Эффективность международного обмена, проблемы свободной торговли и протекционизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что торговля и производство растет, развиваются хозяйственные комплексы и международная торговля приобретает большое значение, она служит инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения. Происходит рост международного обмена, позволяющий всем странам участвовать в нем.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Международный обмен. Его эффективность 4
1.1. Понятие международной торговли. 4
1.2. Теории международной торговли 7
1.3. Понятие экспорта и импорта 14
ГЛАВА 2. Проблемы свободной торговли и протекционизма 16
2.1. Протекционизм 16
2.2. Политика свободной торговли 22
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - Эффективность международного обмена.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

После Первой мировой  войны два шведских экономиста, Эли  Хекшер и Бертиль Олин, предложили свою теорию: по их мнению, межстрановые различия в относительных издержках объясняются главным образом тем, что, во-первых, в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях и, во-вторых, неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства. Эта теория расширила понимание международной торговли благодаря включению в анализ двух факторов производства – труда и капитала. В данной теории под капиталом понимаются деньги, инвестированные в здания, сооружения, машины и оборудование. В различных производственных процессах соотношение между этими затратами и затратами на рабочую силу значительно варьирует. Производственные процессы, в которых доля средств производства по сравнению с долей живого труда относительно велика, называются капиталоемкими. Вполне естественно, что процессы производства в разных странах отличаются по капиталоемкости. Хекшер и Олин предположили, что страны, в которых используется относительно больше капитала, нежели живого труда, обладают сравнительным преимуществом в производстве и экспорте капиталоемкой продукции. Теория Э. Хекшера – Б. Олина успешно объясняет многие закономерности, наблюдаемые в международной торговле. Страны действительно вывозят преимущественно продукцию, в затратах на производство которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы. Однако структура производственных ресурсов, которыми располагают промышленно развитые страны, постепенно выравнивается. Кроме того, на мировом рынке все больше возрастает доля торговли аналогичными товарами между «похожими» по обеспеченности факторами производства странами.

В середине 50-х  годов известный американский экономист  Василий Леонтьев подверг эмпирической проверке основные выводы теории Хекшера – Олина и пришел к неожиданному результату. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты-выпуск», построенную на данных по экономике США за 1947 г., он показал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие. Этот результат явно противоречил тому, который предполагала теория Э. Хекшера – Б. Олина, и потому он получил название парадокс Леонтьева. Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период и в других странах, например в Индии и Японии. Многочисленные попытки объяснить его позволили развить и обогатить теорию Хекшера – Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить следующие:

  • неоднородность факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая может существенно различаться по уровню квалификации. С этой точки зрения в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность высококвалифицированной рабочей силы и специалистов, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующие значительных затрат неквалифицированного труда.
  • Важная роль природных ресурсов, которые обычно могут участвовать в производственных процессах только в ассоциации с крупным капиталом. Это в определенной мере объясняет, почему экспорт из многих развивающихся стран, богатых природными ресурсами, капиталоемкий, хотя капитал в этих странах не является относительно избыточным фактором производства.
  • влияние на международную специализацию государственной внешнеторговой политики, которая может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.
    1. Массовое производство.

Так или иначе, капиталоемкое производство обычно означает массовое производство, которое  может существовать лишь при наличии  достаточно устойчивого эффективного спроса на производимые в большом  количестве товары. Стаффан Линднер утверждал, что страны экспортируют именно те товары, внутренние (национальные) рынки которых обладают большой емкостью. Такие рынки гарантируют производителю достаточно большие объемы продаж, делающие механизацию производства экономически выгодной; экспорт же, который не отличается высокой стабильностью, такой гарантии, как правило, не дает. В современном производстве доля расходов на научные исследования и разработки весьма значительна, так что целесообразно распространять эти расходы на большее число единиц продукции. Экономия, достигаемая в результате массового производства, получила название «экономии на масштабах».

    1. Современные теории международной торговли

В последние  десятилетия в направлениях и  структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются испивающему объяснению в рамках классических теорий торговли. Это побуждает к развитию уже существующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретических концепций. Среди таких качественных сдвигов следует прежде всего отметить превращение технического процесса в доминирующий фактор в мировой торговле, резкое увеличение доли мирового товарооборота, происходящей на внутрифирменную торговлю.

В середине 60-х  годов американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой пытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т. е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца. Жизненный цикл продукта охватывает 4 этапа – внедрение, рост, зрелость и упадок. Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако она всеобъемлюще не объясняет тенденции развития международной торговли.

В начале 80-х  годов П. Кругман, К. Ланкастер и  некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Суть этого эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура рынков, которые становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами.

В 1991 г. американский экономист М. Портер опубликовал  книгу «Конкурентные преимущества стран», в которой предложил новый подход к анализу развития международной торговли. Вполне очевиден тот факт, что в современных условиях значительная часть мировых потоков связана не с естественным, а с приобретенным преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе. Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят, с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной стратегии, а с другой – от соотношения факторов этих конкурентных преимуществ. Для успеха на мировом рынке необходимо оптимальное сочетание правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М. Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны. Во- первых, обеспеченность факторами производства, во-вторых, параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продуктов. В-третьих, наличие в стране конкурентоспособных отраслей – поставщиков и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию, и в-четвертых, конкурентоспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм, т. е. от того, каковы условия в стране, определяющие особенности создания и управления фирмами, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке. Таким образом, согласно теории М. Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке, - это динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии.

Развитые и  развивающиеся экономики.

