Анализ объема производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку, управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда экономических показателей - одним из которых является себестоимость. Этот показатель является одним из наиболее важных.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты темы………………………………………………….4
2. Экономическая характеристика предприятия ОАО «Старорусприбор».….12
3. Затраты и себестоимость продукции предприятия ОАО «Старорусприбор».…………………………………………………………….19
3.1. Анализ общей суммы затрат на производство продукции………………19
3.2. Анализ затрат на рубль товарной продукции…………………………….24
3.3. Анализ косвенных затрат…………………………………………………..28
4. Пути снижения себестоимости продукции…………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………………43
Список литературы…………………………………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ объема производства и реализации продукции.doc

— 424.00 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 

Таблица №11

Исходные  данные об общехозяйственных  расходах

ОАО “Завод “Старорусприбор” за 2008 год

Месяц Общехозяйственные расходы, тыс. руб.  
  План Факт Отклонение
Январь 500 518 +18
Февраль 700 865 +165
Март 700 816 +116
Апрель 900 886 -14
Май 700 842 +142
Июнь 800 800 -
Июль 900 926 +26
Август 800 906 +106
Сентябрь 800 849 +49
Октябрь 900 955 +55
Ноябрь 800 837 +37
Декабрь 500 541 +41
Итого: 9120 9641 +741

         Общехозяйственные расходы занимают одно из первых мест в составе себестоимости продукции. Рассмотрю подробнее общехозяйственные расходы, произведенные ОАО “Завод ”Старорусприбор” за 2008 год (таблица №11).

      Из  таблицы №11 видно, что запланированная  норма затрат была превышена на 741 тыс. руб. Это может быть следствием повышения затрат на содержание административно - управленческого персонала, расходов на ремонт и других причин, влияющих на общехозяйственную деятельность.

      Следствием  же повышения общезаводских затрат может стать увеличение себестоимости выпускаемой продукции. Для более наглядного представления об изменении плановых и фактических сумм общезаводских расходов, построим график данных изменений (рис. 1).

      Данный  график характеризует динамику плановых и фактических общехозяйственных затрат, произведенных ОАО “Старорусприбор” за 2008 год. На нем хорошо видно, средства, идущие на покрытие общехозяйственных расходов  в течение года выделялись неравномерно. Кривая фактических затрат то понижалась, то вновь резко возрастала. Намеченная сумма расходов незначительно отличается от фактической, хотя в конечном итоге разница составила 741 тыс. руб.

      Аналогичное сопоставление можно произвести и с общепроизводственными затратами  на производство продукции. Они также составляют значительную долю в себестоимости продукции.

      По  данным таблицы №12 можно судить о том, что запланированная сумма  общепроизводственных расходов по факту  была превышена на 738 тыс. руб., причем основная сумма превышения пришлась на 2-е полугодие, т.е. можно сказать о том, что данное превышение связано с ростом товарной продукции и, соответственно ростом цеховых расходов на ее производство (продукция ОАО “Старорусприбор” характеризуется сезонным спросом, пик которого приходится на 3-й квартал).  

      Для более наглядного представления  о суммах ежемесячных плановых и  фактических общепроизводственных расходов, построим график (рис. 2).

      График  показывает, что в течение года затраты на цеховые нужды то возрастали, то понижались, однако во втором полугодии четко прослеживается рост как плановых, так и фактических общепроизводственных затрат. Минимальная сумма затрат на цеховые нужды была произведена в январе, максимальная - в сентябре месяце.

      Анализ  цеховых и заводских расходов имеет большое значение, т.к. они занимают большой удельный вес в составе себестоимости продукции. На сумму этих расходов оказывают сильное воздействие следующие факторы:

      - изменение численности персонала  и средней заработной платы;

      - изменение стоимости основных  фондов и норм амортизационных отчислений;

      - изменение объема работ и их  стоимости;

      - количество командировок;

 - ставки налогов,  отчислений и т.д. 

