Эффективность управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 12:21, контрольная работа

Краткое описание

Цели действий менеджера должны быть конкретными и измеримыми, т.е. для каждой цели должен существовать критерий, который позволил бы оценить степень ее достижения. Если такого критерия нет, то невозможна реализация одной из основных функций управления – контроля. И в этом смысле цель, степень достижения которой можно количественно измерить, всегда лучше цели, сформулированной лишь словесно.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………..….1
2. Контроль реализации управленческих решений……………………………………….….1
3. Социально-психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений…….…4
4. Оценка эффективности управленческих решений……………………………………..….5
5. Особенности оценки эффективности решений……………………………………………7
6. Заключение………………………………………………………………………………….12
7. Список используемой литературы………………………………...………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

Эффективность управленческих решений в 2.docx

— 103.55 Кб (Скачать файл)

     И только с возникновением и развитием  капитализма, рыночной экономики управления производством, а с ним - и управление людьми, их трудом, приобретает все  большее значение.

     И все же до конца 19-го - начала 20-го века научного управления, и тем более  управление персоналом, не существовало.

     Поэтому моим долгом будет рассмотрение основных направлений эволюции взглядов на проблему управления персоналом.

  1. Возникновение науки об управлении

     Управление  в человеческом обществе существовало испокон веков. Любое государственное  устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто  управляет). Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни строительство египетских пирамид, ни создание висячих садов Вавилона, ни ведение войн, ни возникновение  и расцвет городов государств.

     Практическое  управление возникло тогда, когда появились  организации. Однако организации древности  во многом отличались от современных. Основные отличия старых организаций от современных: малое количество крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, упор на приказ и интуицию, малое количество людей, которым было дано право принимать важные для организации решения. Однако с древних времен люди больше внимания уделяли тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т.д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс управления, который в конечном счете мог бы более надежно привести их к цели. Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XX в. От более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления. Например, книга "Поучение Птаххотепа" (Древний Египет, 2000-1500 гг. до н. э) содержит советы начальнику - субъекту управления: "... будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса".

     В Древней Греции о необходимости специализации производственных процессов говорил Платон. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу труда: "Главная задача - поставить нужного человека на нужное, место и добиться выполнения своих указаний".

     В Древнем Риме Катон Старший (234-149 гг. до н. э) советовал владельцу земли "посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена". Предлагалось также дать управляющему план работ на год.

     Управленческие  ноу-хау передавались из поколения  в поколение в узких кругах управленческой элиты. Существенный вклад  в развитие управленческой мысли  внес итальянский государственный  деятель Макиавелли (1469-1527 гг.). Он, в  частности, говорил: "Об уме правителя  первым делом судят по тому, каких  людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в  его мудрости, ибо он сумел распознать их способности и удержать их преданность".

     Он  говорил также: "Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если помощник больше заботится о  себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда  не будет хорошим слугой государю". Макиавелли принадлежит и эта  блестящая управленческая мысль: "Многие полагают, что кое-кто из государей, слывущих мудрыми, славой своей обязаны  не себе самим, а добрым советам своих  приближенных, но мнение это ошибочно. Ибо правило, не знающее исключения, гласит: государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы". В России значительную роль сыграли реформы государственного управления Петра I, что сказалось на различных областях управленческой деятельности. Интересны рекомендации руководителю производства того времени: "Управителю, по окончании каждого года, а именно в декабре месяце, о припасах и работниках, конечно иных и к чему, потребно сочинять ведомости не позже как 20 го числа, дабы о покупках припасов на ярмарках и о прочем можно рассудить и определение, не упуская времени, учинить. А ежели оных на то число подано не будет, то за оное с управителя за всякий умедленный день удержать надлежит по гривне". Дальнейшее развитие управленческая мысль получила после промышленной революции, которая совершилась в Европе в середине XVIII в. Последовавшее за ней бурное развитие производства привело к внедрению сборочного комбайна и взаимозаменяемых частей машин, использованию (Э. Уитни) методов контроля качества, специализации производственных рабочих (Ч. Бэббидж) и т.д. На разных этапах развития человеческого общества предпринимались попытки систематизации управленческой деятельности или ее составляющих. Отметим в соответствии с основные вехи. Первый вклад в систематизацию управленческой деятельности, значение которого трудно приуменьшить, был внесен в древнем Шумере в 5м тысячелетии до н.э. - это введение письменности.

