Ярмарочная и выставочная деятельность в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:52, реферат

Краткое описание

Особенно эффективны выставочные мероприятия в сочетании с комплексом сопутствующих рекламных мероприятий (рекламной кампанией в прессе, проведением презентаций, пресс-конференций, "круглых столов", встреч со специалистами и т. п.). Высокая эффективность этого средства рекламы подтверждается тем, что ежегодно в мире проводят многие тысячи крупных выставочных мероприятий, требующих значительных затрат.

Вложенные файлы: 1 файл

Выставочная и ярмарочная деятельность в РБ.docx

— 47.26 Кб (Скачать файл)

Само собой  разумеется, что стенд надо всегда содержать в порядке. Ежедневную уборку можно производить и собственными силами, но можно это поручить и  той фирме, с которой администрация  выставки заключила соответствующий  договор. Кроме того, специально выделенный для этого сотрудник должен постоянно  следить за порядком и чистотой. Переполненные пепельницы, валяющиеся повсюду проспекты и раскрошившиеся кексы очень скоро приведут посетителя к нежелательным выводам об общем уровне сервиса у данного участника выставки.

Охрана стенда и, соответственно, экспонатов тоже должна быть налажена - в том числе, во время  монтажа и разборки. Известно по опыту, что в это время все  перевернуто вверх дном, всюду  суета, поэтому ценные выставочные  товары не должны оставаться без присмотра.

Но это касается и ежедневной работы стенда. В особенности  на тех выставках, где число посетителей  очень велико, ценные выставочные  товары должны быть в безопасности.

Обычно выставочные  павильоны ночью охраняются. Но стенды, где есть ценные товары, могут обеспечить себе и собственную охрану.

Заключительная  часть работы на стенде

Непосредственно после того как выставка заканчивается, с сотрудниками стенда должна быть проведена заключительная беседа. Пока воспоминания еще свежи, можно учесть некоторые частности общего характера, чтобы использовать их потом, во время  следующей выставки. В письменном отчете могут быть даны рекомендации для следующих презентаций товара.

Демонтаж стенда можно начинать только после официального завершения мероприятия. Не стоит в  последний день выставки шокировать посетителей видом полупустых стендов. Общее настроение обрыва, конца, не подействует зазывно на заинтересованного  посетителя.

Своевременная организация разборки и транспортировки  помогает сэкономить время и избежать стрессовой ситуации.

 

В настоящее время  в Республике Беларусь в отличие  от ряда государств не существует единого  правового акта, посвященного регулированию  всех аспектов выставочно-ярмарочного  бизнеса. Различные вопросы указанной  деятельности регулируются в стране как законодательными актами общего характера, так и нормативно-правовыми актами Совета Министров, министерств и государственных комитетов Республики Беларусь.

Основным документом, который регулирует отношения, напрямую затрагивающие проблематику осуществления  выставочно-ярмарочного дела, является постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 22 июля 2004 г. № 890 «О некоторых вопросах выставочной и ярмарочной деятельности», которым утверждено Положение о порядке организации выставок и ярмарок.

Указанный документ развивает ранее принятые правительственные  решения в выставочной сфере  применительно к новым условиям и нацелен на продвижение отечественных  товаров и услуг, технологий и  научных разработок на внутренний и  внешний рынки. Положение регулирует отношения, связанные с организацией и проведением выставок (ярмарок) экономического характера в Республике Беларусь, национальных выставок (экспозиций) Республики Беларусь за рубежом, организацией белорусских разделов на зарубежных международных выставках (ярмарках). Оно распространяется на юридических лиц как государственной, так и негосударственной формы собственности, индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке, физических лиц — резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, иностранных юридических лиц.

Положение устанавливает, что по географическому принципу выставки (ярмарки) подразделяются на международные, иностранные, региональные и национальные; по отраслевому принципу — на универсальные, специализированные, отраслевые. Например, международная выставка означает мероприятие, в котором наряду с юридическими и физическими лицами — резидентами Республики Беларусь, принимают участие в качестве экспонентов нерезиденты Республики Беларусь (непосредственно либо через своих официальных представителей в Республике Беларусь), количество которых должно составлять не менее 10 % от общего числа экспонентов, а выставочное оборудование и перечень предоставляемых экспонентам и посетителям мероприятия услуг соответствуют статусу выставки (ярмарки).

