Экономический рост и проблемы устойчивого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в изучении сущности, факторов, типов экономического роста, определить сущность проблемы реализации концепции устойчивого развития, а также установления тенденции экономического роста в Беларуси.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, типы и факторы экономического роста 5
2. Проблема реализации концепции устойчивого развития 9
2.1. Противоречивость результатов хозяйственной деятельности 9
2.2. Проблема сохранения потенциала экономического роста и экономического ареала общества 18
3. Проблемы и тенденции устойчивого развития экономики в Беларуси 23
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Экономический рост и проблемы устойч1111ивого развития.doc

— 496.62 Кб (Скачать файл)

  Из-за инфляции рубля, административного удерживания цен и нерациональных налогов производителям не хватает выручки от продаж продукции для покрытия затрат на производство, они вынуждены брать кредиты. Кредиты в Беларуси получают под 120 -- 170 % годовых, что резко повышает стоимость затрат. Но даже при таких процентах инфляция рубля более чем вдвое превышает плату за кредиты, и банковский капитал обесценивается. Работать и вкладывать капитал в производство стало разорительно. Чем больше выпуск продукции -- тем больше убытки. Даже когда в отчетности отражается прибыль, инфляция опережает рентабельность, и средства предприятий, банков, страховых компаний уменьшаются. Предприятия, особенно сельскохозяйственные, не восстанавливают фонды, теряют средства и кадровый потенциал. Тяжелым следствием инфляции стала демонетизация экономики, т.е. исчезновение денег в стране. Общая стоимость денег, находящихся в обращении, уменьшилась в десятки раз. Их стало остро не хватать в экономике. Отсюда -- повсеместные неплатежи, рост кредиторской и дебиторской задолженности, недоимки в бюджет. Предприятия вынуждены обменивать свою продукцию по бартеру, а бартерные операции в Беларуси стали облагать налогом. Чем больше выпускается необеспеченных денег в стране, тем сильнее инфляция. Государство вынуждено устанавливать ставки за аренду госимущества, плату за торговые места, сборы и пошлины, банковские, страховые и другие экономические нормативы в валютах других государств либо в минимальных заработных платах. Этим оно подает пример неуважения к национальному рублю, а снижением курса рубля и повышением минимальной зарплаты постоянно раздражает население, вызывает разорение малых предприятий и предпринимателей.

Вторая по важности причина трудностей в экономике -- принципиальная ошибочность в налоговой политике. Основные налоги в Беларуси включаются предприятиям в предварительные платежи, выручку и себестоимость продукции и взыскиваются до факта реализации произведенного продукта. Тем самым у предприятий изымается их оборотный капитал и завышается потребность в нем, жестко повышаются цены на продукцию, и понижается ее конкурентоспособность.

В развитых странах налоги выполняют регулирующую роль, сдерживают не  производство, а потребление, поощряют страхование рисков, социальное и накопительное страхование, аккумуляцию средств работников в имуществе предприятий и изымают только часть от реально полученной прибыли. Это повышает устойчивость предприятий в конкурентной борьбе, дает возможность минимизировать потребность в оборотных средствах, гибко варьировать ценой продукции на рынках, вытеснять с них конкурентов и затем монопольно повышать цены, получать сверхприбыль.

В США, огромном государстве, где наряду с парламентом каждый из штатов и муниципалитетов вводит еще и свои налоги, нет налога па добавленную стоимость, и вопрос о возможности его введения принципиально нигде не рассматривается. В СНГ и в Беларуси почему-то внедряется не то, что в развитых странах себя оправдало, а нечто противоположное. В том числе и налог на добавленную стоимость.

Третья причина экономических трудностей  -  отсутствие мотиваций, т.е. личных побудительных мотивов для работников к получению прибыли и развитию средств производства. По сути, в этом состоит первопричина всех проблем, развивающихся далее по следующей схеме:

1) отсутствие мотиваций у людей к прибыли и инвестициям не позволяет создать рациональную налоговую систему в государстве;

2) наемно-принудительный труд и нерациональные налоги снижают конкурентоспособность предприятий, угнетают их и не обеспечивают доходами страну;

3) государство вынуждено выпускать необеспеченные деньги, и тем самым вызывается инфляция;

4) инфляция все "вымывает" из страны за иностранную валюту.

