Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 22:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность и значение перечисленных работ несомненны. Однако необходимо отметить, что в большинстве своем, данные работы, подробно рассматривая теоретические и практические аспекты организации системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт, а так же подробные технические и технологические характеристики различных платежных систем, применяемых в работе банков, практически не затрагивают специфики организации и вопросы управления безналичными расчетами на основе пластиковых карт на предприятиях торговли и сервиса.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы функционирования платежной системы на основе пластиковых карт ……………………………………………………..………...6
1.1. Эволюция развития системы расчетов на основе пластиковых карт............................................................................................................................6
1.2. Правовое и нормативное регулирование функционирования платежной системы на основе пластиковых карт..................................................................10
1.3. Виды пластиковых карт и основные схемы операций с банковскими пластиковыми картами.........................................................................................17
2. Анализ эффективности рынка банковских пластиковых карт в Российской Федерации….……………………………………………………………………29
2.1. Оценка основных тенденций развития российского рынка банковских пластиковых карт…………………..……………………..………………..…….29
2.2. Характеристика инфраструктуры обслуживания пластиковых карт в России …………………………………………………… ……………………. .42
3. Проблемы развития и направления повышения эффективности операций с пластиковыми картами в Российской Федерации …………………………….62
3.1. Роль Сбербанка на российском рынке пластиковых карт...……………. .62
3.2. Проблемы развития пластиковых карт и возможные пути их решения...72
3.3.Направления повышения эффективности использования банковских платежных карт в России ……………………………………………………….79
Заключение ………………………………………………………………………88
Список используемой литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ.docx

— 894.30 Кб (Скачать файл)

Также Сбербанком России введено в  эксплуатацию 6,9 тыс. информационно-платежных  терминалов.

Количество торгово-сервисных точек, с которыми Сбербанк России заключил договоры о приеме банковских карт в качестве платежного средства, составило 74,8 тыс.

Количество операций в сети устройств  самообслуживания Сбербанка России по международным банковским картам, исключая операции снятия наличных денежных средств, за 1 квартал 2009 года превысило 25,9 млн. операций.

Оборот в эквайринговой торговой сети Сбербанка России за 1 квартал 2009 года увеличился по сравнению с  аналогичным периодом 2008 года на 42,6% и превысил 44,7 млрд. рублей.

Поволжский банк Сбербанка России сегодня – крупнейший, динамично  развивающийся банк региона. Филиальная сеть банка представлена широко разветвленной  структурой, что позволяет сделать  его услуги доступными практически  для каждого жителя.

Поволжский банк Сберегательного  Банка России, действующий с января 2001 года, функционирует на территории Самарской, Астраханской, Волгоградской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской  и Ульяновской областей. Территориально - это хребет страны, ее сердцевина, по которой проходит главная улица  России - река Волга63.

Общее число банковских карт, выпущенных Поволжским банком, на начало 2008 года превысило 2 миллиона 100 тысяч. За последнее время  банк значительно расширил сеть устройств  для обслуживания держателей пластиковых  карт - сейчас это 953 пункта выдачи наличных, 1078 банкоматов, 3580 предприятий торговли и сервиса, принимающих к обслуживанию банковские карты. Поволжский банк по-прежнему уверенно удерживает долю (свыше 30 процентов) на региональном рынке банковских карт. Банк планирует и дальше развивать  инфраструктуру для держателей банковских карт, в том числе за счет установки платежных киосков самообслуживания, банкоматов с функцией «Cash-in».

 

 

3.2. Проблемы развития пластиковых карт и возможные пути их решения

 

В развитии рынка банковских пластиковых карт в России, в целом, и в Волгоградской области, в частности, на сегодняшний день наблюдаются существенные диспропорции.

Во–первых, банковские пластиковые карты в основном используются держателями не как полноценный платежный инструмент, а как электронная сберкнижка для снятия наличных.

Во–вторых, неравномерность уровней социально-экономического развития различных регионов России проецируется на состояние рынка платежных карт. Основной объем их эмиссии и эквайринга приходится на Москву, Санкт–Петербург и еще насколько крупных городов с развитой инфраструктурой. Вдали от региональных центров и в слаборазвитых регионах пластиковые карты практически не используются, что, естественно, затрудняет институционализацию электронных денег как формы стоимости, которая по определению должна быть всеобщей.

В–третьих, российские платежные системы пока не выдерживают конкуренции со стороны западных, что отрицательно сказывается на их доходности.  

Основным  видом карточек, имеющих наибольшее распространение, являются расчето-дебетовые  карты, эмитируемые в рамках зарплатных проектов, которые не в состоянии  приносить банкам и клиентам крупные  доходы. В условиях российского рынка  банковских услуг отчетливо видна  тенденция к развитию розничного бизнеса. Рынок банковских услуг для корпоративных клиентов сформировался достаточно давно, и привлечение на обслуживание корпоративной клиентуры является проблематичным.

