Экономическое содержание и цели финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование финансовой политики государства.
Объект исследования – экономическая политика и экономика в целом.
Предмет исследования – финансовая политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
─ исследовать содержание, значение и цели финансовой политики государства;
─ охарактеризовать отдельные виды финансовой политики;
─ рассмотреть организацию финансовой политики, а именно, финансовый механизм и управление финансами;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Понятие финансовой политики…………………………………………………….4
1.2. Цели и задачи финансовой политики………………………………………………7
1.3.Содержание финансовой политики…………………………………………………11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
2.1. Виды финансовой политики и механизм ее реализации…………………………….........18
2.2. Реализация финансовой политики……………………………………………………21
2.3. Особенности развития финансовой политики РФ……………………………………23
ГЛАВА 3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………29
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ РФ…….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………….……...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..……………………………......48
Приложение 1……………………………………………………………………………..50
Приложение 2……………………………………………………………………………...51
Приложение 3……………………………………………………………………………...52

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, необходимо выпустить финансовые инструменты  со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно увеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономическими активами и обладающих достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото, конвертируемую валюту, возможно, и на недвижимость (жилье, земля и т.д.). Важно проявить умеренность в объеме их выпуска.

В-третьих, необходимо ввести на период 3-5 лет государственное  регулирование процентных ставок - депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми.

Таким образом, для стабилизации финансовой системы  необходимо:

    • обеспечить сбалансированность экономических показателей бюджетов на базе реального прогноза

• сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

• реформировать  систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

• ориентировать  денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить  согласованную бюджетную, налоговую, денежно-кредитную и социально-экономическую  политику, направленную на интересы широких  слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России [15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Развитие государства  связано с изменением финансовой политики. Использование того или  иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.[5]

Анализ финансовой политики позволяет выделить 4 основных типа

1.Классическая финансовая  политика

До конца 20-х годов  прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был  классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (казначействе).

2. Регулирующая финансовая  политика

Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами  вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых  формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы  обеспечивают рост предпринимательской  деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в  условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным  механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

3. Неоконсервативная  стратегия финансовой политики

В 70-х годах XX века в  основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости  сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Следует отметить, что  различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие  инструменты финансового механизма  применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

4. Планово - директивная  финансовая политика

Планово - директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Управление финансами  осуществляется из единого центра - Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Планово - директивная  финансовая политика проводилась практически  во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства ( в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

Создание рыночных отношений  немыслимо без проведения новой  финансовой политики. Проведение такой  политики потребовало в первую очередь  основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов.

В соответствии с Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации основными целями бюджетной и налоговой политики в 2011-2013 годах являются (см. Приложение   1)

Кроме того, определены следующие  основные приоритеты расходов федерального бюджета (см. Приложение 2):

Поставлена задача  - снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.

Правительство Российской Федерации определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 году при  текущей цене на нефть в 76 долларов за баррель. В сценарии прогноза Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 60 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов.

Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета  в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 годах можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.

Говоря о приоритетных направлениях бюджетных расходов, на поддержку сельского хозяйства  в 2011 г. было  выделено 180 млрд. рублей, в том числе по государственной  программе – 118 млрд. (в 2010 г. на эти цели было направлено 107 млрд. рублей). Это позволит закрепить достигнутые в отрасли позитивные тенденции и помощь хозяйствам, испытывающим трудности в связи с тяжелыми погодными условиями, засухой. [17].

Для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково. Министерство финансов выделило фонду по созданию инновационного центра «Сколково»  85 миллиардов рублей на три года, но финансирование этого проекта в ближайшие 3-5 лет потребует 180-200 миллиардов рублей. Рассматривается софинансирование проекта в равных долях государством и частным бизнесом.[ 18]

На обеспечение реализации проекта по созданию инновационного центра «Сколково» планируется направить  бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2011 году в размере 15,0 млрд. рублей, в 2012 году – 22,0 млрд. рублей, в 2013 году – 17,1 млрд. рублей.

Еще одним приоритетом  бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

Повышение страховых  взносов на 2% принесет в систему  обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два года.

Важнейшим приоритетом  бюджетной политики является поддержка  образования как основы инновационной экономики. В 2011-2013 годах предусматриваются бюджетные ассигнования на реализацию таких федеральных целевых программ (ФЦП), как "Федеральная целевая программа развития образования" на 2011-2015 годы, "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы. [2].

С учетом индексации  стипендиального фонда обучающихся  в образовательных учреждениях с 1 сентября 2011 года на 6,5% объем бюджетных ассигнований на выплаты стипендий составил  в 2011 году 42,1 млрд. рублей, в 2012-2013 годах – 43,9 млрд. рублей ежегодно.

В 2011 году стипендии студентов  вузов были увеличены почти на 70 рублей, а выплаты учащихся техникумов и колледжей - на 25 рублей, это следует из проекта федерального бюджета на 2011-2013 годы. В настоящее время стипендия студента вуза составляет 1 тыс. 200 рублей в месяц, а учащихся техникумов и колледжей - 500 рублей. [13]

Бюджетная политика в  сфере образования  на планируемый  период будет направлена на обеспечение  предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда.

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование  составил в 2011 году – 516,6 млрд. рублей, в 2012 году – 516,0 млрд. рублей, в 2013 году – 519,4 млрд. рублей. Указанные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета позволяют обеспечить исполнение расходных обязательств по предоставлению гражданам возможности получения образования в федеральных образовательных учреждениях и реализацию мероприятий в области образования, осуществляемых в общероссийских масштабах. [12]

Наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета  на образование составляют расходы на высшее профессиональное образование

Учитывая значимость подготовки высококвалифицированных  специалистов с высшим профессиональным образованием для экономики страны, в 2011-2013 годах предусматривается продолжение начатой в 2010 году ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30,0 млрд. рублей, за счет которых предполагается осуществить поддержку инновационно активных ВУЗов, в том числе МГУ имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, созданных в федеральных округах федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, реализовать мероприятия по развитию инновационной инфраструктуры в ВУЗах, кооперации российских ВУЗов и производственных предприятий, привлечению в российские ВУЗы ведущих ученых.

Информация о работе Экономическое содержание и цели финансовой политики