Экспортный тариф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:22, реферат

Краткое описание

Экспортный тариф— это тариф на товары отечественных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особенно если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня. Чаще всего к таким методам прибегают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. К тому же установленные экспортные пошлины дают дополнительный доход в государственный бюджет.

Рассмотрим эффект введения импортного тарифа применительно к так называемой «малой стране», т.е. стране, где изменение спроса на импортные товары не оказывает влияния на мировую цену (рис. 4.1). Исходная ситуация характеризуется кривыми спроса D и предложения S и мировой ценой Рм.

Вложенные файлы: 1 файл

Экспортный тариф.docx

— 92.48 Кб (Скачать файл)

Экспортный тариф— это тариф на товары отечественных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особенно если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня. Чаще всего к таким методам прибегают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. К тому же установленные экспортные пошлины дают дополнительный доход в государственный бюджет.

 

Рассмотрим эффект введения импортного тарифа применительно к так называемой «малой стране», т.е. стране, где изменение  спроса на импортные товары не оказывает  влияния на мировую цену (рис. 4.1). Исходная ситуация характеризуется  кривыми спроса D и предложения S и мировой ценой Рм. В этих условиях возникает ситуация дефицита. Потребители смогли бы по мировой цене приобрести у отечественных производителей только Qданного товара. Остальной неудовлетворенный платежеспособный спрос населения страна могла бы покрыть только за счет импорта QtQ2

Страна вводит тариф на импорт в  сумме t за единицу импортируемого товара. Результатом введения тарифа будет рост цены с Рм до Рвн. При этом внутренняя цена повысится, а мировая цена сохранится на прежнем уровне, поскольку мы анализируем случай малой страны.

Введение тарифа повлечет за собой  ряд последствий:

1. Общий объем спроса сократится  с Qдо Q4. Сокращение спроса произойдет за счет потребителей, которые по возросшей цене не смогут покупать данный товар;

2. Внутреннее производство товара  возрастет. По увеличенной цене  отечественные производители товара, конкурирующего с импортным, смогут выбросить на рынок не Q1, a Qтовара;

3. Объем импорта уменьшится. Изменение  объема импорта произойдет в  результате увеличения внутреннего  производства и сокращения спроса;

4. Государство получит дополнительный  доход, равный произведению ставки  тарифа на объем импорта (площадь  прямоугольника с);

5. Изменится благосостояние потребителей. Величина излишка потребителей  сократится на сумму, соответствующую  площадям фигур а, е, с и d;

6. Повысится уровень благосостояния  отечественных производителей продукции,  конкурирующей с импортной. Излишек производителей возрастет на сумму, соответствующую площади фигуры а. 

 

Рис. 4.1. Эффект введения тарифа в малой  стране.

Сложив выигрыши и потери потребителей, производителей и государства, несложно определить, что чистый ущерб для  страны в целом от введения тарифа составит сумму, соответствующую площадям треугольников в и d.

Конечно, такой подсчет эффекта  введения тарифа весьма приблизителен. Дело в том, что тариф, введенный  на продукцию данной отрасли, на практике всегда сказывается на положении  дел в смежных отраслях, равно  как доходы данной отрасли всегда складываются под влиянием тарифов, введенных в других отраслях. Тем  не менее, проведенный нами анализ в  целом правильно отражает негативное влияние введения тарифа на уровень  благосостояния общества.

Наряду с малыми странами в мире существует небольшое число так  называемых “больших ” стран, где  изменение внутреннего спроса на импорт влияет на уровень мировой  цены. Большая страна, вводя тариф  и оказывая воздействие на уровень мировой цены, за счет улучшения своих условий торговли может получить одностороннее преимущество и повысить уровень общественного благосостояния. Однако экономический выигрыш большой страны от введения тарифа может быстро исчезнуть, если за границей будут приняты ответные меры в виде повышения тарифов у торговых партнеров. Подобные защитные меры, как показывает опыт, обычно предпринимаются незамедлительно. Война тарифов в свою очередь, может вызвать общий спад производства, увеличение безработицы и прочие нежелательные для мирового сообщества процессы. Поэтому существующая ныне международная правовая система исключает возможность принятия односторонних мер по изменению существующих тарифов. Для изменения ставки тарифа требуется проведение длительных консультаций на международном уровне.

