Анализ налогов как инструмента государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты налогов как инструмента государственного регулирования экономики 5
1.1 Сущность и принципы, элементы налогов 5
1.2 Виды налоговой системы и налогов, их функции 13
1.3. Федеральные налоги и сборы…………………………………………18
1.4. Региональные налоги…………………………………………………..21
1.5. Современная налоговая системе России……………………………..23
2. Транспортный налог 30
2.1 Объект налогообложения 30
2.2 Налогоплательщики 32
2.3 Налоговая база, налоговые ставки, определение категории автомобилей 34
2.4 Налоговый и отчетный периоды. Уплата налога. Отчетность 38
Заключение 41

Вложенные файлы: 1 файл

экономика курсак.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги являются одним  из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Проведение рыночных преобразований  невозможно без создания эффективной системы налогообложения. Проблемы бюджета, бюджетного процесса неразрывно связаны с налоговой системой. Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса, что обуславливает актуальность исследования налогового менеджмента.

Целью курсовой работы является анализ налогов как инструмента государственного регулирования экономики.

В соответствии с поставленной целью в задачи курсовой работы входит рассмотрение следующих вопросов:

1. Теоретические аспекты  налогов как инструмента государственного регулирования экономики

2. Транспортный налог

Исследование проводилось  на примере налоговой системы  Российской Федерации.

Работа основана на нормативно-правовых актах в сфере налогов и  налогообложения, а также таких  источниках, как  Барулин С.В., Гулев В.И., Занкин Д. Б., Караваева И. В., Кашин В. А., Журавлева Г. П. и др.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты  налогов как инструмента государственного регулирования экономики

1.1 Сущность и принципы, элементы налогов

 

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Прежде всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Для того чтобы более  глубоко вникнуть в суть налоговых  платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые  сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства  должны участвовать в покрытии  расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан  уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...

3. Каждый налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, какие наиболее  удобны для плательщика...

4. Каждый налог должен  быть устроен так, чтобы он  извлекал из кармана плательщика  возможно меньше сверх того, что  поступает в кассы государства".

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система  должна быть гибкой и легко  адаптируемой к  меняющимся  общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или  тройного обложения.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

- объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

- субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

- источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

- налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;

- срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

     - правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Успехи экономики России, в большей степени, зависят от эффективности проводимой налоговой политики. Ведущую роль в мобилизации средств для формирования бюджетов и обеспечении функций исполнительных органов власти, выполняют налоги и налоговый потенциал территории. В основном, за их счет создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач. До начала перестройки, в условиях жестко централизованной системы управления и преобладания в экономике государственного сектора, в СССР, фактически отсутствовала налоговая система, хотя и существовали отдельные её элементы. Налоги, как таковые, были установлены исключительно для кооперативного и частного сектора, доля которых в экономике была исключительно мала и не играла, практически, никакой роли. Все другие формы платежей государственных предприятий в бюджет, хотя нередко и имели налоговое звучание, налогами по своей экономической сути не являлись. Это связано с тем, что предприятия не имели, практически, никакой финансовой самостоятельности и их взаимоотношения с государством носили сугубо индивидуальный характер. Иначе говоря, государство определяло все, без исключения, потребности предприятия в финансовых ресурсах и изымало на этой основе все оставшееся свободное время. В связи с отсутствием основополагающих принципов налогообложения, налоговой системы в СССР не существовало.

Первые признаки формирования налоговой системы появились  только во второй половине 80-х годов, когда начали образовываться предприятия других форм собственности, и началось постепенное изменение экономического строя общества. В развитии налоговой системы РФ этот период можно назвать этапом становления. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ, российская налоговая система, в определённой степени, выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. По мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, недостатки действующей налоговой системы становились все более заметными, а её несоответствие происходящим в экономике изменениям, всё более очевидным. Поэтому следующий этап развития налоговой системы можно характеризовать как этап неустойчивого налогообложения. Неслучайно, на протяжении последующих лет экономических реформ, в законодательство о налогах, ежегодно вносились множественные поправки. В результате, сложившаяся к концу 90-х годов в РФ налоговая система, в большей степени из-за несовершенства её отдельных элементов, препятствовала экономическому развитию страны.

Дальнейшее развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой  реформы. Начиная с 1996 г., последовательно  сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы.

Современный этап развития налоговой системы – это этап реформирования. В настоящее время  налоговые отношения регулируются НК РФ, согласно которому налоговая система РФ представлена совокупностью налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков (юридических и физических лиц) на территории страны.

Все налоги и сборы  питают бюджетную систему РФ и  формируют финансовые ресурсы общества. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государственные институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне, это доля произведенного ВВП перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом, это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования и физическими лицами при осуществлении своей деятельности. Существует мнение, согласно которому налог выступает как оплата услуг управленческого аппарата и отдельных общественно значимых служб: налог – это форма, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам. Таким образом, налогоплательщику обеспечиваются условия для реализации стоящих перед ним финансово – хозяйственных задач, а государство, взимая за это налоги, наполняет бюджет.

Информация о работе Анализ налогов как инструмента государственного регулирования экономики