«Новая экономика»: социально-экономическая природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:20, реферат

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ процесса формирования «новой экономики», анализ концепций «новой экономики», сложившихся в настоящее время в современной экономической науке, а также исследование основных тенденций мирового рынка информационно – коммуникационных технологий как основы формирования «новой экономики».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность новой экономики.
2. Анализировать принципы новой экономики.
3. Проанализировать основные тенденции развития новой экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

803027.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, расширяются  рынки организационный капитала, обслуживающего потребности компаний в программном обеспечении, обучении персонала, его адаптации и адаптации предприятий к меняющимся условиям.

Организационный капитал – знания, которыми владеет  организация и которое хранится в базах данных, стандартах и инструкциях. Под организационным капиталом  понимаются инвестиции в организацию новых хозяйственных процессов, производство новой продукции и подготовку работников.

Воспроизводство организационного капитала требует  наличие умных и имеющих определенные полномочия сотрудников, культуры открытости и стремления к экспериментам, хорошей внутренней системы связей между работниками, продуманная система оплаты труда. Нужны обладающие гибким мышлением и уверенные в своих силах менеджеры. Использование Интернет-технологий позволяет выполнять традиционные функции с меньшими издержками и большей гибкостью. В основе изменений в, Интернет-экономике лежит резкое падение стоимости обработки и передачи информации. Компания должна научится извлекать из этого выгоду и, благодаря своему организационному капиталу, создать принципиально новые возможности для своих клиентов.

Развивая знания, умения и навыки своих сотрудников, добиваясь эффективного распространения  знаний и накапливая их, организация  создает интеллектуальный капитал. Организационный капитал, это такой  капитал который остается в организации навсегда, а человеческий капитал – это капитал который работник увольняясь, забирает с собой. В США объем такого организационного капитала составляется более 1 трлн. долл.

Статистика  свидетельствует: информационная деятельность и услуги обеспечивают 80% рабочих мест в США; информационный сектор дает 60–75% ВВП США. Наблюдается форсированный рост капитала, функционирующего в сфере фондовых и валютных операций: его удельный вес в капитале, занятом вне реальной экономики возрос с 42,5% в 1960 г. до более, чем 75% к концу 90-х годов и началу 2000 г.

Итак, можно  сделать вывод, что осуществляется переход от товарно-материального производства к экономике с преобладанием услуг, опирающейся на теоретическое знание и создающей на основе этих знаний новые интеллектуальные технологии.

Изменение в структуре основных секторов (государственного и частного) и способов хозяйственного регулирования

1. Изменение масштабов общественного (государственного) сектора. Крупномасштабный и высокоцентрализованный государственный сектор, сложившийся в индустриальную эпоху, все менее соответствует возросшим требованиям новейшей экономики – непрерывному научно-техническому обновлению, структурной гибкости как первостепенным условиям экономического роста и конкурентоспособности. Тормозят развитие и такие недостатки государства, как расточительность, бюрократизм, коррупция, и т.п. «К началу 80-х годов обнаружились многие слабые стороны взятого во многих странах в 60-е годы курса на создание «государства благосостояния», приведшего к чрезмерному расширению его обязательств». Возникли противоречия между совокупностью технологических, экономических и социальных устоев общества и действующей формой экономической деятельности государства и требует существенного обновления. Вмешательство государства в экономику вышло за рамки основных функций. [8; с. 29].

Постепенно  степень вовлеченности государства  в хозяйственную жизнь ослабевает и в ходе дерегулирования объектов в ряде отраслей, прежде всего естественных монополистов. В последние десятилетия очевидно, что жесткая, многосторонняя и зачастую детальная до мелочей система регламентаций сдерживает темпы роста, приток нововведений и служит основной причиной низкой эффективности этих отраслей, высокого уровня и быстрого роста цен, ухудшения качества обсуживания, роста потребностей в бюджетных дотациях и т.п.

В процессе дерегулирования, охватившего в той или иной степени транспор, в первую очередь  автомобильный и авиационный, банковские и финансовые услуги, страхование, телекоммуникации, электроэнергетику и газоснабжение, хозяйствующие субъекты освобождаются от плотной государственной опеки, начинают руководствоваться рыночными ориентирами, опираясь на организационно-технические нововведения, более полный учет параметров спроса и других сигналов рынка.

