Экономический рост,понятия,показатели,факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Под экономическим ростом обычно понимают количественное увеличение реального объёма производства во времени. Экономический рост можно определить двумя способами:
Как увеличение реального ВВП(или ВНД, или любого другого агрегата измеряющего объём национального производства )
Как увеличение реального ВВП(или ВНД, или любого другого агрегата измеряющего объём национального производства) на душу населения[5,С.94-95].

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 305.43 Кб (Скачать файл)

 Необходимым  показателем  экономического роста страны  является  уровень жизни населения,  который находит своё выражение  в денежных доходах населения.  За последние 3 года  реальные денежные доходы населения имеют свойство к увеличению. Так реальные денежные доходы в 2008 году увеличились на 111,8 % по сравнению с 2007 годом и составили 648, 2 млрд.руб. В 2009 году реальные доходы населения составили 753,6 млрд. руб., и процентном соотношении равняется 102,7  к 2008 году. В январе-октябре 2010 года объём денежных доходов населения составил 857,6 млрд. руб. и по сравнению с январём-октябрём 2009 года увеличился на 111,8% ( в этом периоде он равнялся 767,1 млрд.руб) при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7%.Денежные доходы в расчёте на душу населения в январе-сентябре по сравнению с январём-сентябрём увеличились в реальном выражении на 12 %. Соотношение среднедушевых  доходов населения с минимальным потребительским бюджетом  составило 2 раза, с бюджетом прожиточного минимума 3,3 раза.

Реальные располагаемые  доходы населения за последние 3 года так же имеют тенденцию к увеличению, не смотря на мировой финансовый кризис , который проверил экономику Беларуси на прочность. В 2008 году реальные располагаемые доходы населения в процентном соотношении составили 111,8 к уровню 2007 года, в 2009 году они составляли 103,7 % к уровню 2008 года. В январе-сентябре 2010 года реальные располагаемы доходы увеличились на 11,4 % в сравнении с январём-сентябрём 2009 года. (Приложение В)

Основными денежными доходами населения являются оплата труда  и трансферты населению. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в период с 2007 по январь- сентябрь 2010 года имеет тенденцию к увеличению. Для сравнения: в 2008 она составляла 862 тыс.руб., что составляет 109% к уровню 2007 года. В 2009 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата уже составляет 981,6 тыс.руб.  что означает её прирост на 13,6%. В январе-сентябре 2010 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата уже составила 1167,1 тыс.руб. что означает её рост с аналогичным периодом 2009 года на 18,6 %. (Приложение Г)

        Размер  пенсий также повышался за  последние 3 года. В 2007 средний  размер назначенных пенсий составлял  328,2 тыс.руб., в 2008 389,4 тыс.руб. Реальный размер назначенной пенсии в 2008 году составил 104,7% к уровню 2007 года, в 2009 100,2% к уровню 2008 года. В январе-сентябре 2009 года средний размер назначенных пенсий составлял 390,9 . В органах по труду, занятости и социальной защите в сентябре 2010 г. на учёте состояло 2459 тыс. пенсионеров, средний размер назначенной пенсии которым составил 530, 3 тыс.руб. что в 2,2 раза превышает прожиточный минимум для пенсионеров. Реальный размер назначенных пенсий в сентябре 2010 г. по сравнению с сентябрём 2009 г. увеличился на 21,3% Приложение Г, таблица 2.5-показатели пенсий населения. Общая характеристика  доходов населения  за последние 3 года представлена в приложении  Е, рис.7 [12; 13]

Как видно из диаграммы  динамика реальных денежных доходов, реальной заработной платы и назначенных  пенсий имела тенденцию  к снижению приблизительно  до середины 2009 года. Во многом этому поспособствовал  мировой финансовый кризис. Следует  отметить что данный кризис наиболее сильно затронул страны Западной Европы и США. Благодаря комплексу антикризисных мероприятий , разработанных национальным банком РБ и правительством  РБ более глубокого снижения удалось избежать.