Рисунок 1. Запланированные и фактически произведенные общезаводские расходы ОАО “Завод “Старорусприбор” за 2008 год 

                                                                                                                         Таблица №12

Исходные  данные об общепроизводственных расходах

на  ОАО “Завод “Старорусприбор” за 2008 год

Месяц Общепроизводственные  расходы, тыс. руб.    
  План Факт  
Январь 500 491 -9
Февраль 500 526 +26
Март 500 506 +6
Апрель 600 621 +21
Май 400 446 +46
Июнь 700 641 -69
Июль 800 896 +96
Август 800 806 +6
Сентябрь 900 1 160 +260
Октябрь 900 1077 +177
Ноябрь 900 941 +41
Декабрь 900 1037 +137
Итого: 8400 9 148 +738

 

      Для расчета влияния этих факторов  используем способ цепных подстановок.  Для примера рассчитаем, как будет  изменяться заработная плата  работников аппарата управления, вследствие изменения количества персонала и средней заработной платы, т.е.:

ЗПф = КР * ОТ = 10 807 тыс. руб.

DЗПкр = 8 100  руб.

    DЗПот = 44 697  руб. 

DЗПобщ =  52 797 руб.

                              ЗПпл = 10 174 тыс. руб. 

   Рисунок 2. Кривые плановых и фактически общепроизводственных  расходов за 2008 год 

      На  основе рассчитанных данных построим таблицу (таблицу №13).  

Таблица №13

Результаты  анализа влияния  количества рабочих 

и их среднего заработка  на заработную плату 

работников  аппарата управления 

Количество  рабочих  КР, чел. Оплата  труда

ОТ, руб.

Заработная  плата

ЗП, тыс. руб.

Отклонение  от плана
План Факт План Факт План Усл. Факт КР ОТ Всего
942 951 900 947 10 174 10 182 10 807 +8 100 +44 697 +52 797

 

      На  основании данных таблицы №13 можно  сделать вывод: плановая сумма расходов на заработную плату на предприятии в 2008 году была превышена на 52.8 тыс. руб., в том числе за счет увеличения численности рабочих - на 8.1 тыс. руб., за счет роста заработной платы - на 44.7 тыс. руб. Увеличение расходов на заработную плату может повлечь за собой рост себестоимости продукции, а в конечном итоге - уменьшение прибыли предприятия.

     Рассмотрим  еще несколько примеров затрат, которые, как правило, являются косвенными. Это  внепроизводственные расходы и  прочие производственные расходы. В составе себестоимости эти расходы занимают незначительные доли, однако они есть, и, так же, как другие затраты, могут влиять на уровень себестоимости выпускаемой продукции. Для анализа этих затрат составим таблицу (таблица №14).

      Данные  таблицы №14 показывают, что суммы, идущие на покрытие внепроизводственных и прочих производственных расходов относительно невелики по сравнению с общехозяйственными и общепроизводственными расходами.

        Из таблицы мы видим какие суммы затратило предприятие на покрытие общепроизводственных, общехозяйственных, внепроизводственных и  прочих производственных затрат  и как малы последние по сравнению с первыми.

Таблица №14

Анализ  внепроизводственных  и прочих производственных

расходов, тыс. руб. 

Расходы План Факт Отклонение
Внепроизводственные 496 443 -53
Прочие  производственные 378 419 +41
Итого: 874 862 -12

 

      Все эти расходы в той или иной степени влияют на себестоимость  изготавливаемой продукции. Даже при  незначительном необоснованном их росте  может произойти существенное увеличение себестоимости продукции, и наоборот,  снижение данных затрат  приведет к снижению себестоимости, что благоприятно отразится на финансово - хозяйственной деятельности всего предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Пути снижения себестоимости продукции 

   Решающим  условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная  механизация и автоматизация  производственных процессов, совершенствование  технологии, внедрение прогрессивных  видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции