию  информационной обеспеченности, так  как эффективное осуществление  сбытовой деятельности невозможно без  подробной, достоверной и своевременной  информации. С этой целью для любой  организации целесообразно вести  компьютерный учет товаров на складе, контрагентов, иметь информационные базы данных (правовых, бухгалтерских  и др.). Важно иметь возможность  оперативно получать информацию для  принятия управленческих решений относительно направлений сбытовой деятельности. В данном случае эффективным будет  создание связанных баз данных по всем направлениям коммерческой деятельности.

Для обеспечения эффективной  договорной работы в организации  необходимо грамотное составление  договоров, как с поставщиками, так  и с покупателями, т.е. заключение договоров на наиболее выгодных для  организации условиях. Выгодными  условиями договора могут выступать  следующие:

    • осуществление доставки / вывоза товара силами другой стороны, т.е. когда транспортные расходы берет на себя поставщик / покупатель;
    • выгодное распределение риска в случае форс-мажорных обстоятельств;
    • в договорах с поставщиками: фиксированные цены в течение некоторого периода, на срок действия договора; отсрочка платежа за товар;
    • в договорах с покупателями: предоплата за товар; минимальный размер приобретаемой партии за определенный период и т.д.

Также необходимо вести контроль исполнения договоров отдельно по каждому  контрагенту, в том числе и  контроль за выполнением своих договорных обязательств. Данная работа позволит оперативно проводить мероприятия  по ускорению оборачиваемости дебиторской  задолженности, снижению кредиторской задолженности, а также избежание  штрафов и пени за просроченные обязательства. Одно из таких мероприятий - предоставление скидок при предоплате за товар. Таким  образом, организация высвобождает свои оборотные средства, что дает возможность погасить свои обязательства  перед кредиторами.

В направлении формирования ассортимента повысить эффективность  деятельности можно путем расширения и углубления ассортимента. Однако прежде необходимо изучить спрос  покупателей, их желание и готовность приобретать данные товары. В зависимости  от специфики деятельности организации  целесообразным может быть создание более узкого, но глубокого ассортимента; замена морально устаревших, неходовых  товаров новыми.

Для обеспечения эффективности  деятельности по управлению товарными  запасами целесообразно применение логистических принципов при  определении потребности в закупаемых товарах, использование различных  систем контроля состояния запасов (системы оперативного управления, равномерной поставки, пополнения запаса до максимального уровня, с фиксированным  размером заказа при периодической  или непрерывной проверке фактического уровня запаса и др.).

Эффективное управление товарными  запасами предполагает минимизацию  расходов на транспортировку и хранение товаров. В случае, когда по договору организация-покупатель является заказчиком транспорта, ей необходимо определить, что выгоднее: привлечь для перевозки  груза стороннюю организацию  либо использовать собственный транспорт? При принятии решения по данному  вопросу, организация должна учитывать  размер партии, периодичность заказов, а также сравнительный анализ затрат при использовании обоих  вариантов. Если фирма все же осуществляет доставку товаров собственным транспортом, она должна вести работу по оптимизации  маршрутов с целью экономии топлива  и времени пребывания автомобиля в пути.

Информация о работе Анализ сбытовой деятельности филиала «Негорельский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Агрокомбинат Дзержинский»