Экономическое содержание и цели финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование финансовой политики государства.
Объект исследования – экономическая политика и экономика в целом.
Предмет исследования – финансовая политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
─ исследовать содержание, значение и цели финансовой политики государства;
─ охарактеризовать отдельные виды финансовой политики;
─ рассмотреть организацию финансовой политики, а именно, финансовый механизм и управление финансами;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Понятие финансовой политики…………………………………………………….4
1.2. Цели и задачи финансовой политики………………………………………………7
1.3.Содержание финансовой политики…………………………………………………11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
2.1. Виды финансовой политики и механизм ее реализации…………………………….........18
2.2. Реализация финансовой политики……………………………………………………21
2.3. Особенности развития финансовой политики РФ……………………………………23
ГЛАВА 3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………29
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ РФ…….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………….……...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..……………………………......48
Приложение 1……………………………………………………………………………..50
Приложение 2……………………………………………………………………………...51
Приложение 3……………………………………………………………………………...52

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)
    • рост государственных расходов;
    • снижение налогового бремени.

   Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая  политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.   Если же правительство использует меры фискальной политики  и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.  В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

   Сдерживающая  политика подразумевает:

    • уменьшение правительственных расходов;
    • увеличение налогов.

   Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

   Теперь, рассмотрев  какие виды финансовой  политики  применяет правительство в той  или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Реализация проводится в три этапа:

1. Выработка научно  обоснованных концепций развитии финансов, которая формируется на основе изучения требований экономическим законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2. Определение основных  направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3. Собственно осуществление  практических действии направленных  на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику  начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования,[12]

Известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно  правительством;

б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится  к первому ее типу. Для второго  же он будет абсолютно неверен, что  объясняется особенностями последнего.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Несмотря на безусловно полезные способности налоговой  системы к стабилизации, без целенаправленного  воздействия правительства на экономическую  ситуацию все-таки нельзя обойтись.

Таким образом, регулирование  экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым.

Под дискреционной политикой  понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной  финансовой политики являются:

— общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

— социальные программы;

— правительственные  закупки;

— государственные инвестиции;

—    изменение    расходов    трансфертного      или перераспределительного типа;

— управление налоговым  гнетом.[14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

На протяжении многих лет Россия находилась в условиях острого системного кризиса: спад промышленного  производства, резкое сокращение платежеспособного  спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения.

Анализ основных тенденций  финансовой политики в ХХ в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет  выделить следующие стратегические направления финансовой политики в РФ в ХХI в.

Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения  экономического роста невозможно решение ни одной важной задачи финансовой политики [12].

Повышение эффективности  финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок  труда, внешняя торговля и т.д.), но и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами.

Успешная реализация названных выше стратегических линий  будет происходить в условиях встраивания финансовой системы  России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента [13].

Базовой, несущей  конструкцией стратегии финансовой политики должны стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. При слабом неустойчивом рубле, все  время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно

Во-первых, для  товарно-ресурсного обеспечения рубля  предстоит одновременно решить следующие  задачи:

    • умеренно увеличить производство топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат;
    • создать мобильные и ликвидные резервы нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;
    • существенно повысить (в 2-3 раза) долю пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала;
    • развивать авиационную и автомобильную промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.

Во-вторых, если товарное обеспечение рубля находится  в более или менее удовлетворительном состоянии, около половины составляет импорт, то ресурсное обеспечение  его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает доказанными (прибыльными) запасами полезных ископаемых на 42 трлн. долл. и разведанными запасами еще более чем на 140 трлн. долл.

В-третьих, важно  создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.

В-четвертых, нужна  система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли. В качестве одного из вариантов целесообразно ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа и т.д.) - потенциальных носителей валюты - за рубли. В этом случае те зарубежные покупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а после покупки конвертировать их в доллары и другие твердые валюты.

Потенциал рубля  ослаблен из-за крупного оттока капитала, нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных банках, перевода авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения соответствующего товара. Лишь частично бегство капитала можно объяснить мотивационными причинами. Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.

Обеспеченность  рубля этим не исчерпывается. Необходимо также создать фонд экономических  активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.). Для этого следует провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.

Необходимо  осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам, выстраивать  долгосрочную политику сбережений и  инвестиций, повысить депозитную ставку, развивать систему страхования  вкладов, разрешить иностранным  банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита [15].

Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.

В сфере бюджетной  политики задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической на ближайшие 10-15 лет. Главное - добиться высокого качества разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.

В бюджете создан организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой собираемостью налогов, но и отлаженностью системы его исполнения. И здесь важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных сделок, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.

Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. Необходимо отладить систему в рамках Бюджетного кодекса РФ, концепции  межбюджетных отношений, постепенно увеличивать  долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.

Важнейшей частью финансовой политики является налоговая  политика. Нужно продолжить кодификацию  налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость  их оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.

В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. до 50%. Сохранение высокого удельного веса в структуре М2 наличных денег, недостаточность связывания денежных средств в безналичных расчетах, тезаврация рублей, долларов и другой иностранной валюты сужают экономическую основу увеличения денежной массы (М2), увеличивают дисбаланс между спросом и предложением денег.

Одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся в условиях высокой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов. Фондовый рынок не преодолел полностью синдром дефолта. Выход из создавшегося положения видится в нескольких направлениях [17].

Во-первых, нужно  выпустить краткосрочный финансовый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами, которые будут выше средней ставки дивиденда Сбербанка (на 0,5 -1 пункт) и не будут подкреплены гарантиями государства.

Информация о работе Экономическое содержание и цели финансовой политики