Анализ показателей эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в финансовом результате деятельности и оценке финансового состояния ОАО «Сбербанка России» и разработке конкретных мероприятий по их эффективности.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
- характеристика ОАО «Сбербанк России», миссия, цели и задачи;
- рассмотреть теоретические основы финансового анализа;
- рассмотреть финансовые результаты деятельности ОАО «Сбербанк России»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕНТНЫМ ДОХОДОМ КАК ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА…………………………………………………………………………….5
Сущность и методы управления деятельностью банка……………………5
1.2 Сущность и методы управление процентным доходом…………………15
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА…………………………..…21
2.1. Понятие эффективности деятельности коммерческого банка………….21
2.2. Анализ показателей эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»……...……………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа банк.docx

— 153.97 Кб (Скачать файл)

Затем определяется доля средств, которая может быть размещена в резервы второй очереди, включающие высоколиквидные активы, приносящие соответствующий доход. При необходимости они могут быть использованы для увеличения резервов первой очереди. К ним можно отнести краткосрочные государственные ценные бумаги, межбанковские кредиты, выданные на незначительные сроки, и в определенной степени высоколиквидные ссуды с небольшими сроками погашения. Величина резервов второй очереди зависит от диапазона колебаний объемов обязательств банка и спроса на кредит – чем они выше, тем больше по величине требуются активы.

Третий этап размещения средств по методу общего фонда –формирование портфеля кредитов. Предоставление кредитов приносит наибольший доход банку, но одновременно является и наиболее рискованным видом банковской деятельности.

И наконец, в последнюю группу активов входят первоклассные ценные бумаги с относительно длительными сроками погашения. Назначение инвестиций в эти ценные бумаги – приносить банку определенный постоянный доход и по мере приближения срока погашения долговых обязательств выступать в качестве дополнения резерва второй очереди.

При использовании метода распределения активов, или метода конверсии средств, учитывается зависимость ликвидных активов от источников, привлеченных банком средств и устанавливается определенное соотношение между соответствующими видами активов и пассивов (подобный подход уже был отчасти рассмотрен при анализе факторов, влияющих на уровень ликвидности). При этом принимается во внимание, что средства из каждого источника с учетом их оборачиваемости требуют различного обеспечения и соответственно нормы обязательных резервов. В частности, по вкладам до востребования необходимо устанавливать более высокую норму обязательных резервов, чем по срочным вкладам. Отсюда большая доля средств, привлеченных в виде вкладов до востребования, должна помещаться в резервы первой и второй очереди, что позволит обеспечить выполнение обязательств банка перед вкладчиками. Схематично этот метод представлен ниже (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Управление активами с помощью метода конверсии средств

В соответствии с этим методом определяется несколько центров ликвидности (прибыльности), которые еще иначе называют «банками внутри банка». В частности, такими центрами являются: счета до востребования, срочные обязательства банка (например, срочные вклады и депозиты), уставный капитал и резервы. Из каждого такого центра средства могут размещаться только в определенные виды активов с тем расчетом, чтобы обеспечить их соответствующие ликвидность и прибыльность. Так, поскольку обязательства до востребования требуют самого высокого уровня обеспечения, то большая их часть направляется в резервы первой очереди; другая существенная часть – в резервы второй очереди путем приобретения краткосрочных государственных ценных бумаг, и только относительно небольшая доля обязательств до востребования должна быть размещена в ссуды банка с крайне незначительными сроками возврата.

Требования ликвидности для привлеченных средств, относящихся к центру срочных обязательств, будут ниже по сравнению с предыдущими. Поэтому основная часть этих средств размещается в ссуды банка, в меньшей мере – в первичные и вторичные резервы, в незначительной части – в ценные бумаги.

Средства, принадлежащие центру уставного капитала и резервов, в определенной мере вкладываются в здания, оборудование, технику и т. п. и частично – в низколиквидные ценные бумаги, паи.

Основным достоинством метода распределения активов по сравнению с методом общего фонда средств считается то, что на основе расчета он позволяет более точно установить долю высоколиквидных активов и за счет ее уменьшения вложить дополнительные ресурсы в высокодоходные активы, например, кредиты предприятиям и организациям.

Как уже отмечалось, общий объем, и структура активов в разрезе отдельных статей баланса определяются теми источниками средств, за счет которых они сформированы, т. е. пассивами коммерческого банка. Подавляющую часть пассивов банка, доходящую до 90 % и выше, составляют привлеченные средства сторонних предприятий, организаций и граждан. Оставшаяся часть приходится на собственные средства банка, состоящие из уставного капитала, фондов специального назначения, резервов и нераспределенной прибыли.

