Экономический суд СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:31, доклад

Краткое описание

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., государства-учредители поставили перед собой задачи всестороннего и сбалансированного развития государств, в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления.

Содержание

История суда;
Структура Экономического Суда СНГ;
Судьи Экономического Суда СНГ;
Совершенствование деятельности Экономического Суда СНГ;
Экспертно-аналитическая деятельность Экономического Суда СНГ;
Аппарат;
Компетенция Экономического Суда СНГ;
Порядок обращения в Экономический Суд СНГ;
Порядок обращения в Экономический Суд СНГ с запросами о толковании.

Вложенные файлы: 1 файл

Doklad-Ekonomichesky_sud_SNG_Ivanov_Kolina.docx

— 43.92 Кб (Скачать файл)

Председатель Экономического Суда СНГ и его заместители  избираются судьями Экономического Суда СНГ большинством голосов и  утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на 5 лет.

Председатель Экономического Суда СНГ, его заместители и судьи  не могут быть досрочно отозваны, а  также отстранены от должности любым  иным способом, за исключением отзыва избравшими (назначившими) их органами в случаях злоупотребления служебным  положением, совершения преступления, болезни. На судей Экономического Суда СНГ по истечении их полномочий, при уходе в отставку, в том  числе по болезни, распространяются гарантии, предусмотренные законодательством  государств-участников для судей  в этих государствах.

Судьи Экономического Суда независимы и неприкосновенны, не подпадают  под юрисдикцию государства пребывания, они не могут быть привлечены к  уголовной и административной ответственности  в судебном порядке, арестованы, подвергнуты  приводу без согласия Экономического Суда СНГ.

Председатель Экономического Суда СНГ, его заместители и судьи  не могут представлять интересы каких бы то ни было государственных или межгосударственных органов и организаций, коммерческих структур, политических партий и движений, а также территорий, наций, народностей, социальных и религиозных групп и отдельных лиц. Они не вправе заниматься любой деятельностью, связанной с получением доходов, кроме научной и преподавательской.

Председатель Экономического Суда СНГ организует работу аппарата Экономического Суда СНГ, утверждает структуру  и штаты, назначает на должность  и освобождает от должности работников аппарата, определяет условия оплаты их труда, осуществляет другие полномочия в пределах своей компетенции.

В соответствии с Договором  между Экономическим Судом Содружества  Независимых Государств и Республикой  Беларусь об условиях пребывания Экономического Суда Содружества Независимых Государств на территории Республики Беларусь Экономический  Суд СНГ по предоставленным привилегиям  и иммунитетам приравнен к  дипломатическим представительствам иностранных государств, находящихся  на территории Республики Беларусь.

Судьи и члены их семей  пользуются теми же привилегиями и  иммунитетами, которые предоставляются  в Республике Беларусь дипломатическим  представителям иностранных государств и членам их семей, за исключением  судей, являющихся гражданами Республики Беларусь, а также членов их семей.

В случае, если судья является гражданином Республики Беларусь, он пользуется только иммунитетом от судебной ответственности за действия, совершенные им при исполнении служебных обязанностей.

Особенности правового статуса  судей Экономического Суда СНГ также  регулируются принятыми в рамках Содружества Независимых Государств правовыми актами: Общим положением о межгосударственных (межправительственных) органах Содружества Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 21 октября 1994 года; Соглашением о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств от 25 апреля 2003 года.

За весь период деятельности Экономического Суда СНГ все государства  — участники Соглашения о статусе  Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года, за исключением Республики Узбекистан, назначали (избрали) и направляли 22 судей в состав Экономического Суда СНГ.

 

Совершенствование деятельности Экономического Суда СНГ

В условиях активного развития межгосударственных экономических  отношений в рамках Содружества  особенно актуальными сегодня являются вопросы укрепления и совершенствования  института международного судопроизводства на пространстве СНГ, осуществляемого  Экономическим Судом, поскольку  ввиду узкоспециальной юрисдикции, определенной Соглашением о статусе  Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года, ряд проблем в межгосударственном экономическом сотрудничестве не находит  правового разрешения, что препятствует полноценным интеграционным процессам.

