«Новая экономика»: социально-экономическая природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:20, реферат

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ процесса формирования «новой экономики», анализ концепций «новой экономики», сложившихся в настоящее время в современной экономической науке, а также исследование основных тенденций мирового рынка информационно – коммуникационных технологий как основы формирования «новой экономики».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность новой экономики.
2. Анализировать принципы новой экономики.
3. Проанализировать основные тенденции развития новой экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

803027.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

 

Наиболее масштабно  влияние информационных технологий на современный мир проявляется  в экономической сфере. Благодаря  этим технологиям меняются условия  и содержание трудовой деятельности миллионов людей, радикально ускоряется решение сложнейших производственных задач, значительно повышается эффективность управления. Возникают новые профессии и рабочие места, формируются не существовавшие доселе отрасли производства, меняется функционирование традиционных отраслей.

1. В конце двадцатого столетия экономика вышла на новый этап своего развития. Появление единого информационного пространства, нарастание интеграционных тенденций привели к формированию новой экономики, глобальной по своим масштабам.

Общество переориентировалось  с материальных ресурсов на информацию, знания, с массового производства и потребления товаров на индивидуальную реализацию интересов, ожиданий и потребностей через потребление персонализированных  информационных продуктов.

Новая экономика  обладает специфическими чертами, проявляющиеся как на макроуровне, так и на микроуровне. Основной капитал новой экономики – интеллектуальный, то есть она основывается не на экстенсивном потреблении исчерпаемых природных ресурсов, а на знаниях. Это объясняется тем, что обработка информации становится более прибыльной и эффективной по сравнению с использованием материальных ресурсов. Так, продажа 1 кг нефти приносит примерно 20 центов прибыли, 1 кг бытовой техники – 50 долл., 1 кг авиационной техники – 1 тыс. долл., а 1 кг электронной и информационной техники – 5 тыс. долл.

«За последние 20 лет объемы продаж в  наукоемком секторе развитых стран  мира росли в 1,7 раза быстрее, чем  в обрабатывающей промышленности». В настоящее время, результаты научных исследований и разработок широко применят в практике авиа – и космической индустрии, автомобилестроения, энергетики, образования, здравоохранения, в производстве сложного высокоавтоматизированного оборудования, полупроводников, медицинских приборов и средств диагностики, систем с высокой разрешающей способностью, элементов искусственного интеллекта, в создании новых полимерных материалов, конструкционной керамики, сверхлегких сплавов, оптоволоконных веществ и т.д. Практика показала, что инвестиции в знания в развитых странах увеличиваются быстрее, чем в основные фонды. «Из всего объема знаний, которыми располагает человечество, измеренных в физических единицах, 90% получено за последние 30 лет, так же, как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, являются нашими современниками». Это доказывает признаки перехода к экономике, основанной на знаниях, к новой экономической модели, в которой образование и наука, исследования и внедрение их результатов играют ведущую роль. [15].

На долю новых  и усовершенствованных технологий в развитых странах приходится от 70 до 85% прироста ВВП [5]. Сегодня объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн долл., причем 39% этого объема приходится на США, 30% – на Японию и 16% – на Германию. Доля России составляет в этом объеме лишь 0,3 процента [4]. Известно, что в развитых странах доля высокотехнологичного экспорта занимает высокий процент в промышленном экспорте (например, см. таблицу 2). США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 млрд. долл., Германия 530, Япония – 400.

Табл. 2. Доля высокотехнологичного экспорта в промышленном экспорте 2007 г. (в %) [45]

Ирландия

46,9

Швейцария

42,9

Южная Корея

33,0

США

32,9

Китай

32,8

Венгрия

31,9

Нидерланды

28,7

Великобритания

28,6

Мексика

28,4

Израиль

25,0

БРИК

24,6

Япония

23,1

Франция

22,8

ОЭСР

22,6

Финляндия

20,1

ЕС 19

19,8

Швеция

19,2

Дания

19,0

Германия

18,8

Индонезия

9,1

Бразилия

8,3

Индия

5,8

Россия

2,3


 

В течение последних двух десятилетий, в развитых странах фактически совершилась так называемая четвертая технологическая революция, обусловленная интеллектуализацией производства, и началось формирование нового типа постиндустриального общества.