Напрашивается вывод, чтобы экономика стала подниматься, а государство богатеть, люди в стране должны захотеть работать хорошо. Этого нельзя добиться натиском и принуждением, надо создать в стране систему мотиваций для людей к труду, росту прибыли и развитию средств производства.

Главные задачи по оздоровлению экономики. Первая задача государства состоит в том, чтобы обеспечить стабилизацию национальной валюты с одновременным наполнением финансовой системы страны полновесными национальными деньгами в возможно большем их количестве.

Решить эту диалектическую задачу, кажущуюся противоречивой, можно в короткий срок созданием такой системы денежного обращения, при которой каждый находящийся и поступающий в обращение рубль получал бы залоговое обеспечение его объявленной стоимости в Национальном банке Республики Беларусь реальными ликвидными активами. Для этого следует: не продавать за доллары, а передать в активы Национального банка ликвидные пакеты акций на весь объем выпущенных в обращение рублей; предоставить банку право распоряжения ими как стабилизационными резервами; реформировать экономику так, чтобы предприятия стали работать прибыльно и развиваться. Тогда акции станут расти в цене и приносить дивиденды, т.е. увеличивать активы Национального банка, а не уменьшать их, как это было бы с Кредитами МВФ, которые пришлось бы вскоре возвращать, да и выплачивать по ним проценты. Банк получит возможность даже повышать курс рубля относительно других валют.

Стабильный рубль оздоровит экономику, и рост цен па товары в стране прекратится. Национальные деньги получат предпочтение у населения и субъектов хозяйствования, как в развитых странах. Этому должна всемерно содействовать налоговая политика, и в распоряжение государства поступят миллиарды валютных средств для выдачи кредитов предприятиям под валютоокупаемые проекты.

Вторая задача государства заключается в том, чтобы в комплексе с валютной стабилизацией освободить субъектов хозяйствования от тех налогов, которые понижают их конкурентоспособность, сдерживают кооперацию производителей, мешают специализации, и взамен ввести налоги, имеющие регулирующие свойства, активизирующие предприятия, с таким расчетом, чтобы в совокупности с другими источниками средств полностью исключить дефицит госбюджета.

Налоги (за исключением акцизов, на разработку недр, экологических) должны изыматься из прибыли, причем не налогом на прибыль, а опосредованно - через налоги на потребление, на имущество и т.п. Чтобы такое изменение налоговой системы стало возможным, работников нужно заинтересовать в получении прибыли и эффективном развитии предприятий, банков, страховых компаний и т.д.

Следует прекратить крайне вредную практику бесплатных и льготных жилищно-коммунальных и других услуг, так как бесплатное никто в стране не экономит. Люди должны получать необходимые доходы (зарплата, пенсия, пособие) и все оплачивать по полной стоимости.

Налоги должны всемерно содействовать развитию страхования, банковского дела и накоплению средств в рациональных формах. За этим - будущее мировой экономики, уже сейчас большую часть национального богатства в наиболее развитых странах составляют накопления граждан, аккумулированные в страховых накопительных фондах и банках. Это особенно важно и перспективно для Беларуси, являющейся географическим центром Европы и страной размещения Исполнительных органов СНГ.

Третья задача государства -- принципиально изменить подходы к реформированию предприятий, открыть пути для мотиваций к прибыли и инвестициям.

1.  Акционирование должно применяться с целью укрупнения предприятий и привлечения инвестиций, а применение его как метода разгосударствления, приватизация ведет к тому, что средства акционеров изымаются в бюджет, а предприятия дробятся и получают только ваучеры-бумажки. Оттого и результаты деятельности у таких акционерных предприятий, как правило, неважные.

2. Надо осознать, что труд заинтересованных люден намного эффективнее наемного и подневольного труда, и создать везде системы мотиваций к эффективному труду,  росту прибыли и развитию средств производства.  Все должны быть участниками в прибыли: и инвесторы, и работники, и государство.

     Если предприятия будут работать стабильно и прибыльно, то и инвестиции пойдут в республику активно, и наука получит востребованность, возрастут оклады в бюджетной сфере, пенсии, пособия.

Зарплата работников госорганов, учителей, врачей, военнослужащих и других граждан, труд которых оплачивается из бюджетных средств, а также пенсии, стипендии, пособия в стране должны получить прямую связь с суммарными доходами (зарплата, вклады, дивиденды) в сфере коммерческих и банковских структур. С улучшением работы предприятий, банков, страховых компаний у всех станут расти доходы.[4, c, 18-23]

Для преодоления проблем развития экономики разрабатываются различные программы устойчивого развития экономики, одной из которых является «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.» (НСУР-2020) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Экономическая составляющая устойчивого развития.

