Анализ операций коммерческих банков с векселями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

Рыночная экономика представляет собой совокупность различных рынков.Одним из них является финансовый рынок. Финансовый рынок — это рынок, который опосредует распределениеденежных средств между участниками экономических отношений. Образно говоря, егоможно сравнить с сердцем экономики, т.к. с его помощью мобилизуются свободныефинансовые ресурсы и направляются тем лицам, которые могут ими наиболее эффективнораспорядится, как правило, именно на финансовом рынке изыскиваются средства дляразвития реального сектора экономики.

Содержание

Введение… 2
Глава 1. Понятие, сущность, функции ивиды векселей… 6
1.1 Понятие векселя… 8
1.2 Виды векселей… 12
1.3 Составлениевекселя… 17
1.4 Оплата векселягербовым сбором… 18
1.5 Место составлениявекселя… 19
1.6 Время составлениявекселя… 20
1.7 Вексельные метки… 20
1.8 Вексельная сумма… 21
1.9 Срок платежа… 23
1.10 Место платежа… 25
1.11 Первыйприобретатель… 25
1.12 Подписьвекселедателя… 26
1.13 Протест векселя… 27
1.14 Правовоерегулирование… 30
Глава 2. Операции коммерческих банковнад векселями… 34
2.1 Функциикоммерческих банков… 34
2.2 Выпусксобственных векселей… 39
2.3 Учет векселей… 45
2.4 Операции спроцентными векселями… 49
2.5 Авалированиевекселей клиента… 50
2.6 Выдача переводныхвекселей… 51
2.7 Вексельныеоперации КБ «Снежинский»… 56
Глава 3. Развитие рынка ценных бумагв России… 69
Заключение… 79
Список литературы… 81

Вложенные файлы: 1 файл

анализ вексельных операций ком банка.docx

— 108.49 Кб (Скачать файл)

Рыноквекселей России, в настоящей время — загадка экономики. Даже соответствие на законодательномуровне мировым «стандартам» не говорит о всё ясности и понятности. Вследствиеэтого и было принято решение об учреждении Федеральной комиссии по ценнымбумагам, которая смогла бы разобраться во всех функциональных вопросах.

Федеральнаякомиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) является федеральным органом исполнительной власти попроведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю задеятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению правинвесторов, акционеров и вкладчиков.

ФКЦБ Россиисоздана в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» и УказомПрезидента Российской Федерации от 01.06.1996 г., подчиняется непосредственноПрезиденту Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6человек. Члены ФКЦБ России назначаются и освобождаются от должности ПрезидентомРоссийской Федерации.

ФКЦБ России разрабатываетосновные направления развития фондового рынка, координирует деятельностьгосударственных органов по вопросам его регулирования, устанавливает требованияк проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами, лицензирует различные видыпрофессиональной деятельности на рынке. В функции Комиссии входит контроль засоблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемымиорганизациями требований законодательства Российской Федерации, а также стандартови правил, утвержденных ФКЦБ России.

ДеятельностьКомиссии направлена на развитие российского рынка ценных бумаг, обеспечениезащиты прав субъектов фондового рынка — инвесторов, эмитентов, профессиональных участников. Поэтомуособое внимание ФКЦБ России уделяет совершенствованию нормативной правовой базыфондового рынка, повышению информационной прозрачности, открытости рынка.

Результатомдеятельности столь важного органа находим например: «Положение обобращении бездокументарных простых векселей», «Положение осертификации операторов системы обращения бездокументарных простыхвекселей», «Стандарт деятельности участников системы обращения бездокументарныхпростых векселей». Однако если рассмотреть даже только название…бездокументарных простых векселей, мы обнаруживаем странную безграмотность ФКЦБРоссии, которая обязалась в точности исполнять законы и положения, гдеговориться об обязательности бумажного носителя. Потому неудивительно, чточерез четыре месяца опубликования этих положений выходит телеграмма ЦБ РФ, гдеговориться о несоответствии термина и понятия «бездокументарный»Женевской конвенции. Поэтому непонятно, чего дальше ждать от этогогосударственного органа.

Центральныйбанк РФ выступает генеральным агентом по размещению, обращению и погашениювекселей. Он хранит их бланки без выдачи на руки владельцам и регистрирует всесделки по их купле-продаже.

ВыпускКазначейских Обязательств, представляющих собой, в сущности, те же векселя,только еще больше похожие на ГКО, преследовал ту же цель — безэмиссионно сократить дефицитфедерального бюджета и погасить задолженность государства перед предприятиями.

ЭмитентомКазначейских Обязательств является Министерство финансов, которое выпускает ихсериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Внутри серии обязательства имеютединые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость и процентную ставку. Этипараметры могут изменяться при новой эмиссии.

Казначейскиеобязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах«депо» в депозитариях. Каждый выпуск оформляется двумя сертификатами,один из которых хранится в Министерстве финансов, а другой в соответствующемдепозитарии.

ОбращениеКазначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной формах. Кчислу ограничений могут относиться: обязательность использования КО только дляпогашения кредиторской задолженности, передача только юридическим лицам,минимальное число «передаточных надписей», сроки предъявления кпогашению и обмену на налоговые освобождения.

ИспользованиеКО для налоговых освобождений является наиболее привлекательной их стороной,так как в этом случае они абсолютно ликвидны. Суть их в том, что государствопогашает часть своих долгов перед предприятием путем зачета (не взимания)платежей в федеральный бюджет.

Казначейскоеналоговое освобождение является именным и не подлежит передаче другомупредприятию. К зачету принимаются вся сумма недоимок в федеральный бюджет на датупредставления освобождения.

Государственныевекселя не были встречены на ура, однако вслед за первой эмиссией последовалиновые. Так, например, имеется проект поддержки коммерческих банков. «Овыпуске векселей Министерства финансов Российской Федерации для восстановлениякоммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных имицентрализованных кредитов и процентов по ним ЦБ России. (с изменениями на 29апреля 1996 года) », Приказ Министерства финансов Российской Федерации от21.08.1995 № 92, где в частности говориться:, что для восстановлениясобственных кредитных ресурсов коммерческим банкам, осуществившим в 1992-1994 гг.кредитование организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительскойкооперации, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию)продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности,обеспечить в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга РоссийскойФедерации на 1995 год выпуск с 1 сентября 1995 года свободно обращающихсяпростых векселей Министерства финансов Российской Федерации в размерезадолженности заемщиков по централизованным кредитам и процентам по ним посостоянию на 1 апреля 1995 года, образовавшейся в результате погашения с ихкорреспондентских счетов централизованных кредитов и процентов по ним Центральномубанку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками.

Всемизвестно, что, к сожалению, на вексельном рынке в Российской Федерации нетспециального уполномоченного законом государственного органа, которыйкоординировал политику государственную по решению проблем, возникающих в связис обращением векселей. Есть ФКЦБ, которое имеет влияние, полномочиярегулировать брокерско-дилерскую деятельность с любыми ценными бумагами. ЕстьЦентральный банк, который может регламентировать вексельные обязательствабанковской системы. Есть Министерство финансов, которое выпускает своисобственные векселя. Но какой-то единой продуманной государственной политики поотношению к перспективам развития вексельного рынка в России нет [16].

В связи вот стакой неопределенностью, в связи с тем, что база вексельного обращения в Россиинедостаточно еще проработана, в 1993-96 гг. в Российской Федерации мы наблюдалибум, взрыв вексельного обращения. Из-за того, что данный сегмент рынкадостаточно нов для российской практики, массовой я имею в виду, из-за того, чтостарые виды инструментов серьезно себя дискредитировали через разного родапирамиды, то доверчивая часть участников, непрофессиональных участников рынка,а частично и профессиональных, активно бросилась в этот новый сегмент и сталаего осваивать в условиях отсутствия какого-то либо регулирования, либосаморегулирования [21].

Есть 4проблемы, которые есть на этом рынке:

Перваяпроблема — это проблемаэмитента. С точки зрения вексельного рынка нет понятия «эмитент». Естьпонятие «лицо, принимающее все вексельные обязательства». Так вот сконца 1996 года стали предприниматься различными государственными органамисерьезные усилия по урегулированию этой проблемы. Это проект закона, об особенностяхвыпуска государственных ценных бумаг, имеется в виду федеральные муниципальныебумаги, где жестко и однозначно установлены верхние пределы долга соответствующихправительств или органов управления, будь это вексель или не вексель. В этомпроекте, если он будет принят, этим проектом будет сделан грандиознейший шаг вразвитии и упорядочении вексельного рынка в России, тогда, когда местныеадминистрации не смогут, причем непонятно опять же какого уровня: то ли Комитетфинансов, то ли Правительство, то ли Министерство финансов автономнойреспублики, заваливать всех непонятными суррогатами, когда само Правительствобудет поставлено под контроль, с точки зрения того, какого рода финансовыйинструмент оно выпускает. И этот закон будет грандиозным шагом к тому, чтобыупорядочить выпуск векселей, то есть появление их на свет.

Следующаяпроблема — это рискипрофессиональных участников фондового рынка, которые не принимают на себя,покупая векселя. Исторически во всех странах самыми активными участникамивексельного рынка являются, конечно же, банки, которые осуществляют учетвекселей. С этой точки зрения Центральный банк летом 2004 года ввел специальныйнорматив вексельных обязательств коммерческих банков, жестко его контролирует,работает с банками, которые его нарушают. Не все здесь у нас еще благополучно,потому что не все банки быстро смогли свернуть или упорядочить свои вексельныепрограммы, но есть надежда что полностью нормализуется этот рынок касательно такихучастников, как кредитные организации.

Есть проблемав том, что пока непонятно, какие еще, кроме брокерской, скажем, дилерскойдеятельности или просто вексельных обязательств надо регулировать на этомрынке. Что такое вексельные палаты? Что такое вексельные центры? Как должнабыть организована торговля векселями? И что в разных вариантах звучит, какбезбумажные векселя, бездокументарные векселя или бездвижимые векселя?

