Эффективность международного обмена, проблемы свободной торговли и протекционизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что торговля и производство растет, развиваются хозяйственные комплексы и международная торговля приобретает большое значение, она служит инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения. Происходит рост международного обмена, позволяющий всем странам участвовать в нем.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Международный обмен. Его эффективность 4
1.1. Понятие международной торговли. 4
1.2. Теории международной торговли 7
1.3. Понятие экспорта и импорта 14
ГЛАВА 2. Проблемы свободной торговли и протекционизма 16
2.1. Протекционизм 16
2.2. Политика свободной торговли 22
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - Эффективность международного обмена.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)
  • Протекционистские меры.

Многие страны пытаются ограничивать импорт, чтобы защитить от конкуренции отечественную промышленность. Для этого используются многочисленные меры, имеющие различные эффекты.

Тарифы. Наиболее обычная протекционистская мера – тарифы, или таможенные пошлины – представляет собой налоги на импортные товары, выраженные в процентах от их стоимости (стоимостные) либо в виде фиксированного сбора с единицы товара безотносительно к его стоимости (специфические). Такие налоги поступают в казну и используются на покрытие государственных расходов, однако они, как правило, не вводятся исключительно в целях пополнения бюджета. Повышая цены на товары, поступающие из-за рубежа, тарифы помогают национальным производителям с более высокими по сравнению с иностранными соперниками издержками производства успешно конкурировать с ними на национальных рынках. Объем производства и занятость в защищенных отраслях повышаются за счет сокращения импорта, что способствует улучшению торгового баланса страны. Кроме того, потребление в стране продукции защищенных отраслей обычно падает, поскольку она является более дорогой. В результате происходит перераспределение дохода от потребителей к национальным производителям. Что же касается мирового хозяйства в целом, то конечным результатом протекционизма становится сокращение объема торговли и, как следствие, снижение эффективности использования ресурсов и падение уровня жизни.

Иногда тарифы в действительности оказываются  выше, чем это кажется на первый взгляд. Предположим, что какой-то продукт  производится только в двух странах. Для его производства обе страны по одинаковой стоимости закупают необходимые импортные материалы; затраты на эти материалы составляют половину конечной цены товара на внутреннем рынке. Другая половина цены внутреннего рынка представляет собой стоимость, добавленную в процессе производства. Одна из этих стран ввела тариф на импорт данного товара из другой страны в размере 10% от его цены. Однако принявшая протекционистские меры страна фактически облагает налогом добавленную стоимость в товаре конкурента по «реальной» ставке 20%; ставка тарифа в 10% является всего лишь «номинальной». Естественно, национальные производители этой страны не упустят возможности поднять цену на свою продукцию на величину, равную 20% от добавленной стоимости.

Квоты. Это гораздо более жесткая по сравнению с тарифами протекционистская мера. Вместо непосредственного удорожания импорта (объем которого при этом сокращается лишь опосредованно, в результате падения эффективного спроса) квоты предполагают установление прямых количественных ограничений на импорт определенных товаров. Иностранные производители уже не могут улучшить свои конкурентные позиции за счет снижения цен. Кроме того, при установлении квот (и это – еще одно их отличие от тарифов) в результате ограничения объема импорта должно сокращаться и число импортеров. Фирмы, обеспечившие себе право на импорт при таких обстоятельствах, получают добавочную прибыль, так как в результате введения квот возникает дефицит квотируемых товаров, и цены внутреннего рынка на них превышают мировые. Таким образом, квотирование часто ведет к коррупции, поскольку чиновникам, распределяющим импортные лицензии, могут предлагаться взятки.

Иногда страны-экспортеры вводят «добровольные квоты» на экспорт  своих товаров, стремясь отсрочить или предотвратить принятие протекционистских мер со стороны стран-импортеров. Обычно добровольные квоты вводятся под давлением стран-импортеров, которые, как правило, оправдываются тем, что страны-экспортеры, в частности Япония, не открывают своих границ для импорта.

Субсидии. Тарифы и квоты устанавливаются странами-импортерами с целью ограждения национальных рынков от конкуренции с товарами иностранного производства. Однако, если производимая в стране и идущая на экспорт продукция начинает терять конкурентоспособность, тарифы и квоты оказываются бесполезными. В таких случаях государство иногда помогает национальным производителям укрепить конкурентные позиции, дав им возможность продавать товары на мировом рынке по ценам ниже фактических издержек производства. Подобные меры позволяют увеличить объем экспорта, однако, поскольку такое наращивание объема носит искусственный характер, конечным результатом становится нерациональное использование ресурсов.