Проанализировав данные в  период с 2007-сентябрь(октябрь) 2010 гг. можно сделать следующий вывод: Республика Беларусь не склонна к резким скачкам в экономике и постепенно, умеренно наращивает  темпы экономического роста. Это подтверждает динамика факторов  его образования. В январе-октябре 2010 года объём ВВП составил в текущих ценах 130,9 трлн. руб. и увеличился по сравнению январём-октябрём 2009 года в сопоставимых ценах на 6,8. ВВП надушу населения в январе-октябре 2010 года составил 13807 тыс.руб. когда в январе-октябре 2009 года он составлял 11718 тыс.руб. В 2007 и 2008 годах он был равен 10105 тыс.руб. и 13407 тыс.руб. соответственно. Индекс промышленного производства к уровню января-октября  2009 года от реализованной продукции, работ, товаров, услуг промышленных предприятий за январь-октябрь 2010 года  составил 110,5%, что также свидетельствует о наращивании темпов производства. Выросли и денежные доходы населения. Если в 2007 году они составляли 503,9 млрд.руб., то в январе-сентябре 2010 года они составляли уже 857,6 млрд.руб., что равно 111,8% к уровню явнваря-сентября 2009 года. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2007 году  составляла 694 тыс.руб. когда в январе-сентябре 2010 года она уже составила 1167,1 тыс.руб. Что к соответствующему периоду 2009 года  равно 118,6% . Без увеличений не обошлись и пенсии. В 2007 году средний размер назначенной пенсии составлял 328,2 тыс.руб. что меньше уровня 2008 и 2009 годов на 61, 2 и 101,3 тыс.руб. Средний размер назначенной пенсии в сентябре составил 530, 3 тыс.руб. что в 2,2 раза превышает прожиточный минимум для пенсионеров. Реальный размер назначенных пенсий в сентябре 2010 г. по сравнению с сентябрём 2009 г. увеличился на 21,3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

Проблемы и  перспективы развития экономического роста в Республике Беларусь.

3.1 Проблемы экономического  роста в РБ.

 Представитель МФВ, глава Германской консультативной группы экономических реформ в Беларуси Рикардо Джуччи  в ходе прошедшего в Беларуси XIII Минского форума дал характеристику основным факторам, сдерживающим темпы экономического роста в Беларуси:

1.Торговый баланс. Как  отметил Рикардо Джуччи, серьезный рост отрицательного сальдо торгового баланса второй год подряд компенсируется не ростом зарубежных инвестиций, а ростом внешних займов. По словам немецкого экономиста, такую ситуацию можно объяснить кризисом, но продолжать работать по той экономической модели, что и последние два года, – нельзя. Однажды внешний долг станет таким большим, что Беларусь не сможет его больше обслуживать. Поэтому дефицит торгового баланса необходимо сокращать, а финансирование делать более здоровым, переходя на прямые инвестиции.

2.Монетарная политика. Денег  в Беларуси выпускается очень  много. По словам Р.Джуччи, рост денежной массы на 80% в год – это очень много. «Это слишком экспансивная денежная политика», – отметил эксперт.

3.Массированное повышение  зарплаты госслужащим более чем  на 30% приведет к серьезным проблемам  в следующем году. «Повышение  зарплаты – это вообще проблематично  с точки зрения развития экономики,  потому что у вас есть дефицит  торгового баланса. В этой ситуации  повышение зарплат приведет к  проблемам международной конкуренции.  Поэтому зарплату нужно сдерживать. Если она повышается – это  приведет к увеличению дефицита  торгового баланса».

4.Курс белорусского рубля.  Национальный банк очень хорошо  удерживал курс во время кризиса,  это действительно было фактором  стабилизации в условиях многочисленных  внешних шоков. Но здесь, по  словам Рикардо Джуччи, проблемой также является рост зарплаты до 500 долларов. В частности, сама привязка к доллару. В этих условиях гибкость обменного курса ограничивается, т.е. сдерживается возможность маневрировать для Нацбанка, что опять же не является здоровой ситуацией. «Мы всегда говорим: если цели какие-то по зарплате ставятся, то это нужно делать в национальной валюте», – отметил эксперт [14].

