Эластичность - одна из основных характеристик спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 05:58, реферат

Краткое описание

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что предприятие, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………….....3
1. Спрос и предложение ……………………………………………………….5
1.1 Спрос кривая спроса…………………………..…………………...……….5
1.2. Предложение и кривая предложения………….……………………….....9
2.Эластичность спроса и предложения………………………………………11
2.1.Эластичность спроса………………………………………….…………...11
2.2. Эластичность предложения………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 59.64 Кб (Скачать файл)

Существует ряд причин, по которым на коротких временных  интервалах спрос менее эластичен, чем на длинных.

Причина первая. Полное приспособление к изменению цены какого-либо товара может потребовать изменений в структуре потребления покупателя.

Причина вторая. Увеличение цены одного товара стимулирует предпринимателей наладить в ходе долгосрочного периода выпуск более широкого ассортимента товаров-заменителей, влияние которых на эластичность нам уже известно.

Причина третья. Медленная, постепенная адаптация вкусов потребителей.

3.2. Эластичность  предложения

Эластичность предложения  показывает степень реакции производителя  на изменение величины какого либо фактора. Ценовая эластичность предложения  характеризует чувствительность изменения  объема производства (продаж) к изменению  цены товара. Эластичность предложения  рассчитывается как отношение процентного  изменения количества производимой (продаваемой) продукции к процентному  изменению цены:

ES = ((Q2-Q1)/Q1): ((P2-P1)/P1)

Если интенсивность реакции  производителя на изменение цен  велика, то предложение эластично, и  наоборот.

Факторы, влияющие на эластичность предложения

    1. Фактор времени
    2. Степень сохранности товара, стоимость его хранения
    3. Возможности (гибкость) технологического процесса.

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять  меры) на данное изменение цены продукта. Чем больше времени, тем легче  изменить объем производства, т.е. тем  больше эластичность:

а) в кратчайшем периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS = 0).

б) в коротком (среднесрочном) периоде, когда предложение может  в некоторой степени отреагировать  на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно( 1 > ЕS > 0):

в) в длительном (долгом) периоде, когда возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо  больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли  и т.д.) коэффициент эластичности:

Рис. 6 Предложение в трех периодах:

1) мгновенный период 2) среднесрочный период 3)долгосрочный период

Кроме фактора времени  на предложение влияет также степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения

Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например, если легко и  быстро можно перепрофилировать  или приспособить оборудование для  производства пользующейся спросом  продукции и т.д.

В отличие от эластичности спроса показатель суммарного (валового) дохода для предложения просто не существует, поскольку зависимость  между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются в одном и том же направлении.

Следует подчеркнуть огромное практическое значение использования  концепции эластичности: Показатели эластичности используются при обосновании  введения различных налогов и, прежде всего, акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия  по регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимума заработной платы, и т.д.

 

 

Заключение

Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально  полно удовлетворить собственные  потребности при любой установленной  на товар цене, однако каждая из них  находится во власти своего сдерживающего  фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью  своего бюджета, а поставщики – ограниченностью  своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение  будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение  кривой спроса и кривой предложения  в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений  спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать  коэффициентом эластичности. Из всего этого можно сделать вывод, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей производства в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет производству выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. 

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество доступных  товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность предложения  зависит от трудности перераспределения  ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

 

Список использованной литературы

  1. Экономика: учебник (под ред. А.С.Булатова} М., 1996.

2. Экономика: учебник (под  ред. Архипова) М., 1998.

3.Экономика: учебник (под  ред. А.С.Булатова) М., 1996.

4. Валиков В. В. общая  Микроэкономика. Н. 1999

 

 


Информация о работе Эластичность - одна из основных характеристик спроса и предложения