Экономия на масштабах обычно достигается в тех странах, которые впервые начали изготавливать данный продукт, накопили самый большой опыт в его производстве и сформировали для него наиболее емкий рынок. А значит, в разных странах экономия на масштабах реализуется в производстве различных товаров, и этот факт отчасти помогает объяснить специализацию национальных хозяйств развитых стран. Поскольку такие страны, как правило, производят товары с наименьшими издержками, доля торговли между ними в совокупном объеме мировой торговли очень высока.

Напротив, экспорт  из развивающихся стран в промышленно  развитые состоит преимущественно  из первичных продуктов – сырья, топлива, тропических фруктов и  напитков. Страны-экспортеры этого  типа могут самостоятельно потреблять лишь небольшую часть собственных первичных продуктов, их международную торговлю вообще нередко называют «избавлением от излишков».

    1. Понятие экспорта и импорта.

Для того чтобы  международная торговля была взаимовыгодной для ее участников, должна сложиться наиболее эффективная для каждой страны структура экспорта и импорта. На практике эта эффективность определяется адекватной системой мировых цен и международных расчетов.

В международной  торговле преобладают экспортно-импортные  операции. Внешнеторговый оборот отдельно взятого государства составляет сумму экспорта и импорта. В мировом масштабе стоимость экспорта сопоставима с оборотом мировой торговли.

Под экспортом  понимается вывоз за границу товаров, технологий, услуг для реализации на внешнем рынке. Предметами экспорта могут быть товары, произведенные в стране, и товары, ввезенные в страну и переработанные в ней. Особой формой экспорта является реэкспорт, т. е. вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране.

Импорт –  это ввоз товаров, технологий, слуг для их реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны. В объем импорта включается обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров – реимпорт.

Международная торговля представляет собой форму связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Итак, международная  торговля действительно помогает странам  достичь большего уровня благосостояния при тех же ресурсах. В теории международной экономики утверждается, что наибольший суммарный экономический эффект как для отдельной страны, так и для мирового сообщества в целом может быть достигнут именно при полной свободе торговли, т.е. при политике либерализма, фритредерства.

Участие страны в мировой торговле, предполагающее единство экспорта товаров и услуг  и импорта - позволяет ей получать значительный дополнительный экономический  эффект. Он складывается из выгод потребителей иностранных товаров, выигрывающих на цене, качестве, объемах покупаемых благ, из выигрышей производителей экспортной продукции, расширяющих объем производства и продаж продуктов, снижающих издержки за счет эффектов масштаба. Выигрыш получает и общество в целом, поскольку ускоряется экономическое развитие и государство, расширяя налоговую базу, имеет возможность осуществлять сильную социальную политику.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Проблемы свободной  торговли и протекционизма.

2.1. Протекционизм.

Государство участвует  в определении экспортно-импортных возможностей экономики проводя двойную политику: протекционизма и свободной торговли.

Политика протекционизма означает осуществление системы  мер по защите того или иного сектора  экономики или ее в целом от внешних конкурентов.

  • Предпосылки протекционизма.

Мысль о том, что мировая торговля наносит  развивающимся странам в целом  ущерб, достаточно сомнительна, так  как их способность оплачивать импорт за счет поступлений от экспорта устойчиво  возрастает. Конечно, все еще можно  утверждать, что промышленно развитые державы получают больше выгод от международной торговли, чем развивающиеся страны. Однако и это утверждение небесспорно, поскольку наиболее выигравшими от международной торговли естественно считаются те страны, в которых без этой торговли внутренние цены оказались бы значительно выше мировых. Как правило, таковыми являются развивающиеся и малые страны, ибо мировые цены в основном определяются внутренними ценами крупных развитых стран. Кроме того, торговля выгодна странам с небольшой экономикой своим так называемым «демонстрационным эффектом»: население этих стран знакомится с новыми товарами, и появляется желание их приобретать, а затем и производить.

Кроме того, развивающиеся  страны могут немедленно приступить к выпуску наиболее выгодных товаров с использованием новейших методов, если располагают достаточным капиталом и рабочей силой, обладающей соответствующей квалификацией. В старых же промышленных государствах ставшие привычными изделия и методы производства превращаются в оковы прогресса. Рабочие здесь в значительной мере утратили желание менять профессию и способность быстро перемещаться в другие регионы, приспосабливаясь к меняющимся условиям. Япония оказалась в состоянии бросить вызов промышленному господству стран Запада именно потому, что не страдала их недостатками. Она начинала с производства текстиля и другой дешевой продукции, однако затем перешла к выпуску электронного оборудования, судов и автомобилей.

Многим промышленно  развитым странам, однако, пришлось пережить немало трудностей в процессе перехода от выпуска устаревшей и неконкурентоспособной продукции к развитию новейших наукоемких отраслей. В конце концов такой переход, разумеется, произошел. Процесс обновления устаревшей структуры промышленного производства обычно происходит чрезвычайно болезненно и порождает долговременные проблемы. Страны, которые осуществляют подобные перемены в производстве как насущную необходимость и экспортируют дешевые товары, часто обвиняются в «демпинге», или продаже товаров по ценам ниже оптовых цен своего внутреннего рынка с целью подрыва конкуренции. (В случае доказанности подобных обвинений страна-импортер имеет право, в соответствии с принятым в 1968 антидемпинговым кодексом, ввести специальные антидемпинговые тарифы. Однако обвинения в демпинге обычно оспариваются.) В действительности наводнившие мировой рынок дешевые товары из отдельных стран – текстиль из Гонконга, Тайваня, Индии, Пакистана и Южной Кореи, телевизоры и автомобили из Японии или суда из Южной Кореи – нередко свидетельствуют о наличии у этих стран подлинных конкурентных преимуществ. Тем не менее подобный экспорт наносит серьезный урон традиционным отраслям производства в других странах, грозя рабочим потерей мест, а городам – уменьшением населения.

Информация о работе Эффективность международного обмена, проблемы свободной торговли и протекционизма