Анализ показателей эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в финансовом результате деятельности и оценке финансового состояния ОАО «Сбербанка России» и разработке конкретных мероприятий по их эффективности.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
- характеристика ОАО «Сбербанк России», миссия, цели и задачи;
- рассмотреть теоретические основы финансового анализа;
- рассмотреть финансовые результаты деятельности ОАО «Сбербанк России»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕНТНЫМ ДОХОДОМ КАК ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА…………………………………………………………………………….5
Сущность и методы управления деятельностью банка……………………5
1.2 Сущность и методы управление процентным доходом…………………15
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА…………………………..…21
2.1. Понятие эффективности деятельности коммерческого банка………….21
2.2. Анализ показателей эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»……...……………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа банк.docx

— 153.97 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ: финансовый анализ банк

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕНТНЫМ ДОХОДОМ КАК ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА…………………………………………………………………………….5

    1. Сущность и методы управления деятельностью банка……………………5

1.2 Сущность и методы управление процентным доходом…………………15

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА…………………………..…21

2.1. Понятие  эффективности деятельности коммерческого  банка………….21

2.2. Анализ  показателей  эффективности деятельности  ОАО «Сбербанк России»……...……………………………………………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России функционирует огромное количество Банков, при этом особенностью изменений в современном банке является его универсальность, многочисленных новаций, формах обслуживания клиентов, в методах управления банком. Традиционные виды банковской деятельности усложнились, приобрели новые черты. В то же время возникают новые виды финансовых операций и услуг. Результата финансовой деятельности и выявления оценки финансовых результатов деятельности, влияющих на эту деятельность невозможно повысить уровень получаемой прибыли и рентабельности. Финансовый результат деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли. Анализ доходов и расходов банка дает возможность изучения результатов деятельности банка, следовательно, и оценки финансового состояния предприятия. Финансовый результат деятельности производится одновременно с анализом ликвидности баланса банка, и на основании полученных результатов делаются выводы относительно надежности банка в целом. Целью финансовой деятельности с точки зрения ее финансовых результатов является выявление резервов роста прибыльности банка и на этой основе формулирование рекомендаций руководству банка по проведению соответствующей политики в области пассивных и активных операций.

Величина достигнутых банком финансовых результатов является отражением всего комплекса внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее. С другой стороны, величина собственного капитала, объемы привлечения и размещения средств, активов, приносящих и не приносящих доходов, уровень обще банковских издержек, убытков и потерь, масштабы использования современных технологий, уровень доходности филиальной сети, организации внутреннего контроля и другое — факторы, зависящие от деятельности самого банка и качества управления им.

Цель работы заключается в финансовом результате деятельности и оценке финансового состояния ОАО «Сбербанка России» и разработке конкретных мероприятий по их эффективности.

В соответствии с поставленной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

- характеристика ОАО «Сбербанк  России», миссия, цели и задачи;

- рассмотреть теоретические основы финансового анализа;

- рассмотреть финансовые  результаты деятельности ОАО  «Сбербанк России»;

Объектом исследования послужила деятельность  ОАО «Сбербанк России».

Информационной базой проводимого исследования послужили бухгалтерского баланса, регламенты, различного рода инструкции, указания по организации экономической работы, законодательные и нормативные акты по теме исследования.

При написании работы были использованы таблицы, агрегированный отчет и баланс, группировки, наблюдения, методы экономического финансового состояния.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕНТНЫМ ДОХОДОМ КАК ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА

 

1.1 Сущность и методы  управления деятельностью банка

 

Основы управления в целом справедливы и в отношении банковской деятельности. Вместе с тем природа, содержание и механизм управления всегда зависят от природы и характера управляемого объекта (вида деятельности) и проявляются в особенностях, присущих только или преимущественно данной сфере управления. Свои особенности имеет и управление банковской деятельностью. При этом они не обязательно одни и те же в разных странах. Наоборот, управление банковской деятельностью в каждой стране может и даже должно отличаться большими или меньшими уникальными особенностями. Здесь нас будут интересовать, прежде всего, особенности, присущие банковской практике нашей страны. Однако чтобы такие особенности были понятны в должной мере, сначала необходимо выделить особенности самой банковской деятельности.