Конкретные мероприятия дерегулирования каждой отрасли и каждой страны не сходные, но повсюду в центре изменений – ослабление ограничений по ценообразованию, условиям вхождения на рынок новых производителей и другие пути расширения конкуренции. Вместе с тем немалая самостоятельность менеджмента сочетается с четкими установками государства в социальных и экономических вопросах и увеличением подотчетности по ряду показателей. Компании этого сектора функционируют в рыночной среде, но «на расстоянии вытянутой руки от государства», так как полная свобода конкуренции здесь недопустима, и место государственной монополии может занять не менее опасная частная.

Сокращение государственного сектора способствовало быстрое распространение организационно-хозяйственной модели аутсорсинга, т.е. передачи хозяйствующими субъектами тех или иных видов деятельности, преимущественно непрофильных, на сторону, где они выполняются более эффективно благодаря преимуществам глубокой специализации, использования новейших технологий и высококвалифицированного персонала.

В кризисах 70–80х годов аутсорсинг стал эффективным механизмом реструктуризации материальной сферы. Впоследствии эта практика распространилась на общественный сектор, придав дополнительный импульс развитию контрактной системы как эффективного аналога сделок рыночного типа в сфере хозяйственного государства.

В настоящее  время контрактный механизм используется при государственных закупках товаров и услуг для собственных нужд (например: услуги по проектированию и строительству, уборке и поддержанию административных зданий, услуги банковских и других финансовых учреждений, медицинского страхования государственных служащих и т.п.), а также в сферах военных заказов и НИОКР. В частный сектор отдаются услуги, ранее выполнявшиеся в рамках общественного: городской общественный транспорт, проектирование и строительство зданий и сооружений общественного назначения, строительство и обслуживание инженерных коммуникаций, уборка улиц, сбор и вывоз бытовых отходов, содержание парков, пожарной охраны и т.п.

Вне государственного сектора особенно узкоспециализированными частными фирмами удовлетворяется стремительно растущий спрос государства на высокотехнологичные услуги – юридические, аудиторские, консультационные различного профиля, бухгалтерские, новые виды коммуникаций. Частные компании ведут разработку, внедрение и эксплуатацию информационных сетей и систем в государственных учреждениях. За полтора десятилетия, с 1979 г., доля контрактов правительства США на деловые услуги в общем числе заключенных им контрактов увеличилась с 25 до 31%, их число достигло 134 тыс., а удельный вес в расходах на контракты вырос с 25 до 31%. Постепенно власти разных уровней передают частным компаниям такие сугубо административные функции, как составление и анализ бюджетов, сбор налогов, охрана общественного порядка и даже содержание тюрем или управление ими. В Великобритании на аутсорсинговое обслуживание переданы информационные системы занимаются сбором федеральных налогов.

Сфера хозяйственной  деятельности государства ограничивается и за счет контрактов на управление, концессионных соглашений, сдачи  в аренду различного имущества, в  том числе на условиях франчайз и т.п. В США, например, по контрактам с городскими властями местные университеты управляют системой школьных учреждений, частные фирмы – учреждениями стационарной психиатрической помощи, рекреационными зонами и парками, учреждениями дошкольного воспитания и т.д. Непрерывное совершенствование контрактного механизма, в частности больший упор на экономические параметры (цены, нормативы возмещения затрат, формы и сроки оплаты товаров и услуг, стандарты качества, санкции за нарушения), а также на конечные результаты повышает эффективность деятельности негосударственных структур. [8; с. 31].

2. Расширение сферы действия рыночных механизмов.

Конкуренция утверждается в той или иной форме и степени  в государственном секторе. Смягчая или нейтрализуя ряд изъянов государства, в первую очередь самый крупный из них – монополизм, она способствует более рациональному распределению ресурсов и снижению затрат на каждую программу и операцию при повышении их полезной отдачи. В то же время государство, опираясь на новые технологии и богатый организационный опыт, способно держать конкурентные силы под контролем, в не опасном для общества русле.

Прежде всего  рыночные подходы утверждаются в сфере взаимодействия стуктур общественного (государственного) сектора с негосударственными. Это – рыночное тестирование при заключении контрактов, конкурентные торги или конкурсы.

Сегодня помимо контрактной системы затраты и результаты деятельности в государственных учреждениях все чаще сопоставляются с соответствующими показателями близких по профилю частных структур. Так в США удельные расходы частных фирм по экспресс-доставке почты в среднем в 4 раза ниже, чем в государственной почтовой службе.