Указанное положение  также определяет права, обязанности  и ответственность субъектов  выставочно-ярмарочной деятельности в  Республике Беларусь, механизм управления этим видом внешнеэкономической  деятельности, порядок финансирования выставок (ярмарок).

Проблематика проведения и участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях регулируется также постановлениями  Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 1994 г. № 212 «Об упорядочении проведения выставок, симпозиумов и  семинаров по медицинской тематике» [15], от 14 марта 2003 г. № 331 «О взимании налога на доходы от реализации товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь для демонстрации на выставках, выставках-продажах, ярмарках» [21] и от 30 октября 2002 г. № 1504 «О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями» [23].

Отдельные вопросы  общего характера в сфере осуществления  выставочно-ярмарочной деятельности регулируются нормативными правовыми актами, являющимися  основополагающими для всех отраслей экономики, в том числе Гражданским (заключение договоров) [5], Налоговым (порядок  налогообложения) [13] и Таможенным кодексами  Республики Беларусь (перемещение товаров, предназначенных для выставок, через  таможенную границу Республики Беларусь) [32]. В данной связи также следует упомянуть Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [22].

Особо следует выделить Закон Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 208-З «О торгово-промышленной палате» [24], в котором в качестве одной из основных сформулирована задача организации международных и  национальных выставок и ярмарок.

В систему внутреннего  законодательства, касающегося данной сферы, входят также двусторонние договоры Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами, содержащие положения, имеющие отношение  к выставочно-ярмарочной деятельности. За годы независимого существования Республика Беларусь заключила около 40 международных соглашений такого рода, в том числе с Австрией, Аргентиной, Германией, Израилем, Китаем, ОАЭ, Польшей, Россией, Турцией, Финляндией, Чехией, ЮАР [4], в которых содержатся статьи, предусматривающие взаимное предоставление условий для организации на территориях двух государств торговых ярмарок, выставок, а также обмен информацией торгово-экономического характера.

Кроме того, в развитие положений законодательства, предусматривающего делегирование правительством соответствующих  полномочий, отдельные органы государственного управления издают свои нормативные  правовые акты, обязательные для исполнения всеми субъектами выставочно-ярмарочной деятельности Республики Беларусь, а  также в отдельных случаях  иностранными экспонентами на территории страны.

К ним относятся  приказ Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 3 февраля 1997 г. № 5, утверждающий Положение о выставках инновационной  продукции [26], постановление Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 28 февраля 2000 г. № 7 «Об утверждении  Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на доходы иностранных  юридических лиц от реализации товаров  на выставках, выставках-продажах, ярмарках» [16], постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 5 июля 2001 г. № 5 «Об утверждении Положения о порядке частичного финансирования участия субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь в выставочно-ярмарочных мероприятиях за счет средств республиканского бюджета» [19], постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 18 января 2002 г. № 3 «Об утверждении Положения о порядке реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на выставках, выставках-продажах, ярмарках» [18], постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 22 «Об утверждении Положения о таможенном режиме временного ввоза (вывоза) товаров и внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке регистрации документов, отражающих операции таможенного оформления» [20] и постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 28 декабря 2004 г. № 55 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и ведения национального календаря выставок (ярмарок), организуемых в Республике Беларусь» [17].

Особое место  среди нормативных правовых актов  межведомственного характера занимает Положение о Совете по выставочной  и ярмарочной деятельности при Министерстве торговли Республики Беларусь, утвержденное приказом министра торговли Республики Беларусь от 2 мая 2002 г. № 38 [28]. В соответствии с данным документом Совет является совещательно-консультативным органом, призванным содействовать развитию выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Беларусь и широкой международной кооперации в этой сфере. Отличительной чертой этого органа является то, что он функционирует на общественных началах.

