Анализ налогов как инструмента государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты налогов как инструмента государственного регулирования экономики 5
1.1 Сущность и принципы, элементы налогов 5
1.2 Виды налоговой системы и налогов, их функции 13
1.3. Федеральные налоги и сборы…………………………………………18
1.4. Региональные налоги…………………………………………………..21
1.5. Современная налоговая системе России……………………………..23
2. Транспортный налог 30
2.1 Объект налогообложения 30
2.2 Налогоплательщики 32
2.3 Налоговая база, налоговые ставки, определение категории автомобилей 34
2.4 Налоговый и отчетный периоды. Уплата налога. Отчетность 38
Заключение 41

Вложенные файлы: 1 файл

экономика курсак.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Уже несколько лет  планируется введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. На принятие новой главы НК РФ, которая будет регулировать налог на жилую недвижимость граждан, Президент РФ указал в своем Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах". Подобные изменения предусмотрены и Основными направлениями налоговой политики на 2009 и плановый период 2010 и 2011 годов.

Проект федерального закона, предусматривающий установление местного налога на недвижимость, принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении 10 июня 2004 года. Однако для введения налога на недвижимость необходимо сформировать государственный кадастр недвижимости, а также установить порядок определения налоговой базы (в данном случае это кадастровая стоимость объектов недвижимости).

Ряд мер в этом направлении  уже принят. С 1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которым осуществляются кадастровая деятельность и кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведется государственный кадастр недвижимости.

Однако до настоящего времени законодательно не регламентированы вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной  кадастровой оценки объектов недвижимости. Кроме того, для введения налога на недвижимость необходимо разработать методику кадастровой оценки недвижимости, проверки ее результатов, регламентировать проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

Проект поправок Правительства  Российской Федерации к вышеуказанному законопроекту планируется к  подготовке Минфином России совместно  с Минэкономразвития России и  Минюстом России в 2010 году для последующего направления в Государственную Думу Федерального Собрания. Принятие федерального закона также планируется в 2010 году.

Учитывая то обстоятельство, что природные ресурсы остаются основным источником доходов бюджетной  системы Российской Федерации, в  плановом периоде особое внимание уделяется системе налогообложения добычи полезных ископаемых, в частности НДПИ, взимаемого при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа). В рамках совершенствования налогообложения добычи углеводородного сырья предлагаются следующие меры.

В целях обоснованного  снижения налоговой нагрузки на нефтедобывающую  отрасль экономики в части  НДПИ, а также создания стимулов для разработки месторождений с  высоким уровнем затрат будут  введены "налоговые каникулы" при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных в Черном и Охотском морях. Указанная льгота в виде нулевой ставки будет предоставлена на сроки 10 или 15 лет (в зависимости от вида лицензии) до достижения накопленного объема добычи на участке недр 20 млн. тонн для Черного моря и 30 млн. тонн - для Охотского моря.

В целях создания стимулов для разработки малых месторождений  предполагается ввести понижающие коэффициенты при добыче нефти на таких месторождениях. Кроме того, в 2010 - 2011 годах предполагается законодательно закрепить механизм, позволяющий создавать налоговые стимулы для добычи нефти из комплексных месторождений.

В сравнении со схемой НДПИ налогообложение чистого дохода с точки зрения налогового администрирования  является более сложным. Эффективная  реализация этого подхода, в частности, требует решения на практике вопросов определения и применения для целей исчисления налогов рыночных цен на нефть, организации учета и контроля доходов и затрат при добыче нефти в разрезе месторождений (лицензионных участков). Необходимой предпосылкой для применения налога на дополнительный доход является эффективная система контроля за трансфертным ценообразованием. В то же время с точки зрения интересов долгосрочного развития отрасли такое усложнение налоговой системы представляется оправданным.

 

 

 

2. Транспортный налог

2.1 Объект налогообложения

 

Автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в  соответствии с законодательством  РФ, на основании п. 1 ст. 358 НК РФ признаются объектом налогообложения транспортным налогом. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938) на территории РФ осуществляется государственная регистрация автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепов к ним, принадлежащих юридическим и физическим лицам.

До 01 января 2010 года не являлись объектами налогообложения и транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, на праве хозяйственного ведения, а не только на праве оперативного управления. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, транспортные средства, принадлежащие вышеперечисленным федеральным органам на праве хозяйственного ведения, с 01 января 2010 года облагаются транспортным налогом в общем порядке.

Транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом налогообложения при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Как установлено п. 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Рекомендации N БГ-3-21/177), документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

В случае угона (кражи) транспортного  средства налогоплательщики представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства. Налоговики столицы в Письме УФНС России по г. Москве от 15.01.2008 N 18-12/4/002041 разъяснили, что транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Если у налоговой  инспекции возникают сомнения в  отношении предъявленной справки об угоне, она направляет запрос в органы МВД России с просьбой подтвердить факт угона транспортного средства. Следовательно, только в случае представления в налоговый орган подлинника справки об угоне автотранспортного средства, подтверждающей факт угона, выданной органами МВД России, инспекция произведет сложение сумм начисленного транспортного налога по данному автомобилю. Указанный документ можно подать лично или через уполномоченного представителя. Такие разъяснения приведены в Письме УФНС России по г. Москве от 12.07.2010 N 20-14/4/072999.

