Анализ развития малого бизнеса в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
- проследить формирование и развитие малого предпринимательства в экономике России;
- определить тенденции развития малого предпринимательства;

Содержание

Введение
1. Место малого бизнеса в экономике страны
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Динамика развития малых предприятий
3. Отраслевая структура малого бизнеса
4. Инфраструктура поддержки малого бизнеса
5 Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

УМБ,Анализ развития малого бизнеса в стране.docx

— 77.30 Кб (Скачать файл)

В Приволжском федеральном  округе, несмотря на положительную  динамику количества малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей (прирост 0,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей), в абсолютном выражении  количество малых предприятий снизилось (на 0,3%).

Сокращение показателя наблюдалось  в Южном федеральном округе (на2,5% или на 4,5 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Дальневосточном  федеральном округе (на 2,8% или 0,6 малых  предприятия на каждые 100 тыс. жителей  округа).

Рисунок 2

Распределение регионов по группам с различной динамикой 
количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей 
за период с 1 июля 2010 г. по 1 июля 2011 г.

Изменение числа МП на 100 тыс. жителей

Количество  регионов

Сильное сокращение (свыше 30 ед.)

1

Среднее сокращение (от 10 до 30 ед.)

12

Небольшое сокращение (от 0,1 до 10 ед.)

19

Небольшое увеличение (от 0,1 до 10 ед.)

24

Среднее увеличение (от 10 до 30 ед.)

22

Сильное увеличение (свыше30 ед.)

5


 

 

 

На 1 июля 2011 г. по сравнению с 1 июля 2010 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 51 регионе.

Наиболее значительный рост показателя отмечен в Новосибирской  области (на 86,6 ед.), Республике Карелия (на 66,6 ед.), Ивановской области (на 63,0 ед.), г.Санкт-Петербурге (на 60,4 ед.), а также  в Свердловской(на 34,9 ед.), Воронежской(на 29,1 ед.) иТульской(на 27,8 ед.) областях, Красноярском крае (на 25,9 ед.), Владимирской(на 24,6 ед.) и Калининградской (на 23,6 ед.) области.

Заметно (более чем на 15 ед.) количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей выросло  вПензенской(на 18,3 ед.), Ленинградской(на 17,3 ед.) иИркутской (на 17,2 ед.) областях, Ханты-Мансийском АО (на 16,9 ед.), Хабаровском  крае (на 16,9 ед.), Республике Саха (Якутия) (на 15,5 ед.), Тюменской(на 15,4 ед.) и Костромской(на 15,4 ед.) области.

В 32 регионах количество малых  предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя зафиксировано в Чукотском  АО (на 150,2 ед.). Среднее сокращение (от 10 до 30 ед.) показателяотмечено в Московской области (на 26,4 ед.), Республике Мордовия (на 24,8 ед.), Приморском крае (на 19,5 ед.), Республиках Алтай (на 15,6 ед.) и Бурятия (на 14,9 ед.), Краснодарском крае (на 14,8 ед.), Кемеровской области (на 14,0 ед.), Республике Башкортостан (на 13,0 ед.), Карачаево-Черкесской Республике (на 12,7 ед.), Томской(на 10,9 ед.), Белгородской (на 10,8 ед.) и Архангельской(на 10,2 ед.)областях. [4]

 

 

 

 

 

3. Отраслевая структура малого бизнеса

 

В настоящее время почти  треть населения России так или  иначе связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысяч малых предприятий - это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших  серьезную школу выживания в  российских условиях. Это делает малый  бизнес весомым социально-экономическим  явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь  сосредоточиваются наиболее квалифицированные  и образованные люди, в особенности  те, чьи опыт и знания оказались  невостребованными в системе  государственной собственности.

 

Рисунок 3. Количество малых предприятий на 1000 жителей в 2005 году1

 

Однако, по данным Госкомстата  РФ, по состоянию на 1 апреля 2005 года на территории Российской Федерации  действовало 866 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством  на 1 января 2005 г рост составил 0,4 процента)2.

Из общего количества малых  предприятий 90 процентов составили  предприятия частной формы собственности. В 1 квартале 2005 года малыми предприятиями  было произведено товаров и услуг  по всем видам деятельности на сумму 66,0 млрд. рублей, по основному виду деятельности - на 57,8 млрд. рублей (82 % от общего объема производства)3.

Анализ которой дает основания  констатировать факт, что при росте  числа малых предприятий увеличивается  и количества числа занятости, тем  самым малый бизнес является единственной сферой деятельности, где создаются  рабочие места и наблюдается  рост производства.

Анализируя показатели деятельности малых предприятий за последние 2 года, можно с полной уверенностью сказать, что сегодня это наиболее динамично развивающийся сектор экономики. Сектор малого бизнеса в  России представляет собой достаточно мощную экономическую и политическую силу.

По данным Госкомстата  России в 2004 году в Российской Федерации  функционировали 844,4 тысячи малых предприятий: 91,5 % - с частной формой собственности  и 8,5 % - со смешанной российской. Во второй половине 2004 года на малых предприятиях работали 8,3 миллиона человек, в том  числе на постоянной основе - 6,2 миллиона.

Сложившаяся за последние 3 года отраслевая структура малых  предприятий практически не меняется. Большая часть малых предприятий  приходится на сферу торговли и общественного  питания (43% от общего количества малых  предприятий), строительство и промышленность (32%).

Почти половина работавших на малых предприятиях трудилась  в промышленности и строительстве (49%), в треть - в торговле и общественном питании (30%). Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России, с 1995 года выросла в 7 раз и на 1 июля 2005 года составила 3,5 млн. человек. С учетом временно занятых и членов семей бизнесменов 18 % населения России так или иначе связаны с малым бизнесом; 25-26 млн. человек частично или полностью существуют на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса.

По предварительным данным Госкомстата России в 2005 году по сравнению  с 2004 годом среднесписочная численность  работающих на малых предприятиях выросла  на 3,3 %, в том числе в промышленности - на 4,16 %, сельском хозяйстве - на 1 %, в  науке и научном обслуживании - на12,7 %. Объем продукции, произведенной  малыми предприятиями (в фактических  ценах) увеличился на 31,8 %, в том числе  промышленной продукции - на 18,95 %, транспорта и связи - на 45 %. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за этот период возросла на 8,3 %, в том числе в  промышленности -на 25,7 %, строительстве- на 48 %, транспорте и связи - на59,6 %4.

Исходя из этих показателей  можно заключить, что малое предпринимательство  переходит от стартового этапа к  этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и  устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных  связей, активизация их производственной и инновационной деятельности. Меняется отраслевая структура малого бизнеса  в сторону увеличения промышленного  производства. Таким образом, по оценке Госкомстата России, в 2004 году именно за счет расширения промышленного производства малыми и совместными предприятиями  впервые в промышленности произошел  рост производства на 0,8 %.

Для малого бизнеса характерно небольшое количество работников. На одно предприятие в среднем приходится 7 человек постоянно занятых, при этом наибольшее число - в строительстве (12человек), наименьшее - в науке и научном обслуживании (4 человека).

Малое предпринимательство  создает ныне 10-12 % ВВП (всероссийского валового продукта). На его долю приходится пятая часть подрядных строительных работ. В 2005 году малыми предприятиями  оказано услуг и произведено  продукции только по основному виду деятельности на сумму около 300 млрд. рублей или 7 % от всего объема оказанных  услуг и произведенной продукции  страны.

Динамика малого бизнеса  за несколько последних лет показывает, что сектор переходит от стартового этапа к этапу развития. Основное значение приобретают эффективность  и устойчивость малых предприятий, активизация их производственной и  инновационной деятельности. Непрерывно меняется отраслевая структура малого бизнеса в сторону увеличения промышленного производства.

В регионах России развитие малого бизнеса происходит неравномерно.

По данным Госкомстата  России треть общего количества малых  предприятий сосредоточена в  Центральном районе, при этом в  Москве - 22 %, Санкт - Петербурге - 11 %, Московской, Тюменской областях - по 4 %, Краснодарском  крае и Свердловской области - по 3 %, по 2 % - в Новосибирской, Ростовской, Самарской, Кемеровской, Нижегородской  областях, Краснодарском крае, Республике Татарстан. В то же время в таких  субъектах Российской Федерации, как  Ингушская Республика, Республика Тыва, количество малых предприятий не превышает одной тысячи. Если в  среднем в 2005 году по стране на 1000 человек  приходилось 6 малых предприятий, то в Москве - 21 предприятие, в Санкт - Петербурге - 19,10 - в Тюменской области, 9 - в Республике Алтай. В Республике Дагестан на 1000 человек постоянно  проживающего населения действовало  лишь одно малое предприятие5.

В регионах России наиболее высока доля частного сектора в республиках  Адыгея (94,6 %), Татарстан (94,4 %), Ингушетия (97,4 %), Тыва (96,7 %), Хакасия (95,1 %), в Ярославской  области (94,5 %).

Достаточно высок процент  предприятий смешанной формы  собственности в малом бизнесе  республик Алтай (17,2 %), Марий Эл (19,2 %), Тверской (18,4 %) и Белгородской (17%) областей.

Увеличился приток трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса  в Центральном районе. Это объективно связано с высоким уровнем  развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры этого  региона. В Центральном районе центрами притяжения работников малого бизнеса  стали Москва (62 % от среднесписочной  численности постоянно занятых  в малом бизнесе региона), Московская область (8 %), Владимирская, Тульская, Ярославская  области (по 4 % ).

Результаты обследований подтверждают следующие экономические  преимущества малых предприятий:

  1. лучшая адаптация к изменению конъюктуры спроса;
  2. меньшая задолженность как по заработной плате, так и перед бюджетами и партнерами;
  3. более низкий уровень издержек производства и реализации, в частности, накладных расходов;
  4. более высокий уровень наукоемкости продукции.

Малые предприятия успешнее адаптируются к условиям рынка. Если в целом по России, по данным Госкомстата  России, 56 % предприятий завершили 2005 год с убытками, то в малом бизнесе  таких предприятий было всего 20 %.

Отраслевая структура  малого бизнеса, показатели общей экономической  активности и развития малого бизнеса  значительно отличаются в разных регионах. Особенности развития малого бизнеса в последние годы определяются сочетанием политических, экономических и социальных факторов, которые не стимулируют развитие малого бизнеса.

В то же время значительная часть зарегистрированных малых  предприятий по-прежнему так и  не начинает действовать. Продолжает уменьшаться  размер малых предприятий (средняя  численность работников одного предприятия) во всех отраслях. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Инфраструктура поддержки малого бизнеса

 

 

Устойчивое развитие российской экономики, поддержание заданных темпов роста  макроэкономических показателей в  посткризисный период зависит от множества факторов. Одним из ключевых сегментов, обеспечивающего должную  экономическую инициативу является малый бизнес, устойчивое развитие которого позволит достичь задач, связанных  с модернизацией и развитием  инноваций.

В настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. И  не смотря на несовершенство политики по поддержке малого бизнеса, из года в год количество малых предприятий  возрастает, этому свидетельствуют  данные Росстата, которые приведены на рисунке 3.

Рис. 3 Динамика изменений количества малых предприятий в России в период с 2000-2009 гг., тыс. ед.

 

Проанализировав динамику количества малых предприятий в России за последние 10 лет (с 2000 года по 2009 год), можно  сделать вывод о том, что начиная с 2002 года количество малых предприятий непрерывно растет. За 8 лет количество предприятий увеличилось практически на 720 тыс.ед., что свидетельствует о том, что малый бизнес в России постепенно достигает своего оптимального состояния и входит в период стабильного, но умеренного роста.

Одним из ключевых факторов, позволяющих  сохранить заданные темпы роста  количества малых предприятий является развитие инфраструктуры, обеспечивающей стабильное функционирование малого бизнеса.  

В России наблюдается прямая зависимость  роста числа предприятий малого бизнеса, от роста и расширения инфраструктуры по поддержки малого предпринимательства.

Так в 2000 году насчитывалось 80 бизнес-инкубаторов, а на сегодняшний день функционирует 166. В России бизнес-инкубаторы появились  в 1990-х годах. Главное назначение бизнес-инкубаторов, создать наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём  предоставления комплекса услуг  и ресурсов. Отличительной особенностью данной формы организации является то, что в первую очередь такая  структура занимается развитием  не конкретного товара или услуги, а независимого хозяйствующего субъекта.

Действующая в регионах инфраструктура поддержки развития малого и среднего бизнеса не только не выполняет полном объеме возложенных на нее функций, но и «оттягивает» существенную часть  средств государственной финансовой поддержки, не доходящих до непосредственных производителей товаров и услуг. На сегодняшний день можно сказать, о неудовлетворенности субъектов  малого предпринимательства в развитости инфраструктуры. И до тех пор, пока не будет налажен контакт между  малыми предприятиями и инфраструктурой, непосредственно влияющей на развитие бизнеса, все усилия государства  направленные на стимулирование малого предпринимательства не будут достигать необходимого эффекта.

В общем итоге в российской экономической  науке понятие инфраструктуры разделялось  на две основные группы: производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализациям т.д. Во вторую группу входят отрасли, непосредственно не связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение.

Информация о работе Анализ развития малого бизнеса в стране