Таким образом, управление ликвидностью банка включает в себя поиск источников заемных средств, выбор среди них самых надежных с наиболее длительными сроками привлечения, и установление необходимого оптимального соотношения между отдельными видами пассивов и активов, позволяющего банку впредь выполнять свои обязательства перед кредиторами. Кроме того, при формировании кредитных ресурсов следует учитывать все издержки банка, связанные с привлечением средств (включая косвенные, например заработную плату работников банка), с тем расчетом, чтобы они имели минимально допустимый уровень, позволяющий банку не снижать норму прибыли при размещении этих средств в активные операции. Т. о., процессы управления активами и пассивами взаимосвязаны, взаимозависимы и осуществляются одновременно.3

 

1.2  Сущность и методы управление  процентным доходом

 Основным источником  доходов практически всех банков  является процентный доход, на долю которого должно приходиться не менее 70% совокупного дохода банка. В анализируемом периоде данное отношение соблюдалось на протяжении всех периодов. Но постепенно в самой структуре процентного дохода происходили изменения: вырос удельный вес доходов от операций с ценными бумагами и снизился удельный вес доходов от операционной деятельности. При этом доход от операционной деятельности снизился не только за счет уменьшения удельного веса кредитных операций, но и за счет убыточной деятельности по этим операциям при отсутствии резких изменений нормы процента на рынке ссудного капитала. Такая ситуация может быть объяснена только одной причиной — банк осуществляет льготное кредитование собственных учредителей. В условиях жесткой конкуренции такое управление процентной политикой губительно для банковской структуры.

Управление расходами банка. Снижение удельного веса операционных расходов и рост удельного веса прочих расходов  косвенно подтверждают сделанный ранее вывод о том, что банк выбрал тактику становления по агентским операциям. Тем самым банк ограничивает свои маркетинговые возможности по формированию других целевых сегментов рынка ссудного капитала и вместо диверсификации видов банковской деятельности и снижения портфельного риска общего капитала усугубляет свое положение, становясь узкопрофильной агентской организацией.

Управление прибылью и нормой прибыли на капитал.

 Исходя из структуры  формирования источников прибыли  единственным источником прибыли  банка является прибыль от  операций с ценными бумагами. При этом все остальные виды  деятельности банка убыточны. Динамика  объемов и структуры прибыли  по видам деятельности не подтверждает  ранее сделанных выводов об  ориентации банка на специализацию  по агентским операциям, а скорее  свидетельствует в пользу тех  предположений, которые были сделаны  при оценке планирования управления деятельностью банка, т. е. банк работает «по рынку» без разработки стратегии. Спонтанная деятельность по такой схеме не может обеспечить банку устойчивого запаса прочности или застраховать его от неожиданных конъюнктурных подвижек финансового рынка. В свою очередь, негативная тенденция нормы прибыли на капитал и оценка факторных признаков, оказывающих влияние на норму прибыли, свидетельствуют о снижении влияния интенсивных факторов на прибыльность собственного капитала банка. На протяжении последних двух периодов (12 и 1:3) последовательное отрицательное влияние на обобщающий результат банковской деятельности оказывает маржа прибыли . Это свидетельствует об отсутствии управления текущими издержками банка и эффективностью от роста масштаба общего капитала. При росте прибыли на 2,41 млрд. руб. в периоде \2 и на 6,69 млрд. руб. в периоде 1:3 маржа прибыли оказала отрицательное влияние в периоде Х.2 в размере 3,2 млрд. руб., а в периоде маржа прибыли и снижение эффективности использования активов уменьшили прирост прибыли на 2,27 и 6,64 млрд. руб., соответственно. Процентная прибыль в денежном выражении  имеет тенденцию к снижению за счет влияния интенсивного фактора — прибыльности капитала, а в периоде — и за счет уменьшения величины «достаточности капитала». Результаты исследования свидетельствуют о необходимости перестройки управления, как эффективностью деятельности банка, так и текущими издержками. При этом основное внимание необходимо уделять управлению рисками, связанными с построением портфеля активов, формированием пассивной ликвидности и процентными рисками.

Планирование управления деятельностью банка.

 Существующая в банковской  сфере конкуренция требует внутреннего  и внешнего анализа, определения  целей деятельности, а также стратегий  и планов их достижения. При  планировании должны быть выделены, как минимум, три задачи организации: определить профиль банка; определить  целевые рынки;

определить требования поддержки — виды услуг, банковские продукты и технологии.

Ниже сделана попытка оценить на основе количественного анализа и качественной интерпретации следующие аспекты управления: управление активами; управление обязательствами; результативность.

То есть оценка планирования в банке касается только тех аспектов планирования, которые можно выделить на основе официальной отчетности.