Итак, можно  сказать, что активное применение новых и усовершенствованных технологий способствует появлению «нового производства», в котором важнейшими активами являются не материальные ресурсы – сырьё, рабочая сила, оборудование, а нечто неосязаемое – интеллект, информация, знания.

2. Очевидно, основной выигрыш «нового производства» определяется тем, что оно стимулирует инновации в сфере управления и организации бизнеса.

Происшедший в  последние годы резкий всплеск ожиданий, связываемых лидерами большого бизнеса  с информационными технологиями, в значительной мере обусловлен принципиально новой тенденцией в их использовании – активным внедрением в сферу коммерции Интернета. Многие предприятия активно используют Интернет в своей коммерческой деятельности. Более 90% компаний в развитых странах используют Интернет для отправки и получения почты, 60–80% компаний размещают посредством Интернета информацию о товарах и услугах, и около 80% компаний осуществляют интернет-банкинг финансовых услуг [42].

«Интернет – глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Internet имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7–10%». Интернет рассматривается как ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире, одна с другой. [30]. Можно сказать, что Интернет – это начало эпохи электронной коммерции и постепенно становится все более значимым фактором общемировой экономики. Вначале Интернет не носили коммерческого характера и предназначались в основном для облегчения обработки информации и облегчения обмена новой информацией. Но в противоположность традиционным средствам коммуникации, основная функция которых состоит в доставке информации, Интернет является не просто передатчиком информации, а значительно больше – глобальным виртуальным рынком. В то время для традиционных носителей можно сказать, что «среда – сообщение», для Интернет справедливо выражение: «Интернет – рынок». Существование электронного рынка в среде Интернет обусловлено возможностью реализации в Интернет платежных стем, позволяющих интерактивно оплачивать товары и услуги.

Особенностями электронного рынка Интернет состоят  в том, что он является, во-первых, открытым, то есть доступным как  для компаний любых размеров, так  и для потребителей, а, во-торых – глобальным, то есть доступ к нему возможен из любой очки земного шара. Открытость рынка обусловлена также тем, что он характеризуется достаточно низким барьером для входа на него фирм.

Интернет предоставляет  возможность сокращения каналов распространения товаров и ликвидации промежуточных звеньев, таких как дистрибьютор и оптовый продавец, на смену которым приходит прямая связь производитель – покупатель. Причиной сокращения каналов распространения является возможность для фирм взять на себя функции, традиционно выполняемые специалистами промежуточных звеньев, так как Интернет обладает более эффективной возможностью взаимодействия с потребителями и одновременно позволяет отслеживать информацию о потребителях. С технической стороны это обусловлено развитием технологий построения и ведения баз данных и автоматической обработкой поступающих запросов.

Рассмотрим  особенности Интернет как средства розничной торговли:

  • Потребитель может взаимодействовать с Интернети производить запросы о покупке непосредственно через среду Интернет.
  • Потребители могут контролировать получение информации о продукции и услугах и получать ее в любое время суток из любого места земного шара.
  • Организация розничной торговли в Интернет требует сравнительно меньших вложений по сравнению с организацией торговли традиционными способами.
  • По сравнению с торговлей по телевидению или торговлей по каталогам потребители могут запрашивать дополнительную информацию, достаточную для совершения покупки, в том числе в интерактивном режиме.

Таким образом, в качестве преимуществ рынка  Интернет можно выделить: активную позицию потребителя, сравнительно меньший объем вкладываемых средств  для выхода на рынок со стороны  фирм, глобальный характер рынка, круглосуточную доступность рынка, возможность получения необходимого объема информации [22].