     Впервые появилась возможность передавать и накапливать информацию. Это  послужило стимулом к интенсификации управленческой деятельности того времени. Возник класс жрецов-бизнесменов, с  одной стороны, владевших письменностью, а с другой стороны, принимавших  участие в торговых операциях  и коммерческих отчетах, в создании и упорядочении системы управления стихийно складывающимися торговыми  отношениями в древнем Шумере.

     Во  время правления вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э) был разработан и введен в действие Свод законов  управления государством. В соответствии с этим Сводом законов управление в государстве переходило от религиозного к светскому стилю управления. Был усилен контроль и ответственность  за выполнение работ. При правлении  Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э) произошло соединение государственных методов управления с управлением, и прежде всего контрольными его функциями, в сфере производства и строительства.

Этапы развития управленческой мысли:

До  н/э

5000 - Шумеры - Письменность, регистрация фактов

4000 - Египтяне - Признание  необходимости планирования, организации  и контроля

2600 - Египтяне - Децентрализация  в организации управления

1800 - Хаммурапи  - Использование свидетелей и  письменных документов для контроля, установление минимальной заработной  платы, признание недопустимости  перекладывания ответственности

1491 - Евреи - Концепция  организации, скалярный принцип

600 - Навуходоносор  - Контроль за производством и стимулирование через заработную плату

400 - Сократ - Формулировка  принципа универсальности менеджмента

400 - Ксенофонт - Признание менеджмента как особого вида искусства

175 - Кат он - Использование  описаний работ

Н/э:

20 - Иисус Христос  - Единоначалие Золотое правило  Человеческие отношения

1100 - Газали - Требования к менеджеру1835 - Маршалл, Логман - Признание и обсуждение относительной важности менеджмента

1881 - Джозеф Вартон Разработка для колледжа курса предпринимательского менеджмента

1900 - Фредерик У Тейлор - Научный менеджмент, системный подход, кадровый менеджмент, необходимость кооперации между трудом и менеджментом, функциональная организация, оценка

1916 - Генри Файоль - Первая полная теория менеджмента, его функции, принципы, признание необходимости преподавания менеджмента Александр Г Черн - Функциональная концепция менеджмента

1919 - Моррис Л  Кук - Различные области использования  менеджмента

1927 - Элтон Мейо - Социологическая концепция групповых устремлений 1943 - Линделл Урвик - Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента

1949 - Норберт Винер - Разработка системного анализа в теории информации

1976 - Ромари Стюарт Альтернатива и ограничение действий менеджера в различных ситуациях 1985 - Том Петере - Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации как к важному ресурсу развития бизнеса.

Наука об управлении Тейлора.

Но первый настоящий  прорыв в развитии теории управления был совершен благодаря трудам американского  инженера Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). Этому в значительной степени способствовала обстановка, сложившаяся к началу XX в. в США. Для США этого периода характерно бурное развитие промышленности. Сеть железных дорог превратила страну в один огромный рынок рабочей силы, которая нуждалась в эффективном управлении. Процветали, прежде всего те предприятия, на которых предприниматели уделяли должное внимание методам управления. Тем не менее управленческое искусство приходило лишь с опытом, а обучение осуществлялось лишь на собственных ошибках и находках предпринимателей. Все это создавало необходимые предпосылки для возникновения науки об управлении. Современная наука об управлении начинается с момента выхода в 1911г. книги Тейлора "Принципы научного управления". Тейлор предложил систему "научного управления", которую характеризовал так: "Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния".