В соответствии с  этим Положением основными задачами Совета являются подготовка предложений  и рекомендаций органам государственного управления по развитию выставочной  сферы в стране, в том числе  путем выработки рекомендаций для  отраслевых министерств, организаций, объединений, союзов, ассоциаций и т. д. по стимулированию экспорта белорусских  товаров через участие в международных  выставках и по насыщению рынка  Республики Беларусь высококачественными  иностранными товарами; развитие международной кооперации в выставочной области; организация международных конференций, семинаров, симпозиумов и совещаний по проблематике выставочной деятельности в Республике Беларусь и участие в аналогичных мероприятиях за рубежом; рассмотрение предложений министерств, других органов государственного управления и выставочных компаний по организации в Республике Беларусь международных и иностранных выставок, ярмарок и перспективных тематических экспозиционных программ; содействие в организации обучения и стажировки специалистов выставочных компаний и выставочных комплексов в Республике Беларусь или в соответствующих иностранных центрах. Важной функцией Совета представляется участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих регулирование и координацию выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Беларусь.

В состав Совета входят представители министерств торговли, финансов, иностранных дел, экономики, промышленности, других органов государственного управления и организаций, а также  Администрации Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь.

Решения Совета носят  рекомендательный характер и доводятся  до сведения министерств, других органов  государственного управления, Белорусской  торгово-промышленной палаты, выставочных  компаний и комплексов Республики Беларусь независимо от форм собственности.

На заседаниях Совета принимаются календарь международных, национальных и региональных выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых в Республике Беларусь, а также План участия  республики в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом.

Таким образом, действующая  в Республике Беларусь нормативно-правовая база создает определенные условия  для развития выставочно-ярмарочной деятельности в стране. Основной документ, действующий в этой сфере, — Положение, утвержденное постановлением Совета Министров  № 890, достаточно гибко регулирует процедуру  планирования, организации и проведения выставок. Представляются удачными такие  заимствования из мирового выставочного опыта, как делегированное Министерству торговли право отказа во включении  в Национальный календарь выставок (ярмарок), организуемых в Республике Беларусь на последующий год, в случаях:

— проведения в  одни и те же или близкие календарные  сроки выставок по демонстрации (продаже, заключению иных договоров) однородных (однотипных) товаров, работ, услуг;

— использования  организаторами выставок, ярмарок близких  им наименований, логотипов с предложением уточнить их наименование (и логотип).

К несомненным достоинствам этого документа следует отнести, в первую очередь, то, что он впервые  в законодательной практике Республики Беларусь предусмотрел возможность  закрепления авторского права устроителя на название и логотип выставки.

Постановление содержит ряд иных изменений и дополнений, направленных на оптимизацию государственного управления и регулирования этой сферы деятельности, обеспечивающих ее демонополизацию и свободное  развитие. Дано полное определение  международной выставки и указано, в каких случаях она может  носить это название. Остальные новшества, предлагаемые постановлением, носят  в основном поверхностный характер: немного более четкими стали ранее существовавшие определения, чуть более подробно, чем ранее, описаны права и обязанности устроителей выставки, добавилась информация описательного характера. Тем не менее, кардинальные вопросы регулирования выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Беларусь положение не решает.

Вместе с тем, в законодательстве остаются неурегулированными ряд вопросов в сфере налогообложения, таможенного оформления, трудового  права, конкуренции. Не работает в полной мере механизм выполнения белорусской  стороной международных обязательств по ряду многосторонних таможенных конвенций, затрагивающих вопросы транзита товаров по территории Республики Беларусь.

Важнейшим недостатком  данного документа является отсутствие какого-либо упоминания о реальных полномочиях государственных органов, ответственных за управление выставочной  деятельностью, по пресечению действий, противоречащих положениям постановления, и применению санкций за неисполнение их решений. В частности, не предусмотрены меры по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции, «перехвата выставок» и т. д. Кроме того, в действующих в настоящее время нормативных правовых документах отсутствуют нормы, широко применяемые в международной выставочной практике: таможенные льготы, разрешение беспошлинной и бесконтрактной розничной продажи со стендов экспозиционных образцов для покрытия части организационных расходов и т. д.

Информация о работе Ярмарочная и выставочная деятельность в Республике Беларусь