В то же время имеющаяся  на сегодняшний день материальная база, организационная структура, наличие  штата квалифицированных судей  позволяют Экономическому Суду рассматривать  споры не только по экономическим, но и другим вопросам функционирования Содружества. Суд обладает гораздо большим правовым потенциалом по осуществлению международного судопроизводства, чем использует сегодня в рамках компетенции, определенной еще в 1992 году.

Ключом к решению данных вопросов является укрепление института  международного судопроизводства в  Содружестве, означающее повышение  эффективности деятельности Экономического Суда СНГ.

Дальнейшее развитие Содружества  Независимых Государств тесно связано  с углублением экономического сотрудничества государств-участников, в процессе которого неизбежно возникают споры, связанные с толкованием международных  соглашений, исполнением договорных обязательств.

В связи с этим Содружество, как и иные авторитетные международные  организации, идет по пути не только сохранения института судебного рассмотрения споров, осуществляемого Экономическим  Судом СНГ, но и его эволюционной реформы на основе органичного сочетания  преемственности и постепенного, последовательного обновления, что  открывает возможность найти  оптимальный баланс интересов всех государств.

Необходимость реформирования Экономического Суда СНГ на фоне улучшения  результативности сотрудничества в  условиях многоформатности Содружества  обозначена в заключительной части  Аналитического доклада «Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу».

Выводы государств о необходимости  сохранения и повышения эффективности  деятельности Экономического Суда СНГ  сформулированы в Концепции дальнейшего  развития Содружества Независимых  Государств, одобренной высшим органом  Содружества — Советом глав государств 5 октября 2007 года, и Плане основных мероприятий по ее реализации.

Модернизация Экономического Суда СНГ, означающая его усовершенствование, обновление, приведение его в соответствие с новыми требованиями и реалиями Содружества, обозначена с учетом целей  и задач дальнейшего развития СНГ, функционирования оптимальных  и эффективных структур и органов  Содружества.

Обозначенная в Концепции  модернизация Экономического Суда СНГ  закреплена в соответствующих положениях проекта Соглашения о статусе  Экономического Суда СНГ. Принятие документа, несомненно, повысит эффективность  деятельности Суда применительно к  современным тенденциям межгосударственного  сотрудничества и в целом укрепит  институт судебного разрешения споров в рамках Содружества.

Проект Соглашения рационально  сочетает два ключевых направления  модернизации Суда — расширение его  компетенции и совершенствование  организационной деятельности.

Неизбежно повышение роли Экономического Суда СНГ после вступления в силу Договора о зоне свободной  торговли от 18 октября 2011 года. Как было отмечено в Информации о ходе подготовки проекта Договора о зоне свободной  торговли, принятой к сведению Решением Совета глав государств СНГ от 10 декабря 2010 года, «принципиально важной является договоренность о формировании независимой  процедуры разрешения споров. В настоящее  время единственным механизмом, действующим  между государствами-участниками  СНГ, являются консультации. Этот механизм не всегда работает, поэтому число  торговых конфликтов на пространстве СНГ постоянно растет».

Повышение эффективности  деятельности Экономического Суда СНГ  является комплексным вопросом и  включает следующие концептуальные аспекты:

1. Модернизация правовой  основы деятельности Экономического  Суда СНГ применительно к новым  тенденциям развития Содружества  путем принятия нового международного  договора, расширяющего компетенцию  Суда, — проекта Соглашения о  статусе Экономического Суда  СНГ.

2. Расширение круга государств, не являющихся в настоящее  время участниками Соглашения  о статусе Экономического Суда  СНГ от 6 июля 1992 года, особенно с  учетом их участия во многих  международных договорах в рамках  Содружества, которые содержат  договоренности о рассмотрении  споров в Экономическом Суде  СНГ.

