Эластичность потребительского спроса от дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Я выбрала тему «эластичность потребительского спроса населения от дохода и цен», так как считаю ее весьма актуальной для России на сегодняшний день. Наше общество все еще испытывает на себе отголоски реформ 90-х годов, неустойчивость экономики и рынка напрямую отражаются на населении страны. Современный российский рынок требует регулирования степеней риска, обусловленных стихийностью процессов происходящих на нем, требует обоснованных и продуманных решений возникающих вопросов и ставящихся задач.

Содержание

1. Вступление……………………………………………………………….2
2. Эластичность потребительского спроса от дохода………………..3 – 6
3. Концепция ценовой эластичности……………………………….....7 –12
4. Заключение…………………………………………………………12 – 13
5. Дополнительные материалы………………………………………14 – 16
6. Список литературы ……………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Эластичность спроса. Курсовая.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Вступление……………………………………………………………….2
  2. Эластичность потребительского спроса от дохода………………..3 – 6
  3. Концепция ценовой эластичности……………………………….....7 –12
  4. Заключение…………………………………………………………12 – 13
  5. Дополнительные материалы………………………………………14 – 16
  6. Список литературы ……………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Вступление

 

Я выбрала тему «эластичность потребительского спроса населения от дохода и цен», так как считаю ее весьма актуальной для России на сегодняшний день. Наше общество все еще испытывает на себе отголоски реформ 90-х годов, неустойчивость экономики и рынка напрямую отражаются на населении страны. Современный российский рынок требует регулирования степеней риска, обусловленных стихийностью процессов происходящих на нем, требует обоснованных и продуманных решений возникающих вопросов и ставящихся задач. Значительную роль в данном регулировании играет статистика. Статистический анализ рисков, данных по различным группам. Основные задачи современной статистики совершенствование методологии, методов решения проблем, сбора и учета информации, разработка новых инструментов ограничивающих стихийность рыночных процессов. Торговля, управление, мерчендайзинг требуют статистического обеспечения.

 

Для начала надо разобраться, что из себя представляет спрос и рыночная экономика вообще.

Рыночная экономика - бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Спрос показывает количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен.

Рынок зависит от множества социальных и экономических факторов. Наибольшее влияние этих факторов оказывается на спрос и предложение, как важнейших факторов всего рыночного механизма. Основные факторы цены и денежные доходы потребителей.

 

 

 

 

2. Эластичность потребительского  спроса от дохода

 

       Эластичность - важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса (потребления) от изменения различных факторов (цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности, реакции потребителей к изменениям цены товара.

Показателем оценки уровня эластичности служит коэффициент эластичности.

Коэффициент эластичности потребления от изменения дохода

 

Коэффициент эластичности по доходу показывает, насколько изменится спрос при изменении дохода, используется для изучения зависимости объема потребления в статистике на практике.

Коэффициент эластичности спроса от дохода находится по формуле:

                                    

                   (1)

 

где   

Э  - коэффициент эластичности;

Dy - прирост спроса на душу населения;

Dx - прирост дохода на душу населения;

х - среднедушевой доход в базисном году;

у - среднедушевой спрос в базисном году.

При  Э>1 ,проявляется явление инфраэластичности, т.е. спрос неэластичности

При Э<1, результат отражает ультраэластичность, т.е. сильную эластичность,

При Э=1 наблюдается процесс слабой эластичности, и снижение цены не приводит к коммерческому эффекту.

 

1) в динамике -  когда эластичность спроса оценивается в разные периоды времени, у одних и тех же потребителей.

 

 (2)

 

y0, y1 - Это спрос базисного и текущего периода соответственно.

x0, x1- Это фактический признак базисного и текущего периода соответственно.

 

2) в статике –  когда  эластичность  спроса оценивается за один  период в связи с разными уровнями доходов или территориальными различиями в доходах совокупности различных потребителей.

 

 

           (3)

 

Yn    - это спрос в характеризующей группе

Yn-1 - это спрос предшествующей группы

Xn     - это фактические признаки характеризующей группе

Xn-1   - это фактические признаки предшествующей группы

    - это фактические признаки  в среднем по всем группам

     - это средний уровень  спроса

 

 

 

Формулу коэффициента эластичности можно преобразовать образом:

 

                 (4)

 

где   Тпр у - темп прироста результативного признака;

       Tпр х - темп прироста факторного признака.