Принципиальное своеобразие деятельности банков в любой стране состоит в том, что она непосредственно связана с таким вопросом первостепенной государственной важности, как регулирование денежного хозяйства и тем самым – обеспечение здоровья финансов страны путем уменьшения или увеличения денежной массы в обращении, сжатия или эмиссии кредитных денег. Это значит, что имеются рыночные денежные операции, которые банки не могут не выполнять и которые не банкам не могут быть доверены и дозволены, операции, которые могут выполнять только банки и НКО, а также операции, которые банки и НКО могут проводить наравне с прочими хозяйствующими организациями (в отличие от двух первых групп операций эти последние не требуют наличия лицензии центрального банка). Уже из этого видно, насколько сложна структура деятельности банков. Данное обстоятельство накладывает весьма серьезные ограничения, как на внутреннее, так и внешнее управление банками, в том числе объясняет предельную жесткость применяемого к ним государственного надзора и регулирования.

Современные российские коммерческие банки работают в нелегких условиях, что, так или иначе, отражается в их управлении, хотя не всегда в адекватных формах.

Принципы и методы управления банком

Принципы и методы управления, которые могут и должны использоваться в банковском секторе, в общем плане были рассмотрены ранее. Здесь мы обратимся к их «прикладному» аспекту.

Как уже отмечалось, принципы управления целесообразно делить на две группы (таблица 1).

Таблица 1. Принципы управления, используемые банками

1 Общие для всех организаций

Характерные в основном для банков

1 Направленность управления на  достижение конкретных целей  Ориентированность управления на  создание атмосферы и условий  заинтересованности сотрудников  в достижении необходимых результатов (принцип активизации)

Соответствие целей (результатов) и средств управления

Комплексность процесса управления

Гибкость организационных структур управления

Неукоснительное соблюдение норм банковского и иного законодательства, выполнение обязательных нормативов, устанавливаемых центральным банком

Добровольность взаимоотношений и взаимной заинтересованности банков и их клиентов Максимизация удобств для клиентов

Минимизация рисков, прежде всего в отношении капиталов клиентов

Неиспользование недобросовестных методов конкуренции в отношениях с другими субъектами финансового рынка Максимизация прибыли при: минимальных общих затратах минимальной собственной доле в пассивах минимальном размере не находящихся в обороте резервов Постоянная ориентация на инновации (обновление и совершенствование методов и технологий деятельности и управления)


 

Отношение к перечисленным принципам управления со стороны руководителей разных банков определяется, во–первых, их общей правовой культурой, во–вторых, уровнем профессионального мастерства1.

С одной стороны, многие банки позволяют себе нарушать законодательство, нормативные акты Банка России, прибегать к недобросовестным приемам конкуренции, навязывать части клиентов непривлекательные и неравноправные условия обслуживания. С другой стороны, руководители и сотрудники многих банков подчас просто не знают, как практически придерживаться того или другого принципа, требующего, например, не только законопослушания, но и известного профессионализма (как применительно к условиям данного конкретного банка добиться на деле соответствия целей и средств управления, что значит гибкость организационных структур и как их сделать таковыми, как реально минимизировать риски деятельности, что и как именно следует делать в плане инноваций и т.д.).

Банк, претендующий на стабильную и долговременную работу, не должен позволять себе отклоняться от перечисленных принципов управления ни в силу нежелания, ни из–за неумения выполнять требования таких принципов; он должен признавать необходимость этих принципов и уметь их выполнять.

Сказанное может быть отнесено и к методам управления (экономическим, административным, социально–психологическим, нормативно–правовым). Для банка, стремящегося к стабильному развитию, наиболее важными с точки зрения использования методов управления можно считать проблемы: системного, комплексного, непротиворечивого применения всех методов; активизации применения эвристических методов управления (дискуссий, мозговых атак, экспертных оценок). К их проведению желательно привлекать и специалистов, не работающих в банке.