3. Концептуальное изучение вопроса о том, что Экономический Суд СНГ, внесший свой вклад в формирование правопорядка в межгосударственных отношениях государств-участников Содружества, мог бы быть трансформирован в универсальный судебный орган, рассматривающий также вопросы соблюдения прав и свобод человека, вытекающих из международных соглашений, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств в сфере установления социально-экономических прав граждан.

4. Более активное использование  опыта Экономического Суда при  разработке и согласовании проектов  международных договоров в рамках  СНГ.

5. Стимулирование обращаемости  субъектов внешнеэкономической  деятельности государств-участников  СНГ в Международный центр  по урегулированию споров при  Экономическом Суде СНГ.

6. Развитие и активизация  постоянной информационной поддержки  деятельности Экономического Суда  СНГ на межгосударственном уровне  и в государствах Содружества,  что станет важным стимулом  для обращения в Суд потенциальных  субъектов.

 

Экспертно-аналитическая  деятельность Экономического Суда СНГ

Важной составляющей деятельности Экономического Суда наряду с судопроизводством  является проведение экспертно-аналитической  работы в различных сферах взаимодействия с государствами-участниками СНГ, органами Содружества, такой, как:

-участие в разработке проектов международных договоров, предлагаемых к заключению в рамках СНГ и ЕврАзЭС (в ЕврАзЭС — до 1 января 2012 года);

-подготовка предложений к проектам международных договоров и актов органов СНГ;

-подготовка предложений к проектам модельных законодательных и иных актов органов межпарламентского сотрудничества СНГ;

-подготовка предложений и рекомендаций в рамках международных форумов и иных мероприятий высшего представительского уровня по совершенствованию международно-правового сотрудничества в Содружестве и ЕврАзЭС;

-сотрудничество с высшими судебными органами и министерствами юстиции, организациями в сфере юстиции, законотворческой деятельности государств-участников Содружества в целях выработки предложений по единообразному применению соглашений и иных актов Содружества;

-системно-аналитическая работа по изучению договорно-правовой базы Содружества в целях мониторинга международных соглашений государств СНГ, определения наиболее проблемных вопросов в их практическом применении.

Ключевым направлением экспертно-аналитической  работы является подготовка обзоров  судебной практики Экономического Суда. Цель обзоров заключается в систематизации решений Экономического Суда, доведении  их до сведения государств, органов  СНГ, что в конечном итоге призвано обеспечить единообразие правоприменительной  практики государств-участников Содружества.

Экономическим Судом осуществляется тесное взаимодействие с Исполнительным комитетом СНГ, которым направляются в Экономический Суд проекты  международных соглашений для подготовки предложений. В их числе:

 

-Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года;

-Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников СНГ от 28 ноября 2006 года;

-Положение о едином реестре правовых актов и других документов Содружества Независимых государств, утвержденное Решением Совета глав правительств СНГ от 15 сентября 2004 года;

-ряд решений органов СНГ по вопросам инвентаризации договорно-правовой базы Содружества;

-Доклад Группы высокого уровня по вопросам повышения эффективности Содружества Независимых Государств, принятый к сведению Решением Совета глав государств СНГ от 28 ноября 2006 года и др.

Экономический Суд активно  использует весь имеющийся научно-практический и правовой потенциал при подготовке проектов документов, связанных с  совершенствованием его деятельности, которым предшествует всесторонняя экспертно-аналитическая работа. Практически  с начала своего функционирования Экономическим  Судом СНГ разработан пакет проектов документов, предусматривающих его  модернизацию. Данные документы неоднократно направлялись в государства-участники  СНГ, органы и институты Содружества. В их числе:

-проекты Соглашения о внесении изменений и дополнений в Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года (включая Положение о нем) и Положение о статусе судей Экономического Суда СНГ, в дальнейшем — проект Конвенции о статусе судей Экономического Суда СНГ (1994 — 1995 гг.);

- проект Концепции Суда Содружества (в соответствии с поручением Совета глав государств Содружества от 26 мая 1995 года);

- проект Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года (в соответствии с поручением Совета глав государств Содружества от 29 апреля 1998 года);

Информация о работе Экономический суд СНГ