Анализ затрат на производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 20:12, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть основы анализа затрат на производство. На основании поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть цели анализа затрат на производство и основные классификации затрат;
- изучить основы факторного анализа затрат на производство продукции;
- рассмотреть анализ затрат на 1 рубль товарной продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

5071.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

Для подтверждения обоснованности текущих расходов следует исходить из темпа их роста и темпа роста выручки от продаж. Причем последний должен быть опережающим, поскольку расходы могут быть оправданы только тогда, когда они компенсируются доходами. В данном случае речь идет о расходах на производство и реализацию продукции без учета, без учета затрат капитального и финансового характера.

Оценка влияния факторов на результативный показатель – расходоемкость производства и реализации продукции (ds опер.) проводится с помощью следующей исходной модели:

 ds опер. = Общая величина расходов по обычным видам деятельности (сумма постоянных и переменных расходов на производство и реализацию продукции) / Величина выручки от продаж.

Применяя метод детерминированного моделирования исходной факторной системы, так называемый метод «Дюпон», вышеприведенная формула преобразуется в многофакторную модель  смешанного типа:

ds опер. = Sопер./N = (qобщ.*S1перем. + Sпост.)/ qобщ.*p,

где ds опер. – расходоемкость производства и реализации продукции;

Sопер. – общая величина расходов по обычным видам деятельности;

N – выручка от продаж (нетто);

qобщ. – объем производства и реализации (в количественном выражении);

S1перем. – удельные переменные расходы в расчете на единицу продукции;

Sпост. – величина постоянных расходов;

p – цена единицы продукции.7

Алгоритмы расчетов влияния факторов на изменение уровня расходоемкости  с использованием способа цепных подстановок показаны в таблице 3.

 

 

 

Таблица 3

Порядок расчета влияния факторов на уровень расходоемкости

Расходоемкость

Значения факторов

qобщ.

S1перем.

Sпост.

p

1

Предыдущего года

пред.

пред.

пред.

пред.

2

Пересчитанная с учетом изменения общего количества продукции в отчетном периоде

отч.

пред.

пред.

пред.

3

Пересчитанная с учетом изменения общего количества продукции и удельных переменных расходов в отчетном периоде

отч.

отч.

пред.

пред.

4

Пересчитанная с учетом изменения общего количества продукции,  удельных переменных  и постоянных расходов в отчетном периоде

отч.

отч.

отч.

пред.

5

Пересчитанная с учетом изменения общего количества продукции,  удельных переменных  и постоянных расходов и цен  в отчетном периоде

отч.

отч.

отч.

отч.

6

Расчет влияния факторов

п2.-п1

п3.-п2

п4.-п3

п5.-п4


 

С помощью этой методики можно определить какие факторы и насколько повлияли на изменение расходоемкости производства продукции. Данная методика может быть востребована при проведении управленческого анализа деятельности предприятия в достаточно стабильных условиях, при незначительных колебаниях рыночного спроса, цен, ассортимента выпускаемой продукции, структуры затрат и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции

Одним из основных показателей анализа затрат на производство является показатель затрат на 1 рубль товарной продукции, который вычисляется по следующей формуле:

                                  

,                                                      (1)                 

где: F – затраты на 1 рубль товарной продукции;

 – вид продукции;

 – количество продукции i-го вида;

 – себестоимость продукции i-го вида;

 – цена продукции i-го вида.

Затраты на 1 рубль товарной продукции – это универсальный показатель, который:

  1. имеет комплексный характер (может быть рассчитан как на единицу продукции, так и на весь состав);
  2. имеет сквозной характер (может быть рассчитан на любом уровне предприятия);
  3. показывает связь между себестоимостью и прибылью (с одной стороны характеризует уровень себестоимости, с другой – уровень рентабельности и прибыльности продукции).8

Анализ затрат на 1 рубль ТП можно проводить: в динамике, в сравнении с другими предприятиями, проведение анализа по сравнению с планом, выявление факторов, влияющих на этот показатель.

Задачами анализа затрат на 1 рубль товарной продукции являются:

  1. определение общего отклонения по затратам на каждый вид продукции:

                                              

,                                            (2)

где:   - общее отклонение i-го вида продукции;

 - затраты на 1 рубль товарной  продукции i-го вида по факту;

 - затраты на 1 рубль товарной  продукции i-го вида по плану.

  1. факторный анализ – определение количественной оценки влияния каждого фактора на показатель.9

Уровень затрат на рубль ТП непосредственно зависит от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции.

На изменение затрат на 1 рубль товарной продукции влияют такие факторы, как уровень оптовых цен на продукцию, структура и ассортимент продукции и себестоимость отдельных изделий.

Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции можно проводить в динамике, в сравнении с другими предприятиями и в сравнении с плановыми данными.

Рассмотрим применение показателя затрат на 1 рубль товарной продукции на примере.

Таблица 4

Сведения о продукции ООО «Альфа & Омега» (плановые данные)

Вид продукции (

)

Количество продукции (

), шт.

Себестоимость продукции (

), руб.