К оперативному управлению в целом могут быть предъявлены следующие требования: 1) текущие управленческие решения должны вытекать из принятой банком стратегии развития, непосредственно – из утвержденных планов (программ) его развития и результатов текущего, оперативного анализа событий, происходящих в окружающей банк среде и в нем самом; 2) должен соблюдаться принцип иерархичности принятия решений (на каждом уровне управления должны приниматься решения по четко зафиксированному кругу вопросов, причем в соответствии с процедурами, также закрепленными в соответствующих внутрибанковских регламентирующих документах); 3) должен соблюдаться Принцип единоначалия на всех уровнях управления на этапах принятия и фиксации решения и контроля за его выполнением; 4) необходимо по возможности широко использовать потенциал коллегиальности на этапах выявления проблемы, определения способов ее решения, формулирования пунктов соответствующей программы действий; 5) решение должно быть максимально конкретным (следует не только назвать проблему, но и предложить организационные, финансово–экономические, правовые, кадровые и другие механизмы ее решения и механизмы контроля); 6) решение должно быть зафиксировано (в письменной форме, если это возможно); 7) решение должно быть доведено до исполнителей в варианте, исключающем всякое неоднозначное его толкование.2

Особое значение в оперативном управлении имеют быстрота и своевременность принятия решений, диктуемые, в частности, спецификой процессов на финансовом рынке.

Как отмечалось, оперативное управление (регулирование) включает в себя и организационную деятельность («организацию») – распределение и координацию трудовых функций, формирование (переформирование) необходимых организационных структур, поскольку такая работа ведется в оперативном, текущем режиме. Значение организации в рассматриваемом здесь смысле состоит в том, что как функция управления она обеспечивает чрезвычайно важное условие, без которого поставленные цели не могут быть достигнуты и вообще объект управления не будет поддаваться управлению, – упорядоченность элементов, из которых он состоит, включая их оправданную соподчиненность (субординацию), согласованность технической, экономической, социально–психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях, причем не просто упорядоченность или согласованность на основе случайного принципа, а такую, которая наиболее полно отвечает предназначению, интересам и иным условиям данной конкретной организационно–экономической системы.

В частности, эта деятельность должна определять организационную структуру банка с четким распределением полномочий и ответственности сотрудников на всех уровнях, формировать и упорядочивать прямые и обратные связи, дающие возможность оценивать результаты выполнения распоряжений, отдаваемых вышестоящими органами, и изменять ранее определенные задания в зависимости от текущей и прогнозируемой рыночной ситуации, в которой приходится работать банку (регулирование в кибернетическом смысле слова).

Методы управления деятельностью банка

Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств. Как уже отмечалось, банки должны так размещать средства в активы, чтобы они, с одной стороны, приносили соответствующий доход, а с другой – не увеличивали бы риск банка потерять эти средства.

На основе анализа структуры активов в разрезе отдельных их групп и видов, как на определенную дату, так и в динамике за соответствующий период времени банк может перемещать средства из одного вида активов в другой при неизменных источниках средств или при появлении новых денежных ресурсов размещать их в активы с таким расчетом, чтобы обеспечить формирование наиболее приемлемой структуры активов с точки зрения надежности размещения и исходя из уровня дохода. В мировой банковской практике управление активами осуществляется посредством ряда методов, к которым, в частности, относятся метод общего фонда средств и метод распределения активов.

Сущность метода общего фонда средств заключается в том, что в процессе управления активами все виды ресурсов, а это вклады и остатки средств на счетах до востребования, срочные вклады и депозиты, уставный капитал и резервы, объединяются в совокупный фонд ресурсов коммерческого банка. Далее средства этого совокупного фонда распределяются между теми видами активов, которые с позиции банка являются наиболее приемлемыми с точки зрения их прибыльности. В модели общего фонда средств для осуществления конкретной активной операции не имеет значения, из какого источника поступили средства, пока их размещение содействует достижению поставленных перед банком целей. Схематично этот метод представлен ниже (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Управление активами с помощью общего фонда средств

При использовании этого метода сначала определяется доля средств, которая может быть размещена в активы, представляющие резервы первой очереди, т. е. те средства, которые могут быть немедленно использованы для выплаты изымаемых вкладов или удовлетворения заявок на кредиты. Это – главный источник ликвидности коммерческого банка (средства в кассе и на корреспондентских счетах в Центральном Банке и в коммерческих банках–корреспондентах).

Информация о работе Анализ показателей эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»