Интернет становится все более популярной в деловом  мире. В следующие годы мы заметим  объединения в Интернете более  миллиарда пользователей компьютеров, и эта виртуальная коммерческая сеть, по прогнозам, будет приносить прибыль свыше 1 трлн. долл. в год. В США в 1999 г. доход электронной торговли составил свыше 110 млрд. долл., а в 2008 г. уже более 900 млрд. долл. В Западной Европе цифры скромнее: в 1999 г. – 19 млрд. долл., а в 2008 г. -300 млрд. долл. [18, с. 17].

Прогнозы предрекают дальнейший бурный рост электронной  коммерции. По прогнозам ведущего аналитика J.P. Morgan Имрана Кана (Imran Kahn), цитируемого TechCrunch, розничная онлайн-торговля в США в 2011 году вырастет на 13,2%, а чистый доход электронной коммерции к концу года достигнет 187 миллиардов долларов к концу года.

Тот же самый  источник указывает, что в период с 2010 по 2013 годы ежегодный темп роста  американского рынка электронной  коммерции составит 12,4%, а полный доход сферы вырастет до поражающих 235 миллиардов долларов в 2013 году.

Что касается всего  мира в целом, то в J.P. Морган ожидают, что всемирный доход электронной  коммерции вырастет до 680 миллиардов USD во всем мире уже к концу 2011 года. Это на 18,9% выше результатов 2010 года. Ежегодный темп роста глобального рынка увеличится на 19,4% в срок с 2010 по 2013 годы с общим доходом 963 миллиарда долларов к 2013 году.

В развитых странах число людей, делающих покупки онлайн, также растет. Например, сейчас 38% американских потребителей покупают через интернет, по крайней мере, раз в месяц. А процент людей, совершенно не использующих интернет для покупок, напротив, снизился с 20% в 2007 году до 12% в 2010 году. [29].

В результате мировая  экономика начинает рассматривать  электронную коммерцию как «idee fixe» своего развития. «Новые технологии» начинают ломать сложившуюся хозяйственную структуру. Происходит своеобразный переход от «материальной» к «виртуальной» экономике.

Итак, можно сделать вывод, что термин «новая экономика» в сознании большинства аналитиков связывается с понятием «электронный рынок». Это неслучайно, поскольку наиболее очевидной особенностью современного социально – экономического и научно – технического развития является «информационный взрыв». Однако, мы должны подчеркивать, что в новой экономике важнейшим производственным ресурсом общества является не информация, как относительно объективная сущность или набор данных о тех или иных производственных и технологических процессах, а знания – информация, усвоенная человеком и не существующая вне его сознания. Поэтому, на наш взгляд, свойства современной хозяйственной системы наилучшим образом могут быть выражены понятием «экономика знаний», а не «информационная экономика».

 

 

2. Структурные сдвиги в новой экономике и угрозы в её развитии

2.1 Структурные сдвиги  в новой экономике.

Новое качество рабочей силы в условиях новой экономики

Новое качество рабочей силы явилось ключевым фактором, послужившим катализатором современного глобального высокотехнологичного взрыва.

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, предпосылка и инструмент создание экономики знаний – качество человеческого потенциала. При этом развитие человеческого потенциала является исключительной прерогативой государства [27]. Примером успешных усилий по достижению успехов в этом направлении может служить стратегия США по созданию новой экономики посредством инвестирования в человеческий потенциал. Ключевым направлением реформ госуправления стали меры по стимулированию новой экономики посредством усилий по развитию человеческого потенциала. В частности, эксперты констатируют увеличение ассигнований на эти цели в течение последнего десятилетия. Так удельный вес расходов на развитие человеческого потенциала вырос в США с 4,3% ВВП в 1940 г. до 13% в 2005 г. [20, с. 53]. В общей сумме расходов федерального бюджета США эти затраты в 1990 г. составили 49.4%, а в 2000 г. 62% [19, с. 133].

Специалисты высокого класса («профессионалы»), имеющие самостоятельные суждения, обладающие высокой ответственностью и способные дать экспертные оценки, составляют более 40% рабочей силы. На профессии с преобладанием интеллектуального труда приходиться основой прирост занятости (85% – в США, 89% в Германии, 90% – в Японии и 95% – в Великобритании).

Информация о работе «Новая экономика»: социально-экономическая природа