 

2.2 Налогоплательщики

 

Налогоплательщиками транспортного  налога признаются лица, на которых  в соответствии с законодательством РФ зарегистрировали транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. ст. 357, 358 НК РФ.

Правовые основы аренды транспортных средств установлены § 3 "Аренда транспортных средств" гл. 34 ГК РФ (ГК РФ). Транспортное средство может быть предоставлено в аренду как с экипажем, так и без экипажа. В отношении наземных транспортных средств, являющихся объектами налогообложения транспортным налогом, налогоплательщиком будет являться лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, независимо от того, что это транспортное средство может быть передано арендатору по договору аренды.

Правовые основы договора лизинга установлены Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ). Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя, что следует из ст. 11 Закона N 164-ФЗ. Предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах, в частности транспортные средства, согласно ст. 20 Закона N 164-ФЗ, регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.

Подробно порядок регистрации  транспортных средств, являющихся предметом  лизинга, изложен в п. 48 Правил N 1001, согласно которому транспортные средства, приобретенные в собственность лизингодателем и переданные им на основании договора лизинга или договора сублизинга лизингополучателю во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем.

Регистрация транспортных средств за лизингодателем производится регистрационным подразделением по месту нахождения лизингодателя  на общих основаниях. Значит, если транспортное средство регистрируется на лизингодателя, то налогоплательщиком транспортного налога является лизингодатель, который уплачивает налог по месту регистрации транспортного средства.

Напомним, что уплата транспортного налога и авансовых  платежей по налогу осуществляется налогоплательщиком по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ (ст. 363 НК РФ). Местом нахождения автотранспортных средств в целях налогообложения согласно п. 5 ст. 83 НК РФ признается место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.

Вместе с тем Правилами N 1001 предусмотрена возможность временной, на срок действия договора лизинга, регистрации за лизингополучателем транспортного средства, зарегистрированного за лизингодателем. По разъяснениям Минфина России, содержащимся в Письме от 24.03.2009 N 03-05-05-04/01, если по договору лизинга транспортные средства (зарегистрированные за лизингодателем) временно передаются лизингополучателю и временно ставятся на учет в органах ГИБДД России по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.

Организация, владеющая  автомобилем по договору лизинга, является плательщиком транспортного налога только в том случае, если по взаимному  согласию между ней и лизингодателем данный автомобиль зарегистрирован  только на эту организацию. Иными  словами, если транспортные средства, находящиеся в собственности лизингодателя (но не зарегистрированные за ним), по договору лизинга переданы и временно зарегистрированы за лизингополучателем, плательщиком транспортного налога будет являться лизингополучатель. Аналогичные разъяснения даны и в более ранних Письмах Минфина России - от 30.06.2008 N 03-05-05-04/14, от 27.03.2007 N 03-05-06-04/15, от 12.12.2006 N 03-06-04-04/52.

 

2.3 Налоговая база, налоговые ставки, определение категории автомобилей

 

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая  база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, что установлено пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ.

Согласно п. 19 Рекомендаций N БГ-3-21/177 если в технической документации на транспортное средств мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л. с). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

В случае расхождения  сведений, представленных государственным  органом, осуществляющим государственную  регистрацию соответствующих видов  транспортных средств, с данными, содержащимися  в технической документации на транспортное средство, согласно п. 22 Рекомендаций N БГ-3-21/177, принимаются данные, содержащиеся в технической документации. При отсутствии данных о мощности двигателя в технической документации для определения мощности двигателя к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.

Дело по иску налогоплательщика  к налоговому органу, доначислившему сумму транспортного налога в  связи с тем, что при определении  мощности двигателя налогоплательщик воспользовался данными справочника  НИИАТЮ издательства Москва "Транспорт", рассмотрел ФАС Уральского округа.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 30.06.2009 N Ф09-4465/09-С3 по делу N А76-26085/2008-11-721/62 сказано, что мощность двигателя, указанная налогоплательщиком в целях определения транспортного налога, была подтверждена заводом-изготовителем. В письме от 26.05.2008 N 6980-АК/Д03 завода-изготовителя указано, что с 1988 г. автомобили семейства УАЗ-3741-01 оснащались бензиновыми карбюраторными двигателями УМЗ-4178 номинальной мощностью в комплектации "нетто" по ГОСТ 14846 - 76 л. с. Мощность двигателя в паспорте транспортного средства нового образца должна указываться в комплектации "нетто" согласно действующей форме Одобрения типа транспортного средства (далее - ОТТС), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств".

Довод налоговых органов, что мощность двигателя составляет 92 л. с., отклонен, поскольку согласно справке ОВД МВД России мощность двигателя спорного автомобиля действительно  составляет 92 л. с., при этом не указан вид комплектации двигателя, взятый за основу для определения мощности. Согласно справке завода-изготовителя 92 л. с. составляют мощность двигателя в комплектации "брутто", однако в полной комплектации "нетто" мощность двигателя составляет 76 л. с. При таких обстоятельствах суд удовлетворил заявленные требования налогоплательщика.

Размеры налоговых ставок, которые могут быть установлены  законами субъектов РФ, приведены  в п. 1 ст. 361 НК РФ. Причем налоговые ставки по автомобильному транспорту устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя.

В Письме Минфина России от 03.12.2009 N 03-05-06-04/401 отмечено, что законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в ст. 361 НК РФ.

Информация о работе Анализ налогов как инструмента государственного регулирования экономики