При оценке планирования и управления активами в банке можно предположить, что основной аспект планирования активов направлен на увеличение общего объема операций. При этом можно определить профиль банка как универсальный, так как основные объемы операций приходятся на операции с клиентами и расчетные операции по корреспондентским связям с другими банками. На долю этих операций в периоде приходилось соответственно 37,09% и 43,07% общего объема операций. Но процесс планирования в управлении активами носит случайный характер:

не представляется возможным выделить тенденции, связанные с формированием кредитного портфеля;

портфель ценных бумаг имеет значительные колебания, как по абсолютной величине, так и по удельному весу в структуре активных операций банка;

исключением являются объемы средств, отвлеченные в расчеты с выраженным трендом на повышение.

Давая оценку качеству планирования по управлению активными операциями, можно предположить, что планирование находится на низком качественном уровне, и в результате такой деятельности банк имеет несбалансированный инвестиционно кредитный портфель, которому присущ портфельный риск или риск утраты доходов в связи с изменением рыночной цены портфеля.

Не выделены целевые рынки, отсутствует продуктовая стратегия при планировании управления обязательствами банка. На протяжении исследуемого периода значительно сократился удельный вес счетов до востребования — с 44,72% до 16,60%, т. е. банк не проводит политики на повышение качества и улучшение расчетно-кассового обслуживания клиентов, не предлагая дополнительных услуг по обслуживанию клиентуры. Резко уменьшился удельный вес срочных депозитов — с 10,39% до 5,90%. Эта весьма негативная тенденция отражает то обстоятельство, что в банке не разрабатываются новые банковские продукты, нацеленные на конкретных пользователей. То есть отсутствуют продуктовая экспансия на рынке финансовых услуг и выделение целевых аудиторий пользователей банковских продуктов. Рост удельного веса средств из системы расчетов может косвенно свидетельствовать о переориентации банка с универсального профиля на специализацию по агентским операциям. Рассматривая банк в анализируемом периоде, можно предположить, что такое перепрофилирование при процентной политике кредитования приведет к увеличению иммобилизованных активов, росту отвлечения из привлеченных средств-брутто в непроизводительный оборот, уменьшению собственного капитала из-за снижения эффективности общего капитала, и, следовательно, к риску ликвидности. Существующее планирование по управлению обязательствами привело банк к потенциальному риску, связанному со снижением пассивной ликвидности. Поэтому банк не имеет амортизационных возможностей для сглаживания последствий таких событий, как значительное увеличение спроса на кредиты, резкое изменение нормы процента на рынке, качественно-технологические изменения банков-конкурентов.

Результативность банковской деятельности отражает некачественную работу по планированию деятельности банка, связанной с максимизацией доходов и минимизацией издержек, или свидетельствует об отсутствии такой работы. На протяжении рассматриваемого периода проявились следующие негативные тенденции: снизилась норма прибыли на капитал; уменьшились прибыльность и доходность активов;

ухудшилось состояние управления доходами и расходами;

упала процентная доходность активов, и параллельно возросла непроцентная доходность активов;

возросли операционные расходы при снижении доходности активов;

снизились экономическая результативность и рентабельность банковской деятельности.

Можно предположить, что результативность банковской деятельности не планируется и отсутствует управление ее эффективностью.

Следует заметить, что при планировании политики управления активно-пассивными операциями и их результативностью необходимо не только адаптироваться к требованиям финансового рынка на каждый определенный момент времени, но и формировать собственные рыночные сегменты и ставить цели достижения определенного положения (доли рынка) на этих сегментах.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Теоретические основы  анализа эффективности

деятельности коммерческого банка

2.1. Понятие эффективности деятельности  коммерческого банка

Банк  как  специфическое  предприятие  производит  продукт,

существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств.  Банк  скорее  торговое,  посредническое,  нежели  промышленное предприятие.  Схожесть  банка  с  торговлей  не  случайна.  Банк  действительно как  бы  покупает  ресурсы,  продает  их,  функционирует  в  сфере перераспределения,  содействует  обмену  товарами.  Он  имеет  продавцов, хранилища,  особый  товарный  запас,  его  деятельность  во  многом  зависит  от оборачиваемости.

Коммерческие  банки–  активный  элемент  рыночной  экономики.  Банки аккумулируют  средства  юридических  и  физических  лиц  и  размещают  их  от своего  имени  на  условиях  платности,  возвратности  и  срочности,  а  также осуществляют  расчетно-кассовые,  комиссионно-посреднические,  трастовые операции,  операции  с  ценными  бумагами,  кредитными  картами,  валютой, лизинг, факторинг, страхование, брокерские услуги и другие.

Коммерческие  банки– единственный  экономический  субъект,  который системно  управляет  всеми  функциями  денег  и  в  этой  связи  является первичным звеном рыночной экономики.

Информация о работе Анализ показателей эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»