Валютный  контроль. Протекционизм может осуществляться и с помощью контроля за валютными операциями. Одной из мер валютного контроля является введение множественных валютных курсов, когда обмен валюты для оплаты различных товаров производится по разным курсам: в результате сдерживается импорт тех товаров, оплата которых требует обмена валюты по самому невыгодному курсу.

Косвенные торговые барьеры. После снижения (а в ряде случаев и отмены) тарифов в 1960-х годах стало очевидно, что в роли торговых барьеров могут выступать меры, специально не предназначенные для этой роли. К таким барьерам относятся таможенный режим, классификация и оценка стоимости товаров, технические стандарты и санитарные требования, транспортная политика, политика государственных закупок, субсидирование экспорта и потребления продукции местного производства, а также налогообложение. Требование продолжительного хранения импортных товаров на границах страны или иные правила, повышающие цену товаров, – такие, как более высокая плата за транспортировку импортных товаров, политика государственных закупок преимущественно у национальных производителей, и налоги на товары, произведенные за рубежом, – ограничивают международную торговлю. Ссуды экспортерам под процентную ставку ниже нормальной фактически означают экспортные субсидии.

  • Обоснования протекционизма.

Большинство специалистов полагает, что общий баланс экономических  аргументов говорит в пользу свободной  или, по крайней мере, более свободной  торговли. Однако широкое распространение  получили два экономических обоснования  протекционизма в особых ситуациях: доводы в пользу поддержки нарождающихся отраслей и в пользу установления оптимального тарифа.

Нарождающиеся отрасли. Первый министр финансов США (1789–1795) Александр Гамильтон и немецко-американский экономист 19 в. Фридрих Лист разработали теоретическое обоснование протекционизма в отношении нарождающихся отраслей производства. Гамильтон и Лист подчеркивали, что даже в тех случаях, когда страна не может производить какой-либо товар с меньшими по сравнению с конкурентами издержками, она в состоянии наладить и развить его производство, возведя защитный барьер из тарифов и квот. Тем самым выигрывается время для приобретения рабочими необходимого производственного опыта и расширения капиталистами производства до уровня, достаточного для достижения экономии от масштабов. Согласно ее защитникам, подобная политика не только идет на благо практикующей протекционизм стране, но и служит интересам всего мира в целом.

Справедливость  подобных доводов неоднократно оспаривалась. Даже если фундаментальная предпосылка – желательность выигрыша времени для национальных производителей – правильна, из нее не следует неизбежность протекционистских мер. По мнению некоторых экономистов, государству вместо ограждения неопытных национальных производителей от иностранной конкуренции следовало бы субсидировать укоренившиеся экспортные отрасли и поддерживать конкурентоспособность их продукции за рубежом, пока они будут учиться снижать издержки и расширять производство. 

Оптимальные тарифы. Еще одно обоснование протекционизма, построенное на доводах в пользу оптимальных тарифов, оправдывает существование особой разновидности таможенных пошлин: пошлину, взимаемую страной-экспортером (а не импортером) с экспортируемых (а не импортируемых) товаров. Сторонники этой точки зрения утверждают, что, если какой-то товар производится главным образом в одной стране, национальное преимущество этой страны – хотя и не являющееся преимуществом для мира в целом – может быть реализовано путем введения экспортного тарифа, уплачиваемого теми, кто импортирует товар. При условии контроля над производством государство способно достичь этой цели простым повышением цены. Подобная политика может проводиться и группой государств, объединившихся в картель. Однако другие страны, в свою очередь, постараются принять аналогичные меры, особенно если они являются монополистами в поставках каких-либо товаров. В результате всех этих действий может пострадать международная торговля в целом.

К протекционизму прибегают не только в тех случаях, когда есть основания для защиты нарождающихся отраслей или введения оптимальных тарифов. Протекционистские меры нередко становятся результатом националистических настроений или служат интересам отдельных групп производителей, принося вред применяющей их стране.

 

2.2. Политика свободной торговли.

