Анализ налогов как инструмента государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты налогов как инструмента государственного регулирования экономики 5
1.1 Сущность и принципы, элементы налогов 5
1.2 Виды налоговой системы и налогов, их функции 13
1.3. Федеральные налоги и сборы…………………………………………18
1.4. Региональные налоги…………………………………………………..21
1.5. Современная налоговая системе России……………………………..23
2. Транспортный налог 30
2.1 Объект налогообложения 30
2.2 Налогоплательщики 32
2.3 Налоговая база, налоговые ставки, определение категории автомобилей 34
2.4 Налоговый и отчетный периоды. Уплата налога. Отчетность 38
Заключение 41

Вложенные файлы: 1 файл

экономика курсак.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств.

В настоящее время  установление категории транспортного  средства, согласно разъяснениям Минтранса  России, производится органом по сертификации при выдаче ОТТС в соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N 19, а также другими нормативными документами системы сертификации механических транспортных средств и прицепов.

При определении категории  органом сертификации учитываются  технические характеристики и особенности конструкции транспортного средства, используется классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее - КВТ ЕЭК ООН) и ГОСТ Р 51709-2001, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст.

Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств утверждено Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение о ПТС). Согласно этому Положению в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" паспорта указывается классификация транспортных средств, соответствующая классификации, установленной п. 5 Приложения 6 Конвенции, заключенной в Вене. Категории транспортных средств, установленные п. 5 Приложения 6 Конвенции, определены для выдачи соответствующих удостоверений на управление такими транспортными средствами.

Учитывая изложенное, а также разъяснения Минтранса  России, определение категории транспортных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной  КВТ ЕЭК ООН, на что обращено внимание в Письме ФНС России от 07.06.2007 N 04-3-04/000649.

Таким образом, если зарегистрированное транспортное средство сертифицировано  по категории M1, то должна применяться соответствующая налоговая ставка, установленная для легковых автомобилей. Если автотранспортное средство сертифицировано по категориям N1, N2, N3, то применяется соответствующая налоговая ставка, установленная для грузовых автомобилей.

Нередко в паспорте транспортного средства (далее - ПТС) указана категория, не соответствующая категории, указанной в ОТТС. В Письме Минфина России от 07.02.2008 N 03-05-04-04/01 указано, что ПТС - это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, подтверждающий в том числе наличие ОТТС, которое непосредственно указывается в ПТС. Следовательно, тип транспортного средства, указанный в ПТС, должен соответствовать сведениям, указанным в ОТТС (сертификате соответствия).

Перевод категорий транспортных средств, указываемых в ОТТС, в  категории по классификации Конвенции о дорожном движении производится в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении. Например, указание в ПТС категории "B" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

Таким образом, по мнению Минфина России, изложенному в Письме от 07.02.2008 N 03-05-04-04/01, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в ПТС на основании ОТТС.

Как отмечено в Письме ФНС России от 06.07.2007 N 18-0-09/0204, для правильного применения ставок налога при определении категории транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД России, следует учитывать, что РФ является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20.03.1958. Согласно классификации транспортных средств, введенной названным Соглашением и используемым в РФ при сертификации транспортных средств, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к грузовым автомобилям, из чего следует, что по отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей, в зависимости от мощности их двигателя.

 

2.4 Налоговый и отчетный периоды.  Уплата налога. Отчетность

 

Налоговым периодом по транспортному налогу согласно ст. 360 НК РФ признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, являются первый квартал, второй квартал и третий квартал, хотя отчетные периоды могут и не устанавливаться законами субъектов РФ.

Налогоплательщики-организации  исчисляют сумму налога и сумму  авансового платежа по налогу самостоятельно, что установлено п. 1 ст. 362 НК РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, на основании п. 2 ст. 362 НК РФ исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иной порядок не предусмотрен ст. 362 НК РФ. При этом налогоплательщиками определяется разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Исчисленная сумма и подлежит уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Особый порядок исчисления транспортного налога установлен для случаев, когда транспортное средство зарегистрировано и (или) снято с регистрации в течение налогового периода. Исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Аналогичный порядок применяется и при исчислении суммы авансовых платежей по налогу.