Устойчиво развивающаяся национальная экономика должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергосберегающей, эколого-защитной. В связи с этим предусматривается совершенствование структур производства и потребления с учетом имеющихся ресурсов и оптимального уровня удовлетворения потребностей населения. Важнейшим средством обеспечения устойчивости развития национальной экономики и решения социальных задач является дальнейший рост валового внутреннего продукта, развитие межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства. По сравнению с 2005 г. ВВП в 2020 г. предусматривается повысить в 2,3-2,5 раза, инвестиции в основной капитал - в 2,4-2,7, продукцию промышленности - в 1,6-1,7, сельского хозяйства - в 1,6, сферы услуг - в 2,4-2,6 раза.

В структуре экономики страны в прогнозном периоде должна последовательно снижаться доля производства товаров до 37-38% в 2020 г. и возрастать доля сферы услуг до 50-52% соответственно. В структуре использования ВВП к концу прогнозного периода потребуется увеличение удельного веса накопления до 30-31% и доли инвестиций до 26-27% против соответственно 24-25 и 21-22% в 2005г. При этом, несмотря на снижение в структуре ВВП доли конечного потребления, рост его объемов позволит последовательно увеличивать уровень потребления на душу населения.

На первом этапе (до 2010 г.) предусматривается повысить конкурентоспособность национальной экономики, прежде всего, за счет улучшения использования факторных условий (природные и трудовые ресурсы, научно-технический и инновационный потенциалы, производственная и социальная инфраструктура), а также создания привлекательного инвестиционного климата и благоприятных условий для предпринимательской деятельности, развития рыночной инфраструктуры, расширения внутреннего потребительского рынка. Для этого необходимо ускорить формирование социально ориентированной рыночной (многоукладной) экономики, повысить уровень ее эффективности за счет приоритетного развития отраслей и производств, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировых рынках. В решении этих задач первостепенное значение имеет реализация Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.

На втором этапе (2011-2020 гг.) ставится задача приблизить структуру экономики Республики Беларусь к структуре хозяйства экономически развитых стран по удельному весу сферы услуг, доле прогрессивных V и VI технологических укладов, создать условия для формирования постиндустриального общества.

Главная цель структурных преобразований в промышленности - значительное расширение выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной продукции на основе внедрения современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Реализация мер, предусмотренных Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, позволит к 2010 г. увеличить долю новой научно-технической продукции в общем объеме выпуска почти в два раза и удельный вес наукоемкой продукции в объеме экспорта до 18-20%.

Для стабильного обеспечения платежного спроса населения на высококачественные отечественные изделия предусматривается:

  • улучшение структурно-ассортиментной сбалансированности производства и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров с учетом потребностей конкретных групп населения;
  • повышение конкурентоспособности отечественных товаров на основе модернизации производства;
  • реструктуризация и совершенствование организационных структур с созданием небольших и средних предприятий, выпускающих товары для конкретных групп потребителей.

С учетом ресурсных возможностей и специализации промышленности страны планируется развивать производство наукоемких и трудоемких товаров. Важное значение имеет наращивание производства продукции из местного сырья - продовольственных товаров, изделий из древесины, текстильных изделий.

На период 2011-2020 гг. ставится задача перехода к эффективному функционированию промышленного комплекса в условиях его экологизации. Для этого потребуется качественное обновление производственного, научно-технологического и кадрового потенциалов.

Целью развития агропромышленного комплекса в долгосрочной перспективе является формирование эффективного конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного производства, которое должно соответствовать мировому уровню и обеспечивать продовольственную безопасность страны.

Приоритетным направлением развития сельского хозяйства определена интенсификация производства на основе модернизации производственно-технической базы и внедрения достижений научно-технического прогресса. Зональная, региональная, внутрихозяйственная специализация и размещение сельскохозяйственного производства по территории страны должны отвечать сложившемуся производственно-экономическому и природному потенциалу. Необходим переход на ландшафтно-адаптивную систему земледелия, базирующуюся на максимальном учете региональных и локальных почвенно-климатических условий.

Информация о работе Экономический рост и проблемы устойчивого развития