Эластичность - одна из основных характеристик спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 05:58, реферат

Краткое описание

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что предприятие, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………….....3
1. Спрос и предложение ……………………………………………………….5
1.1 Спрос кривая спроса…………………………..…………………...……….5
1.2. Предложение и кривая предложения………….……………………….....9
2.Эластичность спроса и предложения………………………………………11
2.1.Эластичность спроса………………………………………….…………...11
2.2. Эластичность предложения………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 59.64 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство связи

Сибирский Государственный  Университет Телекоммуникаций и  Информатики

Межрегиональный центр переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Микроэкономика

На  тему: Эластичность - одна из основных характеристик спроса и предложения

 

 

 

Выполнил: Дружинина Н.А.

Группа: ФКТ-033

Вариант:04

Проверил: Пожидаева Л.Б.

 

 

 

Новосибирск, 2013 г

 

Содержание:

   Введение…………………………………………….……………………….....3

  1. Спрос и предложение ……………………………………………………….5

   1.1 Спрос кривая спроса…………………………..…………………...……….5

   1.2. Предложение и кривая предложения………….……………………….....9

   2.Эластичность спроса и предложения………………………………………11

   2.1.Эластичность спроса………………………………………….…………...11

   2.2. Эластичность предложения………………………………………………15

   Заключение……………………………………………………………………..18

Список использованной литературы…………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Эластичность – одна из самых важных категорий  экономической  науки.  Впервые она была введена  в экономическую теорию А. Маршаллом. Понятие эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что предприятие, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о  том на какую величину изменится  объем спроса и предложения при  изменении цены.

Обладание как можно более  полной информацией о спросе позволяет  предприятию обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Ясно, что покупатели товаров всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой,  на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность.

Поскольку стремления покупателей  и продавцов удовлетворяются  друг за счет друга, то они неизбежно  встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок .Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг.

Состояние рынка определяется двумя фундаментальными понятиями:

  • Спрос;
  • И предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Спрос и предложение

1.1. Спрос

Вся жизнь человека состоит  из пирамиды потребностей. Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако существуют ограничения в сумме денег, которые он может заплатить за необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет формировать определенный список товаров, который наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос – намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары.

Человеческие потребности  безграничны. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату—т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей—мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, и необходимое в данный момент.

Спрос—это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов.

Можно выделить ряд основных факторов, влияющих на желания практически  всех покупателей приобрести какое-то количество товара. К ним относятся:

1) цена данного товара (Р);

2)цены товаров, заменяющих данный в потреблении, или товаров-субститутов (PS1, ..., РSn);

3)цены товаров, дополняющих данное благо в потреблении, или комплиментарных благ (PC1, ..., РCm);

4) доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара (Y);

5) вкусы и предпочтения потребителя (Z);

6) объективные, естественные (внешние) условия потребления (N)

7)ожидания потребителей (Е).

   Измеряя спрос  количеством товаров, которые  покупатели готовы купить (Q), можно  выразить зависимость спроса  от цены (P)  некоторой убывающей функцией Q=D(P) и наглядно представить закон спроса графически в виде так называемой кривой спроса:

Рис. 1

Из этого следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Здравый смысл подсказывает людям при более высоких ценах покупать меньше, при более низких—больше. Такую обратную зависимость между количеством какого-либо блага, которое люди будут покупать, и ценой (жертвой), которую они должны платить для его приобретения, выражает закон спроса.

Значение закона спроса:

на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой  товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении.

Это происходит по двум причинам.

Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров  остаются прежними, то покупатель стремится  замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее.

Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен  других товаров и неизменных доходах  покупателей, то люди начинают чувствовать  себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел.

Следует учесть и такой  важный момент. Формулируя закон спроса, мы под ценой подразумеваем цену относительную, т. е. рассчитанную по отношению  к другим товара.

   Изменение неценовых  параметров вызовет «смещение»  кривой спроса на вышеприведенном  графике Q=D(P) (при этом под «смещением»,  естественно, не может пониматься  сдвиг каждой точки кривой  спроса вправо или влево на  одно и то же значение ΔQ, параметрическая зависимость в  общем случае предусматривает  и некоторую графическую трансформацию  кривой спроса).