Транспортный налог  следует исчислить и уплатить в бюджет даже в том случае, если транспортное средство находилось в собственности налогоплательщика и было зарегистрировано за ним всего один день. Такие разъяснения содержит Письмо Минфина России от 23.09.2008 N 03-05-05-04/23, в котором сказано, что организация, зарегистрировавшая и снявшая с регистрации в органах ГИБДД России транспортное средство в течение одного календарного месяца, обязана исчислить транспортный налог с учетом коэффициента 1/12.

Уплата транспортного  налога и авансовых платежей по нему на основании п. 1 ст. 363 НК РФ производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ. Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ. Напомним, что названным пунктом установлен срок сдачи налоговой декларации по транспортному налогу.

Налоговую декларацию по истечении налогового периода следует  представить в налоговый орган  по месту нахождения транспортных средств, что определено п. 1 ст. 363.1 НК РФ. Форма налоговой декларации по налогу и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения".

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими  лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

 

 

 Заключение

 

 

Налоговая система —  один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой  системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

И все же новое налоговое  законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его  основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Многие организации  используют в своей деятельности собственные или арендованные автомобили. Исчисление и уплата транспортного  налога, отнесенного ст. 14 Налогового кодекса РФ (НК РФ) к числу региональных налогов, регулируются гл. 28 НК РФ. Налоговым кодексом РФ установлены такие элементы налогообложения, как налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления транспортного налога. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ определяют ставки транспортного налога в пределах, установленных НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога. Законодателям субъектов предоставлено право установления налоговых льгот и оснований их использования налогоплательщиками.

 

Список использованной литературы

 

  1. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2006 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля, 20 октября, 4 ноября, 5, 6, 20, 31 декабря 2007 г., 10 января, 2, 28 февраля, 3 июня 2008 г.)
  2. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации – М.: ИНФРА-М, 2006.
  3. Тарасова В.Ф., Владыка М.В., Сапрыкина Т.В., Семыкина Л.Н. Налоги и налогообложение – М.: КНОФУС, 2009.
  4. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы. - 2006. - №1. - С. 24-31.
  5. Ведомости. 2011. 24.09.
  6. Горский И. В. Налоговая политика и экономический рост // Финансы. – 2007. - № 1 – с. 22 – 26
  7. Гулев В.И. Налоги - состояние, проблемы и решения // Финансы. - 2008. - №3. - С.6-22.
  8. Жевакин С.Н. Общие проблемы налоговой системы Российской  Федерации //Финансовая Россия. - 2008. - № 6. - С. 3-12.
  9. Журавлева Г. П. Экономика. /Г.П. Журавлева - М.: ИНФРА-М, 2011. – 309с.
  10. Занкин Д. Б. К вопросу о правовых пределах налоговой оптимизации // Финансовое право. - 2009. - N 3. - С. 35-38
  11. Караваева И. В Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. – 2006. - № 10 – с. 26 – 28
  12. Кашин В. А. Налоговая доктрина и налоговое право // Финансы. – 2008. - № 7 – с. 27 – 29
  13. Кузнецов Л. Налоговый кодекс в вопросах и ответах // Налоги. - 2008. - № 11. - С. 3-17.
  14. Логвина А. Вопросы налогового законодательства // Экономист. 2008. - № 2. - С 4-22.
  15. Маклур Ч.Е. Налоговая политика для России // МЭиМО - 2008. - № 8. - С. 47-53.
  16. Назаров А. И. Учетная и налоговая политика и резервы увеличения доходов бюджета // Финансы. -  2007г. - № 10 – с. 37 – 38
  17. Нехамкин А.Н. О поэтапном снижении налогов в различных сферах бизнеса // Налоговый вестник - 2006. - № 3. - С. 29-35.
  18. Осипов С. Анализ некоторых параметров налоговой системы: реалии и преувеличения //  Налоги. – 2008. - № 1 – с. 55 – 61
  19. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие / Под ред.  Е. Н. Евтигнеева. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 477с.
  20. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / В.Г. Пансков – М.: Книжный мир, 2010. – 422с.
  21. Пономаренко Е. О бюджетно – налоговой политике на 2008г. // Экономист. – 2007. - № 11 – с. 59 – 66
  22. Пушкарев В. М. Либеральный поворот налоговой политики В России // Финансы. – 2008г. - № 1 – с. 24 – 27
  23. Самохвалов А., Куникеев Б. Об основных тенденциях и результатах налоговой политики // Финансист. – 2008. - № 3 – с. 42 – 48



Информация о работе Анализ налогов как инструмента государственного регулирования экономики