Анализ развития малого бизнеса в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
- проследить формирование и развитие малого предпринимательства в экономике России;
- определить тенденции развития малого предпринимательства;

Содержание

Введение
1. Место малого бизнеса в экономике страны
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Динамика развития малых предприятий
3. Отраслевая структура малого бизнеса
4. Инфраструктура поддержки малого бизнеса
5 Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

УМБ,Анализ развития малого бизнеса в стране.docx

— 77.30 Кб (Скачать файл)

Законодательно  в России субъекты малого предпринимательства  определены Федеральным законом  от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», вступившим в силу 1 января 2008 года. В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

Первый  критерий - состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.

Второй  критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий  критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Предельные значения этих величин  будет определять Правительство  РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Органы статистики вправе будут  проводить выборочное наблюдение путем  ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий - раз в год).

Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных  лет подряд численность сотрудников  и выручка оказывается выше или  ниже установленных законом предельных значений.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей:

В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между предпринимателем и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятая – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Для изучения малого бизнеса также  необходимо выделить его существенные функции, к которым относятся:

Экономическая функция  предпринимательства заключается в том, что она обеспечивает непрерывное институциональное изменение и развитие всей экономической системы общества, постоянно обновляет инновациями среду, открывает дорогу разнообразным преобразованиям. Экономическая функция предпринимательства способствует повышению эффективности производства, качества продукции и услуг, внедрению достижений научно-технического прогресса и др.

Социальная функция  предпринимательства заключается в том, что она смягчает стихийное воздействие рынка путем решения вопросов социального обеспечения людей. Эта функция способствует росту культурного и образовательного уровня населения, защищает его малообеспеченные слои от инфляции и др.

Уже сегодня актуальна и будет  актуализироваться и далее экологическая функция предпринимательства, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

Предпринимательство всегда развивается  в определенной исторической и социальной среде, включено в систему национальных ценностей и традиций. Крупные  радикальные перемены в обществе возможны, если оно ставит перед собой масштабную цель, способную объединить и возвысить нацию, общество. Нам нужна высоко эффективная экономика, способная дать людям высокое качество жизни. [2]

 

 1.2 Роль малого бизнеса в экономике

 

Говоря о роли малого бизнеса, следует  подчеркнуть, что малые предприятия  – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной  динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия  создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи  с рынком.

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Становление и  развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малый бизнес не противостоит крупным  и средним компаниям, а тесно  взаимодействует с ними, участвует  в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке  народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению  народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному  использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет  поверхностной. Малый бизнес характеризует  малое предпринимательство как  особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических  моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная  политика в отношении малого бизнеса  строится на основе самых общих и  формальных представлений. С одной  стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно  развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство  воспринимается чиновниками как  часть податного сословия, главной  обязанностью которого является наполнение бюджета.

Рациональное соотношение между  крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических  условий и стран. Оно зависит  от целого ряда факторов. К ним относятся  культурно-исторические традиции и  менталитет общества (в странах с  населением, для которого «дух» предпринимательства  воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический  фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости  ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом  развития экономический реформ и  состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий  значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание»  крупных фирм.

Что может дать эффективно функционирующий  малый бизнес экономике страны?

Малый бизнес может дать экономике:

необходимую насыщенность и мобильность  рынка;

тенденцию к устойчивости цен, повышение  качества продукции вследствие ценовой  и неценовой конкуренции;

ускорение процесса внедрения новых  технологий;

среду конкуренции, которой так  не хватает крупным монополистам-гигантам;

глубокую специализацию и кооперацию;

среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика  невозможна.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость. То есть малый  бизнес создает такие экономические  условия, без которых немыслима  высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики  — позитивная альтернатива подпольному  бизнесу, устраняет его монопольное  положение на рынке путем совершенствования  юридических условий деятельности легально работающих МП. Очевидно, что  любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому  необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Для  страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой  экономики, в наших условиях он может  стать лишь связующим звеном, которое  обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики  к нормальной рыночной экономике  становление и развитие малого бизнеса  является одной из основных проблем  экономической политики. [3]

 

 

2. Динамика развития малых предприятий

 

Рисунок 1

Количество зарегистрированных малых предприятий 
по федеральным округам Российской Федерации на 1 июля 2011 г.

Федеральные округа

Количество  зарегистрированных МП на 1 июля 2011 г. 
в расчете на 100 тыс. чел. населения1

единиц

прирост / сокращение за период

01.07.2010-01.07.2011

в % от

среднего 
по РФ

РФ

161,8

7,0

100,0

Центральный ФО

184,7

0,7

114,2

Северо-Западный ФО

263,3

32,9

162,8

Южный ФО

125,4

-4,5

77,5

Северо-Кавказский ФО

64,6

2,0

39,9

Приволжский ФО

158,3

0,8

97,9

Уральский ФО

136,8

20,3

84,6

Сибирский ФО

142,0

13,9

87,8

Дальневосточный ФО

153,6

-0,6

95,0


1исходя из численности населения на 1 января 2011 г.

 

По состоянию на 1 июля 2011 года в России было зарегистрировано 231,2 тыс. малых предприятий, что на 5,3%больше, чем по состоянию на 1 июля 2010 года. Количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось  на 7,0 ед. и составило 161,8 ед.

Рост числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так  и в расчете на 100 тыс. жителей,зафиксирован в пяти федеральных округах.Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном  округе (на 15,6% или 32,9 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Уральском федеральном округе (на 15,6% или 20,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 9,1% или 13,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). В меньшей степени количество малых предприятий выросло в Северо-Кавказском федеральном округе (на 6,1% или 2,0 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Центральном федеральном округе (на 4,0% или 0,7 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).

Информация о работе Анализ развития малого бизнеса в стране