Основные ее положения можно сформулировать следующим образом:

1. Создание научного  фундамента, заменяющего собой старые, традиционные, практически сложившиеся  методы работы, научные исследования  каждого ее элемента.

2. Отбор рабочих  на основе научных критериев,  их тренировка и обучение.

3. Сотрудничество  между администрацией и рабочими  в деле практического внедрения  научно разработанной системы  организации труда.

4. Равномерное  распределение труда и ответственности  между администрацией и рабочими. Интересны его, носившие революционный  характер, предложения по организации  производства и труда в целом  и заработной платы в частности:  заработная плата начисляется  человеку, а не месту; установление  расценок должно быть основано  на точном знании, а не на  догадках; расценки, основанные на  точном знании, должны быть единообразными; благодаря установленным таким  образом расценкам товары производятся  дешевле, а рабочие получают  более высокую заработную плату,  чем обычно; заработная плата,  основанная на точном знании, создает лучших рабочих, дает  им возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной  медлительности в работе, пробуждает  интерес рабочих и предпринимателей  к сотрудничеству. От линейной, по  типу армейской, системы организации,  когда рабочий получал распоряжения  от одного-единственного начальника, Тейлор предложил перейти к  системе, в которой работа мастера  и бригадира была разделена  на восемь частей и рабочий  вместо одного начальника непосредственно общался с восьмью "узкими" специалистами, которые гораздо более профессионально знали свой участок работы. Приводило к резкому увеличению административно-управленческого персонала, но в целом было несомненным шагом вперед и обеспечивало значительный рост производительности труда. Работы Тейлора были приняты в штыки. Профсоюзы увидели в тейлоризме средство усиления эксплуатации трудящихся. Отрицательной была реакция со стороны крупных предпринимателей, поскольку использование новой системы организации труда, предложенной Тейлором, требовало отказа от старых, традиционных, привычных способов и технологий управления производством, пересмотра собственного поведения, значительных усилий по внедрению новой системы. Первые опыты по внедрению системы Тейлора на предприятиях США были достаточно впечатляющими. Но переломную роль в признании системы Тейлора сыграл получивший широкий общественный резонанс конфликт между железнодорожными компаниями, бывшими гордостью страны, и группой фирм - отправителей грузов, происшедший в 1910г. Железнодорожные компании под предлогом высоких издержек на заработную плату стремились повысить тарифы, с чем не были согласны отправители. С помощью системы Тейлора удалось показать, что издержки железнодорожных компаний могут снижаться на 1 млн. долл. (в ценах 1910г) ежедневно. Железнодорожные компании в этом споре потерпели поражение. Это послужило стимулом для более внимательного отношения со стороны широких предпринимательских кругов к принципиально новым управленческим идеям Тейлора. Идеи научного управления получили широкое признание. Уже в 1912г. в 55 отраслях бизнеса, включая транспорт и строительство, были внедрены методы научного управления. Одним из основных науки об управлении положений Тейлора явилось то, что он впервые отделил процесс планирования работы от самой работы. Таким образом, Тейлором была впервые выделена одна из основных управленческих функций. В развитие методов научного управления значительный вклад внесли и последователи Тейлора. Так, супруги Гилбрет разработали метод анализа микродвижений рабочего, в основе которого - кинограммы движений рабочего с последующим определением их стандартных последовательностей и наборов. Ими было выделено 17 основных движений кисти руки, названных терблигами (Гилбрет в обратном прочтении). Г. Гант ввел в практику управления линейный график, позволявший планировать и проверять выполнение достаточно сложных комплексов работ. График, или, как его иначе называют, диаграмма, Ганта, стал предшественником широко используемых сегодня в практике планирования сетевых графиков, являясь их составной частью. А диаграммы Ганта широко используются и в современном календарном планировании деятельности предприятий.

Информация о работе Эффективность управленческих решений