Научные исследования в области  теории международной торговли и  торговой политики сформировали стойкое  негативное отношение к тарифу, которое  разделяют большинство экономистов, занимающихся международной экономикой. Однако, тарифы по-прежнему применяются в практике внешнеторгового регулирования большинства стран мира и находят немало приверженцев в деловых и политических кругах.

Набор аргументов в защиту тарифа весьма многообразен, он охватывает не только сферу экономики, но и политику, социологию и другие надстроечные отношения. Большинство из приводимых аргументов явно ложны и основаны на непонимании  сравнительных преимуществ, что, однако, не мешает успешно их использовать при манипулировании общественным мнением.

Введение тарифа экономически оправдано  в крайне ограниченном числе случаев. Любое предложение о введении тарифной защиты должно быть подвергнуто  тщательному анализу на основе эмпирической информации на предмет изыскания  альтернативных методов достижения поставленной цели и такие методы, как показывает опыт, обычно находятся.

Еще один пример. Ситуация свободной  торговли на отечественном рынке  автомобилей (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Производство, потребление  и импорт при свободной торговле

Мировая цена показана горизонтальной пунктирной линией. Кривые D и S – это кривые отечественного спроса на автомобили и предложения автомобилей соответственно. На мировом рынке автомобили продаются по цене 6000 долларов. Следовательно, при свободной торговле отечественная цена автомобиля также должна равняться 6000 долларов. При этой цене отечественный спрос равен Qdотечественное предложение равно Qs, а разница Q- Qпокрывается импортом.

На рис.4.3 показаны результаты введения 20-процентного тарифа на ввоз автомобилей.

Рис.4.3. Последствия введения тарифа

Тариф поднимает цену автомобиля до 7200 долларов. По этой цене импортеры  готовы продать на внутреннем рынке  любое количество автомобилей. Тариф  поднимает и отечественную цену выше мировой. Это способствует росту  отечественного производства. Отечественные  фирмы увеличивают свой выпуск продукции  от Qдо Q¢s. В точке Е на кривой предложения отечественная предельная цена равна 7200 долларов и таким образом превосходит мировую цену, равную 6000 долларов. Отечественные производители не должны платить тариф и могут себе позволить быть менее эффективными, чем их конкуренты на мировом рынке. Так, с точки зрения производства, тариф дискриминирует иностранцев в пользу отечественных производителей.

Со стороны спроса эта цена побуждает  потребителей сократить их совокупные покупки автомобилей. В целом  потребители будут покупать автомобилей  меньше, но при этом больше у отечественных  производителей и меньше у иностранных. Спрос падает с Qдо Q¢d, потребление смещается вдоль кривой спроса от точки G до точки F. Итоговым следствием является уменьшение импорта.

На рис. 4.4 и в табл. 4.1 дается детальный  расчет потерь и выгод от введения тарифа.

Рис.4.4. Социальные издержки тарифа

Потребители платят более высокую  цену за товары, которые они продолжают покупать.

Прирост цены составляет 1200 долларов за единицу товара. Умножив на количество Q¢d, мы получаем суммарные затраты, которые равны по величине площади прямоугольника LFHJ.

Часть этих денег идет государству  как доход от тарифа. Он равен  импорту , умноженному на тариф (1200 долларов), то есть площади прямоугольника ЕIНF. Доходы от тарифа представляют собой передачу средств (трансферт) от потребителей государству.

Сумма, полученная государством от взимания пошлины, может быть направлена на различные  цели: снижение налогов, увеличение расходов на социальные программы, увеличение окладов  государственных служащих.