Следует отметить, что  в  правительстве Республики Беларусь акцентируют внимание и на внешнем  государственном долге, как на факторе  сдерживающим экономический рост в Республике Беларусь. Внешний государственный долг Беларуси с начала года вырос почти на 20%. Внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 сентября 2010 года составил 9 млрд. 451,3 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11 млрд. долларов США. С начала года величина внешнего госдолга увеличилась на 1 млрд. 559,9 млн. долларов США, или 19,8%. В структуре госдолга кредиты, привлеченные правительством Беларуси, составили 9 млрд. 269,4 млн. долларов США, увеличившись за январь-август на 19%.Кредиты, привлеченные под гарантии правительства, выросли в 1,6 раза - до 181,9 млн. долларов США (на 1 сентября 2010 года).Внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени. На сегодняшний день государство активно ведёт политику по обслуживанию государственного долга [15].

Таким образом в экономике Беларусь выделяют следующие недостатки:

1. Растущее отрицательное  сальдо торгового баланса

2.Монетарная политика, а  именно быстрорастущая масса  денег в стране.

3.Необусловленное повышение  зарплат, которое приведёт к  проблемам в долгосрочной перспективе.

4.Привязанность белорусского  рубля к доллару.

5.Внешний государственный  долг.

3.2Основные направления  экономического развития Республики  Беларусь на период с 2010-2020 годы.

В Национальной стратегии  устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 гг.  дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом и Советом Министров Республики Беларусь: Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.г., Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001-2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов[11].

К конкретным вариантам увеличения темпов экономического роста  Беларуси относится проект разработанный  учёными института НАН. Учёные представили  органам государственного управления  механизмы обеспечения в течение  ближайших 10 лет безинфляционного прироста ВВП в Беларуси в пределах 10-15% в год. По утверждению академика П. Никитенко и кандидата наук С. Пупликова: «Уровень прироста ВВП в Беларуси в течение ближайших 10 лет может и должен быть обеспечен за счет национальных резервов финансовых ресурсов в пределах 10-15 % в год». При этом «в рамках механизма «связанной эмиссии», разработанного в Институте экономики НАН Беларуси уровень инфляции не будет превышать параметры, которые будут определяться в «Основных направлениях денежно-кредитной политики», ежегодно разрабатываемых Национальным банком Республики Беларусь и утверждаемых Главой государства А.Г. Лукашенко. Ссылаясь на анализ исторического опыта формирования банковских кредитных ресурсов в СССР, а также в странах с развитыми рыночными отношениями, разработчики делают вывод о том, что в Республике Беларусь внутренние источники формирования национальных банковских кредитных ресурсов задействованы в неполном объеме. Авторы исследования утверждают, что «в настоящий момент банковская система Беларуси испытывает недостаток ликвидности, что в свою очередь, может отрицательно повлиять на четкость и бесперебойность платежного оборота в экономике страны». При этом, по их мнению, «анализ внешнего долга Беларуси показывает, что в сложившейся ситуации ставка на иностранные кредитные ресурсы может смягчить проблему ликвидности только в краткосрочном плане». Авторы исследования утверждают, что «в СССР, а также в странах с развитыми рыночными отношениями, фактическим обеспечением эмиссии банкнот выступало национальное богатство». Это положение было доказано еще в 1991 г. в докторской диссертации П.Г. Никитенко и признано новым направлением в экономической науке и практике. В странах с развитыми рыночными отношениями, центральные банки эмитируют основные резервные валюты в основном под обеспечение ее элементами национального богатства. Именно этим объясняется тот факт, что в Японии коэффициент монетизации по итогам минувшего года составил 160% к ВВП, а в США он фактически равен 300% ВВП. Разработчики считают, что «на современном этапе развития банковской системы Беларуси назрела радикальная необходимость введения в расчет ресурсной базы белорусских банков всех основных элементов национального богатства. Оцененные в денежной форме и оформленные различными видами ценных бумаг, эти элементы могут стать объективной основой для осуществления денежной эмиссии и формирования таким путем уставного фонда созданного в будущем Национального ипотечного банка». Минимальный размер уставного фонда такого Национального ипотечного банка, номинированный в белорусских рублях, на начальном этапе может составить, по расчетам разработчиков, – около 35 млрд. долл. США. Как отмечают авторы проекта, «это, по сути, оставшийся объем денежных ресурсов, необходимых для доведения коэффициента монетизации экономики Беларуси до 100%». После своего создания «Национальный ипотечный банк сможет достаточно активно привлекать ресурсы как в национальной, так и в иностранной валютах, осуществляя заимствования на зарубежных финансовых рынках, включая работу со своими акциями и облигациями на вторичном рынке ценных бумаг». По предложению разработчиков, «осуществляемая денежная эмиссия должна направляться на приоритетные направления развития экономики Беларуси – фундаментальная наука, импортозамещение, развитие экспортного потенциала, жилищное строительство, социальная инфраструктура». В частности, по мнению разработчиков, «функционирование Национального ипотечного банка позволит полностью решить проблему строительства жилья в Беларуси, так как граждане страны получат возможность получать льготные ипотечные кредиты (под залог земли, недвижимости) для строительства жилья в рамках социальной очереди со сроками погашения через 25-30 лет». [12, С.5-7].