Рис.2

   Во избежание путаницы  под термином «изменение спроса»  принято понимать изменение самой  функции Q=D(P) («смещение» всей  кривой спроса) под влиянием неценовых  факторов, а под термином «изменение  величины спроса» - реакцию спроса на изменение цены при постоянстве значений всех иных факторов (перемещение вдоль кривой спроса).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Предложение

Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

Если спрос является качественной характеристикой потребления, то предложение—это количество любого товара, которое будет произведено предприятиями и предложено ими на продажу.

Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

Рассмотрим факторы, которые  влияют на предложение:

1)цена данного товара (Р);

2)цены товаров-субститутов  (PS1, ..., РSn);

3)цены комплиментарных  благ (РC1, ..., Р Cm);

4)издержки производства (С), охватывающие как технологи.  производства, определяющие необходимые  количества используемых ресурсов, так и цены этих ресурсов;

5)налоги и субсидии (Т);

6)объективные, внешние  (прежде всего природные) условия  производства (N);

7)ожидания производителей (Е).

Кривая предложения может  быть схематично представлена графически следующим образом:

Рис.3

Аналогично терминологии для спроса, для описания предложения  под термином «изменение предложения» принято понимать изменение самой  функции Q=S(P) («смещение» всей кривой предложения) под влиянием неценовых факторов, а под термином «изменение величины предложения» - реакцию предложения  на изменение цены при прежних  значениях всех иных факторов (перемещение  вдоль кривой предложения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Эластичность  спроса и предложения.

В экономике широко распространено использование процентного исчисления для выражения способности одной  переменной реагировать на изменение  другой. Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение  их процентных изменений, используется термин эластичность. Спрос и предложение разных товаров по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Эластичность—это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.

3.1. Эластичность спроса

Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса)— это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

Математически прямая эластичности может быть выражена в виде коэффициента эластичности:

Относительное (процентное) изменение объема спроса = ld

Относительное (процентное) изменение цены - процентное изменение называется относительным, т. к, показывает, насколько изменилась данная величина по отношению к прежнему, настоящему или среднему значению данной величины.

 

 

 

 

 

Рис 4 Относительное изменение величины спроса и цены.

Формула средней точки, иначе  называемая дуговой эластичностью, не единственная, позволяющая вычислить эластичность, и имеет свой недостаток: она может ввести в заблуждение, если ее применять к очень широким интервалам изменений цены и величины спроса. Поэтому ее рекомендуют применять к относительно небольшим интервалам изменений величины спроса и цен. Существует иная возможность вычисления коэффициента эластичности для одной точки на кривой спроса. Для линейной зависимости спроса приемлема следующая формула:

q=a—Ьр,

где q—величина спроса, р—цена, а и b—константы.

Тогда коэффициент эластичности в точке для эластичности спроса будет выглядеть так:

Эластичность = bp / (а — bp).

Представляемый горизонтальной кривой спроса, численно не может быть определен, т. к. по мере приближения  кривой спроса к линии, параллельной оси абсцисс, знаменатель формулы  эластичности стремится к нулю, а  само численное значение эластичности стремится к бесконечности. Иначе  говоря, любое сколь угодно малое  повышение цены приводит к падению спроса до нуля, а любое сколь угодно малое понижение цены приводит к увеличению спроса до бесконечности. Спрос абсолютно чувствителен к цене.

Рис.5 Эластичность в различных точках кривой спроса.

 

Правило 1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.

Правило 2. (следствие первого). Спрос на товар тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.

Агрегирование—это объединение товара с другими  товарами во все более и более  расширяющиеся группы.

Правило 3 (следствие первого). Спрос на товар одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей совокупности.

Правило 4. (следствие первого). Товары, расходы на которые имеют значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных

Правило 5. (следствие первого). Невысокую эластичность имеет обычно спрос на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.

Правило 6. (следствие первого). Для большинства товаров с ростом их цен эластичность спроса повышается, а с уменьшением цен—падает.

Это происходит потому, что  снижение цены какого-либо товара при  неизменном спросе означает расширение его предложения. Появление на рынке  дополнительных более дешевых единиц этого товара вытеснит товары—заменители, и эластичность спроса на него понизится.

Правило 7. (следствие первого). Повышение спроса при неизменном предложении также в большинстве случаев приводит к снижению эластичности спроса, т. к. в этом случае данный товар начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители.

Правило 8. (следствие первого). Эластичность спроса по цене в значительной степени определяется временными рамками, в пределах которых принимается решение о покупке.

Информация о работе Эластичность - одна из основных характеристик спроса и предложения