На основе вышеприведенных данных можно провести расчет точечной и дуговой эластичности в динамике.

Исходя из формулы (4) точечная эластичность рассчитывается следующим образом:

 

Э (.)=Тпр у : Tпр х                  (5)

где

Tпр х - цепной темп прироста потребления рыбы

Тпр у - цепной темп прироста доходов

Дуговая эластичность рассчитывается по следующей формуле:

 

 (6)

где    

- средняя арифметическая из  потребления продукта между уровнями   (n) и (n-1);

- средняя арифметическая между  доходами уровней (n) и (n- 1).

 

 

 

Коэффициенты эластичности потребления рыбы в зависимости от доходов

 

Таблица 2.

Годы

Средне душевые доходы, руб.

Потребление рыбы на челове-ка, кг

Абсолютный прирост, %

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

Эластичность

Дохо-дов

По-тре-бле-ния

Доходов

Потре-бле-ния

Доход-ов

Потре-бле-ния

1

Точеч-

ная

2

Дуго-

вая

2001

3060

9

               

2002

3947

9,1

885

0,1

129

101,1

29

1,1

0,0379

0,0626

2003

5170

9,5

1223

0,4

131

104,3

31

4,3

0,1387

0,1817

2004

6410

10

1240

0,5

124

105,2

24

5,2

0,2166

0,224

2005

8023

11

1613

1

125

110

25

10

0,4

0,3444


 

1.1Э(.)=Тпр у : Tпр.х = 1,1:29=0,0379  

1.2Э(.)=4,3:31=0,1387 

1.3Э(.)=5.2:24=0,2166

1.4Э(.)=10:25=0,4

2.

2.1

 

2.2

2.3

2.4 

 

 

 

 

 

 

 

3. Концепция ценовой эластичности

 

Концепция ценовой эластичности используется для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции.

Такую реакцию можно определить путем расчета коэффициента ценовой эластичности спроса, который показывает процентное изменение спроса, приходящееся на каждый процент изменения цены. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям объемов продаваемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным, или просто эластичным.

В случае если изменение цены не приводит к какому-либо изменению спроса, то такой спрос является совершенно неэластичным. При условии, когда самое малое снижение цены ведет к увеличению объема покупок населением практически от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.

Это явление выявил французский экономист О.Курно и английский исследователь А.Маршалл, которые выразили его в виде формулы:

 

                                                         (7)

 

 

где    D -Спрос

          P –Цена

 

Ценовой коэффициент эластичности всегда имеет отрицательный

знак, так как закон спроса формулирует обратную зависимость количества покупаемого продукта от цены. В связи с этим коэффициент ценовой эластичности рассматривается только как абсолютная величина и определяется по формуле:


 

   (8) 

где

Тпру  - темп прироста количества спрашиваемой продукции;

Тпрх - темп прироста цены.

Коэффициент эластичности цены по доходу

 

На изменение цены на товар также могут влиять различные социально-экономические факторы, например уровень доходов населения при фиксированном уровне предложения и др.

Поэтому используют коэффициент эластичности цены по доходу.

Коэффициент эластичности цены по доходу представляет собой процентное изменение цены товара, вызванное изменением дохода на 1%.

И исчисляется по формулам:


(9)

 

где

- изменение цены товара;

- изменение дохода населения;

Р, Д - базовые значения цены товара и дохода населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент эластичности цен на рыбу в Москве по доходу

 

Показатели

2001

2002

2003

2004

 

2005

Средние цены на рыбу в Москве , руб

40,9

45,9

50

55,9

 

 

 

63,2

Средне душевой доход, руб

3060

3947

5170

6410

 

 

 

8023

Коэффициент эластичности

 

 

                    0,4217               0,2508             0,3559              0,3385




 

 

9.1


 

9.2


 

 

9.3


 

 

 

9.4


 

 

 

Цепной или базисный эмпирический коэффициент эластичности цены по доходу

 

В некоторых случаях рассчитывается цепной или базисный эмпирический коэффициент эластичности по соответствующим формулам:

 

а) цепной эмпирический коэффициент эластичности


 

                 (11)

 

 

б) базисный эмпирический коэффициент эластичности                     (12)

 


 

 

 

Где:

Рп, Р0       - цены соответственно текущего и базисного периодов;

Дп, Д0     - доходы текущего и базисного периодов;

- средние по всем группам  показатели.