Цена единицы продукции (

), руб.

A

100

3,25

5

B

150

2,75

4

C

200

2,25

4


 

На основе данных, представленных в таблице 1, можно рассчитать запланированный показатель затрат на 1 рубль товарной продукции:

Полученное в результате подсчётов значение говорит о том, что предприятием «Альфа & Омега» запланирован уровень затрат в размере 0,625, т. е. 62,5 копейки затрат на 1 рубль товарной продукции (прибыль при этом должна составить 37,5 копейки).

Таблица 5

Сведения о продукции ООО «Альфа & Омега» (фактические данные)

Вид продукции (

)

Количество продукции (

), шт.

Себестоимость продукции (

), руб.

Цена единицы продукции (

), руб.

A

100

3,35

4,5

B

150

2,75

4

C

200

2,75

4


 

На основе данных, представленных в таблице 5, можно рассчитать фактический показатель затрат на 1 рубль товарной продукции:

Полученное в результате подсчётов значение говорит о том, что фактический уровень затрат на 1 рубль товарной продукции отличается от запланированного и составляет 0,701, т. е. 70,1 копейки затрат на 1 рубль товарной продукции.

Отклонение факта от плана составляет:

Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что фактически полученные данные по товарной продукции резко отличаются от запланированных. Это связано со следующими факторами:

  1. уровень себестоимости продукции (по товарным позициям A и C произошло его увеличения на 0,1 рубля и 0,5 рубля соответственно, по товарной позиции B данный уровень остался неизменным);
  2. цена единицы продукции (из-за высокой конкурентной среды общество «Альфа & Омега» не имело возможности повысить цену на свою продукцию, а в случае с продукцией вида A пришлось даже её снизить на 0,5 рубля чтобы остаться на рынке).

В связи с этим, целесообразно провести анализ влияния каждого фактора на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции:

  1. влияние изменения уровня себестоимости товарной позиции A:

Отклонение составило:

  1. влияние изменения уровня себестоимости товарной позиции C: (и в целом товарной позиции C, поскольку изменился только уровень себестоимости):

Отклонение составило:

  1. влияние изменения уровня себестоимости в целом (по всем товарным позициям):

Отклонение составило:

  1. влияние изменения цены единицы продукции A (и в целом, поскольку изменилась цена только данного вида продукции):

Отклонение составило:

  1. влияние изменений показателей при производстве продукции A:

Отклонение составило:

Таким образом, проанализировав полученные сведения, можно сказать о том, что наибольшее влияние на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции оказало изменение уровня себестоимости (-0,058 против -0,018 при изменении цены единицы продукции). А в самом изменении уровня себестоимости наибольшее влияние оказало изменение себестоимости продукции C (-0,053 против -0,005 по продукции A).

Анализируя влияние каждой товарной позиции, можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на исследуемый показатель оказали изменения при производстве продукции C (-0,053 против -0,023 по продукции A).

Резюмируя вышесказанное, следует рекомендовать предприятию «Альфа & Омега» обратить большее внимание на уровень себестоимости товарной позиции C, поскольку именно данный фактор оказывает наибольшее влияние на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции (-0,53 из -0,76 общих отклонений), а через него и на чистую прибыль.

Вышеизложенный пример проиллюстрировал всю важность такого универсального показателя, как показатель затрат на 1 рубль товарной продукции, поскольку он позволяет определять, какие факторы и в какой степени влияют на прибыльность и рентабельность (как по отдельным видам продукции, так и по предприятию в целом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Главная цель анализа затрат на производство состоит в выявлении резервов для оптимизации текущих производственных затрат предприятия с целью снижения себестоимости выпускаемой им продукции.

Главными официальными информационными источниками для проведения комплексного анализа является квартальная и годовая бухгалтерская и статистическая отчетность. Кроме того, используются и другие информационные источники: калькуляции на выпускаемую продукцию; планы социально-экономического и технического развития предприятия и другие документы внутреннего пользования.

Комплексный анализ себестоимости продукции осуществляется по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Результаты анализа и выработанные по ним мероприятия являются основанием для разработки бизнес-планов производственного развития предприятия на перспективу.

В качестве объекта анализа выступают затраты предприятия на производство продукции по основному виду деятельности.

Общая сумма затрат на производство зависит от изменения: объема производства продукции, структуры продукции, уровня переменных затрат на единицу продукции, суммы постоянных расходов.

Факторный анализ затрат на производство продукции позволяет оценить количественное влияние различных факторов на изменение затрат.

Одним из основных показателей анализа затрат на производство является показатель затрат на 1 рубль товарной продукции. На изменение затрат на 1 рубль товарной продукции влияют такие факторы, как уровень оптовых цен на продукцию, структура и ассортимент продукции и себестоимость отдельных изделий. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции можно проводить в динамике, в сравнении с другими предприятиями и в сравнении с плановыми данными. Показатель затрат на 1 рубль товарной продукции позволяет определять, какие факторы и в какой степени влияют на прибыльность и рентабельность.

Информация о работе Анализ затрат на производство