Экспортный тариф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:22, реферат

Краткое описание

Экспортный тариф— это тариф на товары отечественных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особенно если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня. Чаще всего к таким методам прибегают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. К тому же установленные экспортные пошлины дают дополнительный доход в государственный бюджет.

Рассмотрим эффект введения импортного тарифа применительно к так называемой «малой стране», т.е. стране, где изменение спроса на импортные товары не оказывает влияния на мировую цену (рис. 4.1). Исходная ситуация характеризуется кривыми спроса D и предложения S и мировой ценой Рм.

Вложенные файлы: 1 файл

Экспортный тариф.docx

— 92.48 Кб (Скачать файл)

Экспортирующая страна может использовать экспортные пошлины в своих интересах, если она обладает на мировом рынке  монопольной властью. Подобно оптимальному тарифу в условиях монополии страны на мировом рынке, можно найти  и размер оптимальной экспортной пошлины. Ее величина будет прямо  пропорциональна числу стран-импортеров, находящихся в зависимости от поставляемого на их внутренний рынок  товара из рассматриваемой нами страны-экспортера. В основе политики налогообложения  экспорта часто лежит именно упование на монопольное положение страны на мировом рынке, вынуждающее зарубежные страны переплачивать за импортируемый  товар.

Оптимальный тариф

 

Только большая страна введением  импортного тарифа может повлиять на уровень мировых цен и обеспечить себе некоторый положительный экономический  эффект за счет улучшения своих условий  торговли. Однако и в этом случае положительный экономический эффект возникнет, только если прибыль от улучшения  условий торговли перекроет потери, возникающие изза необходимости увеличивать менее эффективное внутреннее производство товаров и изза сокращения внутреннего потребления. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще, сделав экспорт товара в данную страну невыгодным для иностранных поставщиков. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа.

Оптимальный тариф имеет следующие основные черты, которые необходимо учитывать  при осуществлении государственной  внешнеэкономической политики:

•ставка оптимального тарифа всегда положительна и находится в промежутке между 0 и запретительной ставкой  тарифа;

•ставка оптимального тарифа всегда относительно невелика. Расчеты при  предпосылке линейного характера  функций спроса и предложения  показывают, что для большой страны выигрыш от улучшений условий  торговли перевешивает возникающие  экономические потери только в случае, если

ставка импортного тарифа относительно невелика и если как можно большая  часть его перекладывается на иностранных поставщиков за счет снижения мировой цены на импортный  товар;

•ставка оптимального тарифа обратна эластичности импорта. Чем ниже эластичность импорта по цене (объемы импорта изменяются несущественно при колебании цен на него), тем выше ставка оптимального тарифа. Чем выше эластичность импорта по цене (при росте цен объемы сокращаются пропорционально), тем ниже ставка оптимального тарифа. В экстремальном случае при бесконечно большой эластичности импорта оптимальный тариф равен нулю, то есть его просто не нужно вводить;

•оптимальный тариф ведет к  экономическому выигрышу одной страны, но к потерям международной экономики  в целом, поскольку является лишь перераспределением доходов от одной  страны к другой. Мировое хозяйство в целом испытывает эффекты защиты и потребления, то есть несет потери изза необходимости развития менее эффективного по сравнению с зарубежным внутреннего производства и изза сокращения внутреннего потребления во всех странах.

 

Влияние таможенного тарифа на потребителей

Таможенный тариф, ограничивая  импорт, приводит к ухудшению потребительских  возможностей. Анализ тарифа с помощью  кривых спроса и предложения дает возможность определить в денежных единицах, во сколько обходится потребителю  и производителю введение тарифа.

Рис. 7.2. Влияние тарифа на поведение потребителя

В отсутствие тарифа импорт товара “Х” осуществлялся бы свободно по мировой цене – 160 долл. Конкуренция между иностранной и отечественной продукцией привела бы к тому, что цена отечественного товара также бы установилась на уровне 160 долл. Потребители покупали бы по этой цене у отечественных производителей 60 тыс. штук., а импорт составил бы 80 тыс. штук товара”Х” в год, доводя общий объем потребления до 140 тыс. штук. Кривая спроса позволяет подсчитать, сколько выигрывают потребители от возможности приобретения товара “Х”. Вся площадь фигуры треугольника ACE, ограниченная кривой спроса и линией мировой цены, показывает выигрыш от приобретения товаров по данной цене.

Тариф в 20 долл. увеличивает  стоимость товара ”Х” на 10 % и сокращает выигрыш потребителя от его покупки до величины, равной площади треугольника BCD. В результате совокупный спрос сокращается с 140 тыс. до 120 тыс. Чистые потери потребителя образуют область a+b+c+d.

3.3. Влияние таможенного  тарифа на производителей

Отечественные производители, выпускающие конкурирующую с  импортом продукцию, выигрывают от введения тарифа только в том случае, когда  его следствием является действительное ограничение импорта. Чем дороже обходится потребителю иностранный  товар, тем с большей охотой они  обращаются к отечественным производителям, которые выигрывают за счет роста  продаж и от более высоких цен (устанавливающихся благодаря введенному тарифу). На рис. 7.3 приводится анализ тарифного эффекта с точки зрения интересов производителя.

Рис. 7.3. Влияние тарифа на поведение производителя

Тариф увеличивает прибыль  отечественных производителей на величину зоны (а). Однако этот выигрыш не перекрывает потерь потребителей. Причина проста – производители получают преимущество за счет повышения цен только в отношении отечественных товаров, тогда как потребители вынуждены платить одинаково высокую цену как за отечественные, так и за импортные товары. Таким образом, если сравнивать зоны проигрыша потребителей и зоны выигрышей производителей, то введение тарифа в целом привело к потерям.

 
 

 

 


Информация о работе Экспортный тариф