Рп, Р. п-1  - цены соответственно текущего и предшествующего периодов;

Дп, Дп-1 - доходы текущего и предшествующего периодов;

 

Пример:

Цепные и базисные эмпирические коэффициенты эластичности потребительских цен на живую и охлажденную рыбу от среднедушевого денежного дохода населения.

 

Показатели

2001

2002

2003

 

2004

 

2005

Среднедушевые доходы в мес./чел., руб.

3060

3947

5170

6410

 

8023

Средние цены на живую и охлажденную рыбу за кг., руб.

36,2

41,3

45,4

50,4

 

 

58,5

Базисные эмпирические коэффициент эластичности

               0,646           0,489                 0,476           0,5

 

Цепные эмпирические коэффициент эластичности

              0,646            0,376                0,453        0,564

 



 

Цепной эмпирический коэффициент эластичности

11.1

 

 

11.2


 


11.3

 

 

 

 

11.4


 

12.1


 

 

 

12.2

 


 

 

12.3


 

 

 

12.4

 


 

 

 

 

 

 

Следовательно: исходя из полученных расчетов следует, что чем меньше доходы, тем эластичность потребления живой и охлажденной рыбы выше.

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение

   Проблема изучения спроса - это не только проблема покупателей и продавцов, которые должны владеть достаточной информацией о динамике спроса на производимые товары, но и государства.   Поэтому важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также от цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса, рыбы и т.д.). На спрос влияют и другие факторы. С повышением цен на продукты можно ожидать при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, а активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также можно привести к снижению спроса на товары. В то же время с ростом доходов населения можно рассчитывать на расширение покупательского спроса и, соответственно, увеличение сбыта предлагаемой продукции.

          Коэффициент  эластичности актуален при вполне  устоявшихся уровнях цен. Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

 

В зависимости от вида рынка эластичность спроса и предложения проявляет себя неодинаково. На потребительском рынке спрос реагирует на изменения цен и дохода практически мгновенно. На оптовом рынке спрос детерминирован и эта реакция идет с лагом (задержкой), в следствии используемой коммерсантами  маркетинговой стратегии, стимулирующей спрос. Точно так же проявляется эластичность предложения в организованных формах договорных связей поставщиков и оптовых покупателей, при такой форме рыночных отношений одним из важнейших элементов эластичности выступает период, за который оптовый продавец приспосабливается к изменению цен. Обеспеченность информацией – одно из основных условий быстроты реакции участников рыночных отношений  на изменение цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Дополнительные материалы.

 

По данным ГКС средний розничный оборот реализации рыбопродукции в России составил в 2006 г. 400-450 млрд руб., в том числе переработанной готовой рыбопродукции - 100-120 млрд руб.

На рынке розничной торговли России в последнее время наметилась тенденция роста потребления рыбопродукции в переработанном виде. При росте благосостояния и потребительской корзины, производства и потребления охлажденных и замороженных продуктов более чем на 30% в год, все больше увеличивается потребление охлажденной и свежемороженой рыбы. Но самый значительный рост прогнозируется именно в потреблении качественной рыбы, прошедшей высокотехнологическую переработку.

Импортная высококачественная рыбопродукция пользуется устойчивым и стабильным спросом на российском рынке благодаря широкому ассортименту и среднему ценовому сегменту, технологическому процессу переработки и внешней упаковки, чем выгодно отличается от аналогичной продукции отечественного производства. Между тем, по данным ГКС РФ в 2006 г., объем производства отечественной товарной пищевой рыбопродукции увеличился на 10% с 2989 тыс. тонн в 2005 г. до 3289 тыс. тонн в 2006 г.

Информация о работе Эластичность потребительского спроса от дохода