Либерализм (политика свободной торговли, или фритредерство) – это политика на устранение барьеров на пути международного обмена. В основе либерализации внешней торговли заложены принципы сравнительных издержек и преимуществ, а также свободной конкуренции. При этом предполагается, что в результате открытости национальных экономик непременно все страны – участницы мировой торговли выигрывают.

Однако, как  свидетельствует исторический опыт, призыв к фритредерству исходит  исключительно от тех стран, которые добились наиболее крупных успехов в своем развитии, конкурентоспособности подавляющей части секторов национальной экономики. Оно же ведет к неизбежному использованию протекционистской политики теми странами, у которых оказывается недостаточный уровень промышленного развития и конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках.

Обращает на себя внимание и тот факт, что  страны, проповедующие политику свободной  торговли, под различными предлогами выступают с угрозами о принятии протекционистских мер или вводят их, как только та или иная отрасль их экономики начинает испытывать давление со стороны производителей других стран.

Основа свободной  торговли была заложена экономистами классической школы (главным образом  британскими). Великобритания начиная с 18 в. постепенно, шаг за шагом отказывалась от протекционизма, и к началу 1840-х годов в силе в основном оставались лишь тарифы на импортную пшеницу. В 1846 страна в принципе отказалась и от протекционизма в отношении сельского хозяйства.

Вопреки ожиданиям, цены на пшеницу падать не спешили, так как ни одна из стран мира не могла экспортировать в Великобританию крупные ее партии. Как бы то ни было, 1850–1860-е годы стали периодом экономического процветания, и – справедливо  или ошибочно – это процветание напрямую связывалось со свободой торговли. Другие меры по либерализации торговли, предпринятые Великобританией и другими странами, сделали период с 1850 по 1880 эпохой минимальных торговых барьеров.

К 1870, однако, в  результате развития океанских перевозок британское сельское хозяйство столкнулось с серьезной конкуренцией. В конце 1870-х годов, после продолжительного экономического кризиса, Европа (прежде всего Великобритания) начала отходить от принципов свободной торговли. Одновременно всплеск национализма, породивший политическую нестабильность, вынудил государства добиваться увеличения поступлений в казну для оплаты вооружений. Кроме того, национализм вызвал у таких стран, как США и Германия, опасения, что их индустриальное развитие натолкнется на большие трудности, если не удастся ограничить конкуренцию со стороны Великобритании – лидера в области промышленного производства. В этих условиях возросла популярность идеи защиты молодых отраслей промышленности.

Нельзя абстрактно рассуждать, оценивая протекционистскую или либеральную внешнюю экономическую политику той или иной страны, требуется войти в ее положение. То, что является неприемлемым и вредным для одной страны, может оказаться благоприятным и необходимым для другой. Следует помнить, что в международном обмене нет чисто экономических критериев (хотя и теоретически, а практически они могут быть использованы), так как на него накладывают отпечаток внешняя политика страны и место в международном сообществе, состояние хозяйственных и социальных проблем внутри страны, ее геополитическое положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе курсовой работы было рассмотрено понятие  международной торговли.

Международная торговля - обмен товарами и услугами между людьми и фирмами разных стран. На протяжении нескольких тысячелетий, со времени зарождения цивилизаций, вывоз товаров в зарубежные страны в обмен на иноземные товары являлся неотъемлемой чертой мирового хозяйства. Сейчас она имеет очень важную роль для всех стран. На современном этапе осуществляется дальнейшая диверсификация мирохозяйственных связей, и прежде всего в таких важнейших сферах, как:

  • международная торговля товарами и услугами
  • международное движение капитала
  • международная миграция рабочей силы

Не вызывает сомнений, что на современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества. При этом «международная торговля» представляет собой совокупный товарооборот между всеми ее участниками. Соотношение между экспортом и импортом составляет торговый баланс. Совершенно естественно, что развитие мировой торговли опирается на выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. Теория международной торговли дает представление о том, что находится в основе этого выигрыша от внешней торговли или чем определяются направления внешнеторговых потоков. На протяжении существования мировой торговли появлялись теории международной торговли, каждая из которых менялась с новыми исследованиями.

С расширением международной  торговли также возникли проблемы в защите собственных производителей, для этого государства проводят политику протекционизма за счет введения тарифов, субсидий, квот и т. д. Но также государства проводят политику свободной торговли для устранения барьеров международного обмена.

Информация о работе Эффективность международного обмена, проблемы свободной торговли и протекционизма