Экономический рост и проблемы устойчивого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в изучении сущности, факторов, типов экономического роста, определить сущность проблемы реализации концепции устойчивого развития, а также установления тенденции экономического роста в Беларуси.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, типы и факторы экономического роста 5
2. Проблема реализации концепции устойчивого развития 9
2.1. Противоречивость результатов хозяйственной деятельности 9
2.2. Проблема сохранения потенциала экономического роста и экономического ареала общества 18
3. Проблемы и тенденции устойчивого развития экономики в Беларуси 23
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Экономический рост и проблемы устойч1111ивого развития.doc

— 496.62 Кб (Скачать файл)

I = S + (T- G).

Таким образом, для того, чтобы увеличить инвестиции, необходимо увеличить частные сбережения или уменьшить дефицит государственного бюджета.

Норма частных сбережений и их величина определяются размером реального дохода (процента) на сбережения после уплаты налогов. Поскольку увеличение нормы процента сокращает частные инвестиции, постольку увеличение частных сбережений и инвестиций целесообразно стимулировать только снижением налогов на доходы от сбережений и инвестированного капитала. Одновременно, чтобы изменить распределение национального продукта в пользу сбережений, необходимо увеличить налогообложение потребления за счет роста ставок косвенных налогов (акцизов, налога с продаж, налога с оборота и др.).

Мероприятия, направленные на уменьшение дефицита государственного бюджета, увеличивают частные сбережения и уменьшают инфляционное обесценение сбережений. Положительное сальдо бюджета определяет размер государственных сбережений, которые могут передаваться частным фирмам через банковскую систему, устойчивость которой является важным фактором процессов сбережения и инвестирования. Кроме того, часть бюджетных средств может использоваться для государственных инвестиций.

Помимо частных и государственных сбережений, в качестве источника инвестиций могут использоваться иностранные сбережения в виде займов или помощи. Государство должно регулировать привлечение иностранных займов и добиваться их рационального использования для увеличения основного капитала в высокоэффективных производствах.

Вышеуказанные мероприятия после стабилизации бюджета должны дополняться экспансионистской кредитно-денежной политикой, понижающей уровень реальных процентных ставок и содействующей активизации инвестиций.

Основным фактором, определяющим предложение труда, является величина реальной заработной платы. Так как реальная заработная плата имеет обратную зависимость от величины налогов, снижение личных налогов увеличивает реальную заработную плату.

Повышение реальной заработной платы, в соответствии с эффектом дохода, сократит предложение труда, поскольку теперь можно меньше работать для получения прежнего дохода. С другой стороны, в соответствии с эффектом замещения, предложение труда увеличится, поскольку более высокая оплата каждого часа труда приведет к стремлению заменить свободное время рабочим.

Эмпирические данные свидетельствуют, что эффект замещения значительно превосходит эффект дохода. Поэтому общее снижение налогов на заработную штату и уменьшение прогрессивности шкалы налогообложения существенно повышают предложение труда и увеличивают объем национального производства.

Объем производства зависит не только от величины предложения труда, но и от его эффективности. Эффективность труда определяется его капиталовооруженностью и качеством человеческого капитала.

Человеческий капитал -- воплощенные в человеке врожденные способности и талант, образование и приобретенные навыки, определяющие квалификацию рабочей силы и ее способности приносить доход.

Поскольку человеческий капитал накапливается медленно, но является мощным фактором роста, государство должно обеспечивать эффективное функционирование системы общего и профессионального образования, а также стимулировать инвестиции в человеческий капитал с помощью финансовых и кредитных мер со стороны индивидуумов и фирм.

Модель Р. Солоу показывает, что постоянный экономический рост в расчете на душу населения обусловлен технологическим прогрессом, а его, в свою очередь, стимулирует государство в рамках научно-технической политики.

Научно-техническая политика - совокупность государственных мер, направленных на поощрение научно-технического прогресса и внедрения его результатов в производство.

Научно-техническая политика предполагает следующее:

  • организацию государством стратегического научно-технического прогнозирования и программирования, разработку и реализацию 
    среднесрочных программ в области новейших технологических раз 
    работок;
  • непосредственное финансирование и проведение государством 
    фундаментальных и прикладных научных исследований;
  • установление временной монополии в использовании результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок по 
    средством государственной патентной системы;
  • стимулирование затрат частных фирм на НИОКР посредством 
    предоставления целевых бюджетных субсидий на конкретные проекты и программы, а также налоговых льгот и льготных кредитов научно-исследовательским организациям и фирмам, участвующим в инновационном процессе; гарантирования частных займов повышенного риска, используемых на финансирование НИОКР и практическую 
    реализацию достижений научно-технического прогресса;
  • организационную помощь, финансовую поддержку и непосредственное участие со стороны государства в создании научно-производственных центров и центров подготовки высококвалифицированных инженерных и научных кадров, научно-технических консорциумов и научных парков;
  • государственную контрактную систему, создающую гарантированный рынок сбыта для новейшей наукоемкой продукции;
  • межгосударственное взаимодействие, связанное с участием в 
    международной технологической кооперации и научно-техническом 
    сотрудничестве в рамках межправительственных программ развития 
    науки и техники.

Главной задачей научно-технической политики является комплексное развитие фундаментальных и прикладных исследований, сокращение пути между научными разработками и практической реализацией их результатов.

На основе изложенного материала можно сделать следующие выводы:

  • помимо циклических колебаний уровня ВВП, в экономике 
    происходит рост естественного уровня реального ВВП под воздействием долгосрочных факторов;
  • экономических рост -- это процесс не только количественного, 
    но и качественного совершенствования создаваемых благ и услуг;
  • из трех вариантов динамики экономического роста предпочтительнее сбалансированный рост при стабильном уровне цен;
  • одним из главных факторов экономического роста является 
    накопление капитала;
  • чем выше капиталовооруженность производства, тем больше 
    объем производства и инвестиций на одного работника;
  • устойчивым уровнем капиталовооруженности, являющимся оптимальным с точки зрения максимизации потребления, будет тот, при 
    котором предельный продукт капитала равен норме выбытия (амортизации);
  • при условии роста населения потребление на одного работника 
    максимизируется, если предельный продукт капитала за вычетом 
    нормы амортизации равен темпу прироста населения;
  • непрерывный экономический рост на душу населения можно 
    обеспечить только благодаря технологической прогрессу;
  • государственная политика роста включает совокупность мер, 
    обеспечивающих долгосрочный и сбалансированный экономический 
    рост;

Научно-техническая политика является главной составной частью политики роста в современных условиях.[9]

 

 

 

 

Тенденции устойчивого развития экономики в Беларуси.

Анализ экономического развития страны, количественные результаты которого представлены в таблице (см. приложение №1), выявил ряд отрицательных тенденций, среди которых следует особо выделить преимущественно экстенсивный путь развития экономики при сохранении структурных диспропорции, нерыночного сектора экономики и неэффективных предприятий. Это привело к сдерживанию интенсификации производства, падению его эффективности и ухудшению качественных характеристик экономического развития.

Динамика роста ВВП обеспечивается за счет расширения экспорта и внутреннего потребительского спроса. В результате сохранения благоприятной депозитной политики Национального банка в 2002 г. удвоились объемы срочных рублевых вкладов населения, что оказало влияние на связывание наличных денег и сдерживание роста инфляции. Увеличение денежных доходов населения способствовало росту товарооборота. Их доля в приросте реального ВВП составила примерно 30%.[8, с. 3]

Снижение темпов прироста ВВП в Беларуси - результат продолжения политики экстенсивного развития, завершение действия кратковременных факторов. Поскольку не было качественных изменений экономических отношений, не осуществлялись структурная перестройка экономики и институциональные реформы, то полученный на затратной основе экономический рост не мог привести к оздоровлению финансов субъектов хозяйствования, укреплению платежной дисциплины, улучшению качественных макроэкономических показателей. В свою очередь это явилось главной причиной возникновения многих экономических проблем.

Замедляется рост инвестиций, что блокирует расширенное воспроизводство, процессы интенсификации и модернизации производства внедрение прогрессивных технологий. В 2001 г. снизились объемы капитальных вложений почти во всех отраслях народного хозяйства Беларуси (за исключением транспорта и связи). Износ активной части основных производственных фондов превысил его критический уровень. Все это отрицательно влияет на повышение конкурентоспособности товаров и не создает предпосылок для долгосрочного экономического роста. В экономике действуют факторы, ограничивающие объемы инвестиций. Это, прежде всего недостаток собственных источников финансирования, что является следствием уменьшения прибыли высокой налоговой нагрузки на товаропроизводителей и высокой ставки процента по кредитам, низкой кредитоспособности предприятий, высокой инфляции, приводящей к оттоку денежных средств из производственной сферы в финансовую и торгово-посредническую.

Негативные тенденции в реальном секторе экономики непосредственно сказываются на снижении поступлений налогов в бюджет, что проявляется в его дефиците. Ухудшение финансового состояний субъектов хозяйствования приводит к серьезным трудностям в формировании доходной части бюджета. Главная причина дефицита бюджета - нерациональные расходы, неэффективная поддержка сельского хозяйства и жилищного строительства и т.д.

В сфере внешней торговли наблюдается тенденция сохранения высокого отрицательного сальдо и существенной доли бартерных операций, а также неустойчивости развития белорусско-российского рынка, увеличения не физического, а стоимостного импорта из РФ (по причине роста цен), сырьевой и энергетической зависимости Беларуси от России.

Динамичное развитие экспорта не вызвало адекватного развития реального сектора экономики - финансовое состояние предприятий ухудшилось. Низкий уровень рентабельности, а также недостаточная инвестиционная база не позволили продвинуться предприятиям в решении проблем расширения рынков сбыта продукции и сокращения просроченной внешней задолженности.

Важный показатель степени развития внешнеторговых отношений -- структура экспорта и импорта по условиям оплаты   контрактов. В последнее время наблюдается тенденция уменьшения доли товарообменных операций как по экспортным, тик и по импортным контрактам. Динамика доли контрактов в белорусских рублях характеризуется повышением удельного веса экспорта и относительной стабильностью доли импорта. Одновременно имеет место увеличение объема операций в российских рублях (особенно в расчетах Беларуси с Россией), который в расчетах по экспортно-импортным операциям в несколько раз превышает долю белорусских рублей. Сужение сферы использования белорусских рублей указывает на более низкую привлекательность национальной денежной единицы по сравнению с валютами основных торговых партнеров.[3, c 13-17]

Положение дел в экономике Беларуси сложное, средства субъектов хозяйствования,  объемы  инвестиций,  экспорта,  импорта и  реальные доходы  населения уменьшаются, основные фонды изнашиваются, проблемы накапливаются. В чем же причины этих трудностей?

Главная причина - нестабильность белорусского рубля в связи с тем, что деньги выпускаются в республике без ценностного их обеспечения и в возрастающих объемах. С 01.01.1990 г. по 01.01.2000 г. официальный курс национальных денег в государстве понизился к доллару США в 53,3 млн. раз (!) и понижается дальше.

Инфляция рубля закономерно проявляется в росте цен товаров, потому что рубль сам как мера стоимости уменьшается, обесценивается. Но курс рубля и цены в республике удерживаются административно, причем в неодинаковых режимах. Этим искажаются все ориентиры в экономике. В рублях доходы и цены как бы растут, а по сути   - снижаются.

Импорт в Беларусь сырья, материалов,  комплектующих изделий для  нужд производства, в том числе из России, стал убыточным. Предприятиям приходится оплачивать эти товары за рубежом безналичной валютой или обменными зачетами по рыночному курсу доллара, а учитывать в балансе и в цене своей продукции -- по официальному курсу, т.е. с трехкратным занижением затрат. При экспорте, наоборот, -- трехкратно занижается в рублях стоимость валютной выручки в отчетности производителей, и чтобы отчет был без убытка, им приходится завышать свои экспортные цены выше рыночных. В итоге, внутренние цены в государстве занижаются, а экспортные цены у производителей  -- завышаются.

Информация о работе Экономический рост и проблемы устойчивого развития