В экономике Республики Беларусь выделяют следующие недостатки:

1. Растущее отрицательное  сальдо торгового баланса

2.Монетарная политика , а именно быстрорастущая масса денег в стране.

3.Необусловленное повышение  зарплат, которое приведёт к  проблемам в долгосрочной перспективе.

4.Привязанность белорусского  рубля к доллару.

5.Внешний государственный  долг.

К конкретным способам наращивания  темпов экономического роста и увеличения благосостояния населения правительством рассматривается проект разработанный в НАН. По утверждению академика П. Никитенко и кандидата наук С. Пупликова: «Уровень прироста ВВП в Беларуси в течение ближайших 10 лет может и должен быть обеспечен за счет национальных резервов финансовых ресурсов в пределах 10-15 % в год». Для достижения данной  задачи необходимым является использование свободных экономических мощностей. Эмитированная денежная масса обеспечивается данными элементами, которые могут быть оценены в денежной форме и оформленные различными видами ценных бумаг, эти элементы могут стать объективной основой для осуществления денежной эмиссии и формирования таким путем уставного фонда созданного в будущем Национального ипотечного банка. После своего создания Национальный ипотечный банк сможет достаточно активно привлекать ресурсы как в национальной, так и в иностранной валютах, осуществляя заимствования на зарубежных финансовых рынках. По предложению разработчиков, «осуществляемая денежная эмиссия должна направляться на приоритетные направления развития экономики Беларуси – фундаментальная наука,  развитие экспортного потенциала, жилищное строительство, социальная инфраструктура. Ипотечный банк сможет выдавать долгосрочные кредиты под залог земли, недвижимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате поведённого  исследования в курсовой работе можно  сделать следующие выводы:

Экономический рост характеризуется  наращиванием объема производства путем  вовлечения дополнительных ресурсов в  хозяйственный оборот и качественного  их улучшения. Экономический рост, достигнутый за счет количественного наращивания одних и тех же в качественном отношении ресурсов, имеет экстенсивный характер, а обеспеченные исключительно качественным совершенствованием ресурсов носит интенсивный характер. Экономический рост можно определить как увеличение реального ВВП(или ВНД)или как увеличение реального ВВП(или ВНД,) на душу населения.

Информация о работе Экономический рост,понятия,показатели,факторы