Развитие малого бизнеса в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 07:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить необходимость развития малого бизнеса в РФ и РБ и изучить меры государственной поддержки во время мирового кризиса.

Содержание

Введение 2
1. Необходимость развития малого предпринимательства в РФ и его характеристика 4
1.1. Развитие малого предпринимательства на современном этапе 4
1.2. Правовые основы малого предпринимательства в РФ 12
1.3. Особенности и функции малого предпринимательства в РФ 15
2. Анализ современных проблем развития малого бизнеса в РБ и пути их решения 21
2.1. Тенденции развития малого предпринимательства как самостоятельного сектора экономики региона 21
2.2. Проблемы развития и состояние малого предпринимательства в РБ 30
3. Государственная поддержка малого предпринимательства 41
3.1. Создание антикризисных мер поддержки малого и среднего бизнеса 41
Заключение 78
Список использованной литературы 81

Вложенные файлы: 1 файл

Курс МБ.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Данная тему я считаю актуальной для РФ и РБ на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Малые предприятия —  это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: - численность персонала; - размер уставного капитала; - величина активов; - объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

В российской практике развитие малого предпринимательства началось в 1988г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990г., в 1991г., в 1993г., в 1995г. Под субъектами малого бизнеса понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Цель дипломной работы – изучить необходимость развития малого бизнеса в РФ и РБ и изучить  меры государственной поддержки  во  время мирового кризиса.

Объект изучения работы – малый бизнес в РФ и РБ, а предмет изучения – развитие и поддержка малого бизнеса.

Дипломная работа состоит  из четырех глав, 9 подглав, заключения  и списка использованной литературы.

 

1. Необходимость развития малого предпринимательства в РФ и его характеристика

 

1.1. Развитие малого  предпринимательства на современном  этапе

 

Развитию малого предпринимательства в современной  России придается приоритетное значение, во многом объясняемое необходимостью ускорения развития рыночных отношений. Именно малому предпринимательству суждено сыграть роль локомотива рыночной экономики, прокладывающего путь всем остальным. Практика зарубежных стран свидетельствует, что малые предприятия составляют значительную часть предпринимательства и способны малыми силами успешно осваивать самые неожиданные экономические ниши.

Малые предприятия  призваны решить следующие задачи:

- дальнейшее  углубление специализации в сфере  производства и услуг, в том  числе путем освобождения крупных  предприятий от выпуска изделий  мелких серий, малых объемов, единичных экземпляров;

- повышение  гибкости производства и его  способности к быстрому обновлению  выпускаемой продукции благодаря  тому, что малые предприятия легче  управляемы и более мобильны  в процессах любой модернизации  и перестройки - как в тактике, так и в стратегии;  
- развитие подотраслей маломасштабных специализированных производств, органически связанных с крупными предприятиями и дополняющих их;

- удовлетворение  индивидуальных потребностей населения  в товарах (работах, услугах) самого широкого и разнообразного качества, которое в принципе не может обеспечить крупное производство, ориентированное в первую очередь на массового потребителя;

- ускоренное  вовлечение населения в активную  экономическую деятельность в  относительно комфортных морально-психологических условиях малых коллективов.

В современной  России малый бизнес имеет недолгую историю.

По результатам анализа зарубежного опыта централизованной поддержки отмечено:

1. Поддержка  малого предпринимательства является  необходимым элементом экономической политики современного государства, позволяющая реализовать его регулирующие и социальные функции. Предпосылкой эффективности государственной поддержки является комплексный подход к ее организации, предполагающий параллельное использование:

- разнообразных каналов прохождения государственных ресурсов, предназначенных малому предпринимательству;

- многочисленных форм и методов такой поддержки;

- ресурсов федеральных и территориальных органов управления.

2. Основными  методологическими требованиям к организации государственной поддержки малого предпринимательства являются:

- недопустимость концентрации в распоряжении одного (или нескольких зависящих друг от друга ведомств) всех направляемых на эти цели ресурсов;

- необходимость выделения приоритетных с позиции общественных интересов направлений малого предпринимательства и создание для его развития особо льготных условий;

- целесообразность широкого использования программно-целевого подхода, предполагающего осуществление разнообразных целевых программ поддержки малого предпринимательства федерального и регионального уровня.

3. Наибольший  интерес с позиции использования  соответствующего опыта в отечественных  условиях вызывает:

- наличие государственных банков, специально созданных для участия в программах поддержки малого предпринимательства;

- деятельность «бизнес - инкубаторов»;

- информационное обеспечение малых предприятий с использованием современных компьютерных технологий и коммуникаций;

- лицензирование МП, привлекаемых к выполнению госзаказов.

По результатам анализа зарубежного опыта децентрализованной поддержки малого предпринимательства отмечено:

1. Необходимость  такой поддержки определяется  объективно ограниченными финансовыми  ресурсами государства. Даже в  условиях развитой рыночной экономики децентрализованная поддержка является более мощным фактором мотивации развития малого предпринимательства в сравнение с государственной.

2. Государство  может и должно содействовать  активизации рассматриваемого направления  поддержки, используя для этого различные законодательные и экономические инструменты:

- налоговые льготы крупному бизнесу, участвующему в соответствующих программах;

- условия распределения государственного заказа, предполагающие обязательное привлечение крупными компаниями МП в качестве субподрядчиков;

- механизм финансовых гарантий банкам и страховым компаниям;

- паевое участие в развитии венчурной деятельности с участием МП.

3. Для полной  реализации своего мотивирующего  потенциала поддержка должна  осуществляться одновременно по нескольким направлениям, что позволяет охватить ею все отрасли малого предпринимательства:

- сферу реального производства - через механизм субподряда;

- сферу обращения - через механизм франчайзинга;

- сферу прикладной науки - через механизм венчурных контрактов.

4. Основные проблемы  в организации взаимодействия  МП с банками возникают при  необходимости привлечения заемных  ресурсов на долгосрочной основе, что повышает практическую значимость  лизинга как одной из форм  целевой поддержки со стороны крупного бизнеса.

 Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в  национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и  развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.

Рассматривая  частный сектор экономики, можно  говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес-  сохранение, развитие и защита частной собственности, которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из  этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую  и техническую мощь страны. В целях  самосохранения и развития  он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя  более  мелких партнёров, с одной стороны, а с другой-объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя  волю более сильных партнёров, крупный капитал становится   орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а  также с крупным отечественным и  иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём   проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных  отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Малый бизнес, или  малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к   большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого   предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров  и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и  управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и  развиваться.

Хотя "лицо" любого развитого государства составляют  крупные корпорации, а наличие  мощной экономической силы  крупного капитала в значительной мере определяет уровень  научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается  и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются  питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость  и массовый охват практически  всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают  устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой  состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Функционирование  на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях  становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С  одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на  изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических   и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность  привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.).  Ограниченные масштабы производства и небольшое количество  занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в РБ