Возросшие платежи потребителей частично идут также на увеличение прибылей отечественных фирм. Этот трансферт  соответствует площади четырехугольника ECJL: фирмы получают более высокие цены за свой первоначальный выпуск продукции Qи присваивают разницу между ценой и предельными издержками на прирост объема производства , вызванный введением тарифа. В этой прибыли заключается главная привлекательность тарифа для фирм. Однако обществу она не приносит чистой выгоды. Эта прибыль является скорее переводом доходов от потребителей к производителям.

Область ЕIС (треугольник А) в действительности соответствует издержкам общества. Часть возросших платежей потребителей поддерживает неэффективное отечественное производство.

Неэффективность производства означает, что предельные издержки на производство единицы товара внутри страны превосходят  цену покупки этого товара на мировом  рынке.

Суммарный избыток отечественных  предельных издержек над мировой  ценой (треугольник А) – это социальные издержки, вызванные тарифом. Ущерб от введения тарифа оплачивают потребители и общество, потому что ресурсы, которые притекают в отрасль, защищенную тарифом, могли бы использоваться более эффективно в других секторах экономики.

У потребителей появляются дополнительные издержки – область FGН (треугольник В). Это потеря излишка потребителя, вызванная снижением потребления с Qдо Q¢d. Предельная стоимость каждого дополнительного автомобиля для потребителей задается кривой спроса. Предельные издержки общества задаются мировой ценой. Когда предельная стоимость автомобиля превосходит предельные издержки, сокращение потребления является расточительством и увеличивает потерю излишка потребителя. Эти издержки общества аналогичны отходам в производстве. Области А и Впредставляют таким образом чистые издержки общества от введения тарифа.

Таблица 4.1

Потери (–) и выгоды (+) от введения импортного тарифа

Потребители

Отечественные фирмы

Государство

Общество

Оплачивают доход от тарифа – ЕIHF

 

Получает тариф

+EIHF

0

Оплачивают прибыль фирмам

– ECJL

Получают прибыль

+ECJL

 

0

Оплачивают избыточные издержки отечественного производства – EIC

   

– EIC

Теряют излишек потребителя – FGH

   

– FGH

Итого – LFGJ

+ECJL

+EIHF

– (FGH+EIC)


 

 

Влияние экспортного тарифа на экономику  малой страны

Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты  соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как  необходимая мера для поддержания  достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного  экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено конституцией.

Предположим, что Бразилия является экспортером сахара, но правительство  страны хочет поддержать внутреннюю цену на сахар на уровне ниже мировой  цены (например, в рамках программы  борьбы с инфляцией) и с этой целью  вводит таможенный тариф на экспорт. На рисунке 4.5 показаны последствия  такой внешнеторговой политики.

Рис. 4.5. Последствия введения экспортного  тарифа

Если внутренняя цена равна мировой (Pw), то объем экспорта составляет (Q- Qd). Введение таможенной пошлины делает экспорт сахара менее прибыльным, поэтому производители увеличивают продажи на внутреннем рынке. Это приводит к снижению внутренней цены на величину тарифа до Pd. Снижение внутренней цены стимулирует возрастание внутреннего потребления сахара с Qдо Qd', но одновременно отечественные производители сокращают объемы производства с Qдо Qs'. Сокращаются и объемы экспорта до величины (Q’– Qd).

Каково воздействие экспортного  таможенного тарифа на благосостояние? Потребители в Бразилии выигрывают от снижения цен и расширения потребления  сахара (область a + b). Выигрывает также и государство, получающее в бюджет доходы от экспортного тарифа (область d). Однако бразильские производители сахара, уплачивающие фактический налог на экспорт, терпят большие убытки (область a + b + c + d + e). В целом чистый проигрыш страны от введения таможенного тарифа на экспорт составляет область (c + e). Таким образом, экспортный тариф является как бы зеркальным отражением импортного тарифа с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители.

Следует отметить, что экспортный тариф, так же, как и импортный, может быть оптимальным (т.е. максимизирующим благосостояние), если страна-экспортёр обладает монопольной властью как продавец данного товара на мировом рынке. Анализ оптимального экспортного тарифа может быть проведён по той же схеме, что и при рассмотрении оптимального импортного тарифа.

Информация о работе Экспортный тариф