Постепенно  рыночные механизмы широко применяются в рамках общественного сектора экономики: одни учреждения приобретают услуги других, если это выгоднее, чем выполнять работу собственными силами. В США, например, одни муниципалитеты заключают договоры с другими на составление бюджетов, разработку проектов и программ, если их не удовлетворяет работа собственных подразделений; полиция одних районов обслуживает по контрактам соседние.

К примеру сказать, в сфере образования в целях активизации спроса и развертывания конкуренции родителям и учащимся предоставляется возможность выбора учебных заведений и курсов на базе исчерпывающей информации об учебном процессе и его результатах. Кроме того, важно поставить объемы финансирования учреждений в прямую зависимость от результатов их работы. Это получаеться успехи при финансировании образования в форме ваучеров, то есть письменных финансовых поручительств государства с правом свободного выбора их получателями учебных заведений. В этом случае конкуренция учреждений за средства учеников стимулирует повышение качества обучения и экономию ресурсов за счет их концентрации в более продуктивных стуктурах.

Практика оплаты в США  высшего образования участниками  войн и военнослужащими в форме  ваучеров является типичным образцом квазирыночного механизма. Это вариант бюджетного финансирования основан на рыночном приципе «деньги следуют за потребителем» и рассчитан на развертывание конкуренции между производителями.

В США оплачиваются продовольственная  помощь населению, услуги дошкольного  воспитания, городского транспорта и т.п. По программам переквалификации часто финансируют самого работника, который выбирает наиболее приемлемый для него вид профессионального обучения. Финансирование не учреждений, а самих потребителей в форме ваучеров, сертификатов и т.п. все чаще практикуют и в других социальных услугах. [8; с. 34].

3. Развитие партнерских отношений.

В настоящее время в условиях глобализации экономики усиливается тенденция к активизации отношений между государством и частным бизнесом в направлении проникновения капитала в сферу государственной собственности. В этой связи неотъемлемым условием нормального функционирования многосекторной экономики смешанного типа является конструктивное взаимодействие бизнеса, государственных и общественных институтов. [3].  В том случае огромное значение придаётся совершенствованию системы регулирования и поддержки государственному и частному партнерству (ГЧП). ГЧП – это механизм предоставления частным сектором комплексных услуг государственной – социальной значимости, основанный на эффективном распределении рисков, обязательств и полученной выгоды между государством, частным сектором и пользователями. Суть ГЧП заключаются в том, что, с одной стороны, государство естественным образом заинтересовано в укреплении своего бюджета и росте налоговых поступлений, с другой стороны – бизнес более чем заинтересован в развитии производственных и социальных программ, создании благоприятных условий для своего роста, увеличения прибыльности и стабильности своего развития.

Бизнесу в схемах ГЧП предлагаются льготы и преимущества, а следовательно, возможности для роста его доходов в обмен на участие в развитии объектов производственной и социальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности. [31].

В этой связи единственным форматом поддержки малого и среднего бизнеса является государственно-частное  партнерство. Сегодня механизмы ГЧП в мировой практике может применяться для реализации проектов в различных отраслях экономики, в основном для долговременного финансирования и управления строительными объектами, объектами общественной инфраструктуры, в частности, транспортом, жилищно-коммунальным хозяйством, здравоохранением, благоустройством и т.п. [14]. Например, как видно из таблицы 3, в которой приведены данные по реализации пилотных проектов в Западной Европе, наиболее часто партнерство государства и бизнеса встречается в проектах строительства транспортных магистралей и дорог. (см. таблицу 3).

Табл. 3. Секторный анализ по странам Европы [44]

Страна

Государственные здания

Оборона

Жилищное строительство

Здравоохранение и больницы

Инфраструктурные  технологии

Порты

Тюрьмы

Железные дороги

Дороги

Школы и университеты

Спорт и досуг

Водопровод и канализация

Австрия

     

х

       

х

   

х

Бельгия

                     

х

Дания

                   

х

 

Финляндия

х

   

х

       

х

х

   

Франция

 

х

 

х

   

х

 

х

     

Германия

х

х

       

х

 

х

х

   

Греция

                 

х

   

Хорватия

                 

х

х

 

Ирландия

   

х

       

х

х

х

 

х

Италия

х

 

х

х

 

х

 

х

х

     

Нидерланды

х

           

х

х

х

 

х

Норвегия

               

х

х

   

Португалия

     

х

     

х

х

     

Румыния

х

     

х

           

х

Испания

     

х

     

х

х

     

Швеция

               

х

     

Великобритания

х

х

х

х

х

 

х

х

х

х

х

х

Информация о работе «Новая экономика»: социально-экономическая природа