Всемизвестно, что в странах, практикующих Женевскую конвенцию, включая Россию,национальное законодательство по векселям не может противоречить основам этойЖеневской вексельной конвенции. И поэтому наш закон о векселях, будь онразработан, он тоже не может противоречить Женевской вексельной конвенции,только по-русски. Поэтому есть идеи переработки Женевской конвенции в России,вексельной, но не в плане революционного ее преобразования и изготовленияРоссийской вексельной конвенции, а в плане подгонки ее по существующей реалии. Аименно, всем известно, что мировая практика дошла до бездокументарногообращения ценных бумаг. Как эту новацию встроить в Российский вексельный рынок?По инициативе группы товарищей из Новосибирска приняли специальное постановлениео бездокументарных векселях [22]. Данное постановление не несет разрешениепроблем, а наращивает на старые проблемы фондового рынка — новые. Для разрешения споров с ФКЦБ,Президентом был подписан закон о применении Женевской Конвенции без учетароссийских стандартов.

Ассоциациейучастников вексельного рынка был предложен свой проект о вексельном рынке иразослан участникам для заочного голосования. В разработке находятся еще 15стандартов, т.к. Центральный Банк находится в положении государственногонадзирателя над рынком, поэтому и было принято решение о саморегулированиивексельного рынка.

 

Заключение

Банковская система сегодня — однаиз важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков итоварного производства и обращения исторически шло параллельно и теснопереплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределениикапиталов, существенно повышают общую эффективность производства.

Масштабы финансового посредничества в современной экономике поистинеогромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков. В этой системеучета хозяйство разделено на ряд секторов: домашние хозяйства, деловыепредприятия, государственные учреждения, финансовые институты, заграничныйсектор.

Практикаразвития кредитных систем ведущих зарубежных стран убедительно свидетельствует,что диверсификация деятельности банков, базирующаяся на сочетаниидепозитно-ссудных и эмиссионно-инвестиционных операций, усиливает ихконкурентные позиции на рынке и наиболее полно отвечает потребностямсовременного финансового капитала.

Ни один изинструментов финансового рынка, кроме, конечно, самих денег во всехмногочисленных проявлениях их экономических функций, не может сравниться посвоей истории и значению с векселем. Именно развитие вексельного обращенияпривело к обезналичиванию всех денежных расчетов: вытеснению из денежногообращения металлов — золота и серебра, замене эквивалентов менового оборотабумажными символами.

Безусловностьвекселя как долгового обязательства, строгость и быстрота взыскания по немупослужили основой создания других видов платежей и расчетов — банкнот, чеков, аккредитивов.Развитие разнообразных инструментов рынка ценных бумаг — акций, облигаций, депозитныхсертификатов и их производных шло на базе векселя.

Вексель — это безусловноеобязательство должника уплатить денежную сумму по истечении определенногосрока. При этом оплатить ее может или сам векселедатель (в этом случае речьидет о простом векселе), или иной указанный в векселе плательщик (такой вексельназывается переводным).

Кроме того, вексель — это документарная ценная бумага. Владелец переводного векселя может передатьего другому лицу посредством индоссамента (передаточной надписи).

Сила векселявсегда поддерживалась вексельным правом и обеспечивалась государством.

Векселяактивно использовались и используются в международных расчетах и внутреннихсделках стран с развитой экономикой. Промышленникам и коммерсантам векселя даютвозможность оплачивать свои покупки с отсрочкой платежа. Таким образом,основная экономическая функция векселя — быть средством оформления иобеспечения кредитов как коммерческих, так и банковских.

В РоссийскойФедерации коммерческие банки стали наиболее активными участниками рынка ценныхбумаг. Действующее банковское законодательство разрешает отечественнымкоммерческим банкам широкий круг операций с ценными бумагами; банки могутвыступать как эмитенты собственных акций, облигаций, депозитных сертификатов,векселей и других ценных бумаг, они могут приобретать ценные бумаги за свойсчет, преследуя при этом свои цели, то есть выступать в роли инвесторов, банкиимеют право проводить посреднические операции с ценными бумагами, получая заэто комиссионное вознаграждение.

В выпускнойквалификационной работе были рассмотрены вопросы связанные с операциямикоммерческих банков на вексельном рынке. Определено понятие векселя, его виды ифункции. Описаны правила оформления и погашения векселя ООО КБК«Снежинский». Рассмотрены вопросы налогообложения и исчисленияпроцента доходности векселей на конкретных примерах.

 

Списоклитературы

1. ГражданскийКодекс Российской Федерации от 30.12.2004 № 213-ФЗ, от 30.12.2004 № 217-ФЗ

2. ГражданскийКодекс РФ в ред. от 30.12.2004, № 219-ФЗ, вступивших в силу 01.06.2005

Информация о работе Анализ операций коммерческих банков с векселями