Основными причинами низкого уровня использования пластиковых карт для безналичных расчетов являются: отсутствие развитой инфраструктуры обслуживания; "наследие" советской экономики, ориентированной на наличность; отсутствие стимулов к использованию карточек; несовершенство законодательства; проблемы безопасности и доверия; непонимание потребителями преимуществ, которые дают как банковские услуги, так и карточные технологии64.

Если  рассматривать причину низкого  использования пластиковых карт в контексте ориентированности на наличность и отсутствия стимулов, то, на наш взгляд, решением данной проблемы будет расширение сети приема карт торговыми точками и предприятиями, реализующими товары и услуги массового спроса. Кроме того, следует создать финансовые стимулы для использования карт. В качестве примера можно выделить Колумбию, где правительство на 2% снизило НДС для товаров, покупаемых с помощью карты. Хорошим способом привлечь клиентов становятся совместные программы банков с торговыми сетями или же коммерческими сервисными компаниями, получившие название "кобрэндинговых", примером тому служат проекты Сбербанка РФ (ОАО) и Аэрофлота, МДМ-банка и торговой сети "Седьмой континент" и др. Выгоду от подобных программ получают все: покупателям предоставляется скидка и возможность участвовать в бонусных программах, а у магазинов увеличивается оборот.

Банки конкурируют  на этом рынке не за счет снижения ставок, а за счет введения дополнительных услуг для держателей карт, в том  числе льготного периода кредитования - "grace period", который позволяет в течение установленного срока (как правило, не более 60 дней) бесплатно пользоваться кредитом по карте. Особенно удобна такая карта для людей, имеющих депозиты в банке.

Поэтому, с учетом отмеченных выше проблем  рынка платежных карт,  задачи банков в области розничного карточного бизнеса сводятся к следующему:

  1. Поддерживать высокие темпы распространения банковских платежных карт среди экономических субъектов;
  2. Содействовать широкому использованию пластиковых карт для осуществления расчетов, а не только для снятия наличных;
  3. Способствовать внедрению кредитных продуктов на основе пластиковых карт.

Важным  направлением расширение платежного оборота  по пластиковым картам является предоставление возможности держателям карт легко  и быстро оплачивать услуги, не требующие  предварительного ознакомления. Это  оплата коммунальных платежей, услуг  телефонной связи, авиа - и железнодорожных  билетов, услуги кабельного телевидения, подписки на периодику, погашение кредитов и др.65.

Многие  карточные продукты, эмитируемые  даже в рамках зарплатных проектов, предусматривают услуги подобного  рода. Однако не все клиенты осведомлены  о такой возможности, не говоря о  размерах комиссии, которая для малообеспеченных слоев населения может представляться слишком высокой платой. Поэтому  банки должны стремится к информированию своих клиентов о дополнительных возможностях своих карт, стремясь минимизировать стоимость этих услуг. Именно удобство, легкость и дешевизна подобных услуг сможет стать мощным фактором популяризации платежных карт у населения и увеличения платежного оборота по ним.

Хорошим способом привлечь клиентов стали совместные программы банков с торговыми  сетями или же коммерческими сервисными компаниями, получившие название кобрэндинга. Выгоду от подобных программ получают все: покупателям предоставляется  скидка, у них появляются дополнительные возможности и услуги, возникает  возможность участвовать в бонусных программах; магазин увеличивает  оборот;  у банка есть доступ к  клиентской базе. Однако,  ощутимую выгоду приносят не все из них, поскольку  скидки и бонусы  держателям карт в рамках кобрэндинговых проектов предоставляются в основном на те товары и услуги, которые пользуются спросом у ограниченного круга потребителей с высоким уровнем достатка. Поэтому, в целях популяризации платежных карт и роста оборота по ним банкам следует стремиться к внедрению кобрэндинговых проектов с предприятиями, реализующими товары и услуги массового спроса 66.

Также для  расширения клиентской базы банкам следует  выпускать пластиковые карты  уникальных дизайнов для тех потребителей, которые имеют по нескольку карточек сразу, и пластиковые карты для  них из сугубо платежного инструмента  переходят в категорию Life Style. Такие  клиенты  часто отдают предпочтение тем картам, над которыми работали дизайнеры, и, как правило совершают  по картам транзакции крупного номинала, что дает возможность банкам реально  увеличить свои доходы. 

Одним из наиболее популярных способов привлечения клиентов является  предложение кредитных карт, которые  появились в результате бума потребительского кредитования. Чтобы сделать кредитование по картам привлекательным для основной массы заемщиков, нужно понизить стоимость пользования кредитом за счет предоставления экономически обоснованного беспроцентного периода погашения задолженности. Минимизировать кредитный риск можно, расширяя круг заемщиков за счет владельцев «заплатных» карт, что согласно имеющейся статистике позволяет практически свести к нулю невозвратность выданных кредитов67. Еще одной возможностью способствовать развитию карточного рынка пластиковых карт, кроме продвижения существующих карточных продуктов, является внедрение технологически новых карточных продуктов,  таких, как бесконтактные чиповые карты, коммерческий выпуск которых начался в марте 2005 г.  в Малайзии68.

Таким образом, именно на рынке розничных продуктов  сегодня имеются огромные перспективы  расширения платежного оборота по пластиковым  картам, что будет способствовать дальнейшему развитию электронной формы стоимости.

Одной из важнейших причин, сдерживающих качественный рост рынка банковских карт в России, является  не скоординированная  политика банков-эмитентов пластиковых  карт  и платежных систем. Современный  рынок банковских карт в России характеризуется  множеством закрытых, локальных платежных  систем, действующих независимо друг от друга: STB Card, Union Card, «Золотая корона», «Сберкарт» и многие другие, ограниченные рамками отдельных регионов или даже банков. Каждая из них имеет свой собственный процессинговый центр; сеть коммуникаций, связывающую его с пунктами обслуживания пластиковых карт; руководствуется выработанными нормами и правилами обработки операций по банковским картам. В результате, коммерческие банки несут огромные расходы по поддержанию и содержанию платежных систем, которые возлагаются в конечном итоге на клиентов. Сложность и в некоторых случаях невозможность обслуживания банковских карт одной платежной системы в инфраструктуре другой в силу использования ими несовместимых технологий, является большим препятствием на пути развития системы услуг с использованием банковских карт.

Решить  проблемы безопасности использования пластиковых карт помогут следующие меры, которые относятся как к банкам, так и к владельцам карт69:

1. Выпуск  и использование только чиповых  карт (smart card), так как она, помимо  лучшей степени защищённости, в  отличие от магнитной карты,  может предложить своему обладателю  множество различных услуг. Она  может быть одновременно и  дебетовой, и кредитной, учитывать  скидки, бонусы, поездки на транспорте, служить пропуском и удостоверением личности и многое другое. На магнитной карте таких возможностей нет. Кроме того, чиповая карта может безопасным образом приниматься в оплату товаров и услуг в режиме off-line.

2. Применение  антискимминговых модулей, которые  устанавливаются на банкомат, оборудованы  специальными датчиками для контроля  области картоприемника, позволяющими  выявлять несанкционированную установку  на банкомат любых посторонних  устройств. При подозрении на  подобное подключение модуль  подает сигнал оповещения в  соответствующие службы, ответственные  за обеспечение безопасности  банкоматов, одновременно останавливая  работу подвергнувшегося «атаке»  банкомата.

3. Использование  видеонаблюдения банкоматов.

4. Применение  антивирусных программ при использовании  интернет-банкинга или оплате  при помощи карт в мировой сети.

Кроме того, каждый владелец банковской карты должен соблюдать  элементарные правила пользования, а именно: обязательное подключение услуги "мобильный банк", которая сообщает владельцу о любых транзакциях, совершаемых по его карте, регулярная проверка выписок по счёту, а также самостоятельный ввод PIN-кода.

Учитывая преимущества использования  банковских пластиковых карт для  клиентов, банков, сферы торговли и  обслуживания и государства, решать данные проблемы следует совместными  усилиями ЦБ, Правительства, банков и  платежных систем. Поэтому задачей России является формирование национальной платежной системы (НПС), способствующей интеграции карточного рынка и обладающей потенциалом развития в будущем. Анализ различных подходов к построению национальной платежной системы, а также существующий российский и зарубежный опыт интеграции платежных систем позволил заключить, что единственно возможный путь создания национальной платежной системы - через равноправное добровольное объединение банков-участников на основе выработанных правил и соглашений. Исходя из выявленных проблем и возможных путей их решения, основные задачи НПС заключаются в содействии развитию рынка пластиковых карт в России и интеграция его в мировое сообщество.

На рис. 3.1. представлены возможные проблемы и пути их решения с мощью НПС70.

Целесообразным  является создание НПС в виде ассоциации - некоммерческой организации.  Ее членами  могут выступать Центральный  банк, Госстандарт России, российские платежные системы «Золотая корона», «СТБ-карт», «Union Card» и другие заинтересованные стороны, в том числе кредитные  ореганизации, удовлетворяющие выработанным НПС критериям и согласные  выполнять определенные условия  при вступлении в НПС. С целью  минимизации рисков участников нужно  возложить на Банк России  функцию  мониторинга финансового состояния  кредитных организаций - претендентов на членство в НПС и ее действительных членов, а также наделить его статусом расчетного центра.

По оценкам  экспертов, создание общероссийской национальной платежной системы с использованием банковских пластиковых карт, единая технологическая политика позволит кредитным организациям экономить  до 75% затрат на организацию и внедрение  новых банковских продуктов и  услуг. Пользователи данной платежной  системы будут иметь возможность  получения большего пакета услуг, что  позволит повысить функциональность банковских  карт.

Информация о работе Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