Анализ методов регулирования в странах с переходной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Тема данной курсовой работы в настоящее время приобрела наибольшую актуальность. Инфляция – одно из самых тяжелых заболеваний экономики. Ее симптомы зафиксированы как в рыночных, так и в нерыночных хозяйствах, где механизм рынка разрушен административно-командной системой. В мире почти нет стран, где когда-либо не существовала инфляция. В большинстве стран мира уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая антиинфляция1.docx

— 343.41 Кб (Скачать файл)

Венгрия и Польша для стабилизации ситуации на основе валютного курса использовали вариант «ползущей привязки».

К преимуществам постепенной политики относится в первую очередь сохранение относительной социальной стабильности: медленный рост безработицы дает надежду на успешное проведение программ переквалификации, незначительный спад оставляет надежду программам структурной перестройки и перепрофилирования производств. Часто эти надежды оказываются иллюзиями, но многие социальные группы заинтересованы в их реализации. К недостаткам следует отнести, во-первых, неопределенность экономической политики. Во-вторых, такая политика сохраняет достаточно сильные инфляционные ожидания.

Таким образом, стоит отметить, что при выборе антиинфляционной политики необходимо досконально изучать ее причины, социальный уровень, а затем определять инструменты по ее регулированию.

 

 

 

3 Результаты  антиинфляционной политики 

в Республике Беларусь

 

 

В функционировании экономики и характере антиинфляционной монетарной политики Беларуси с момента обретения ею государственное можно выделить четыре периода.

Первый период (1991-1994 гг.) характеризовался спонтанностью и отсутствием осознанной монетарной политики, вызванных глубоким экономическим шоком, который был обусловлен крушением единой системы централизованно-планового хозяйства Советского Союза и разрывом хозяйственных связей между республиками. Проводимая в этом периоде экономическая политика была подчинена приспособлению к новым условиям, решению задач преимущественно текущего момента. Хотя белорусский рубль был введен в обращение уже в 1992 г. и дефакто выполнял функции национальной валюты, тем не менее официальное его признание в этом качестве произошло лишь в конце 1994 г.

Возникшая в результате развала СССР открытость внутреннего рынка и связанная с этим объективная необходимость либерализации цен инициировали процесс рыночной корректировки глобальных ценовых пропорций, которые существенно отличались от ценовых пропорций в странах с рыночной экономикой. По сути, происходил первый этап ликвидации перекрестного субсидирования планово-убыточных отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность населения, за счет сырьевых отраслей-доноров, покрывающих убытки первых. Более того, в результате либерализации цен огромный отложенный спрос в виде сбережений населения, который при прежней системе не находил выхода на потребительском рынке из-за хронического дефицита, практически был ликвидирован.

Эти процессы вкупе с нарастанием политики монетарной экспансии обусловили гиперинфляцию в 1993-1994 гг., когда цены вырастали за год более чем в 20 раз. Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с71%в 1990 г. до7% в 1994 г., а обменный курс за тот же период девальвировался более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата в пересчете на доллары составляла 20-25 долл. [10, c. 2]

Второй период - ноябрь (1994 - 1996 г.г). В результате осуществленного комплекса стандартных антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244%, а в 1996 г. составил 39,1% (для сравнения: в 1994 г. - 1957%).

Изменение ситуации главным образом было обусловлено переходом к жесткой денежно-кредитной политике в последние месяцы 1994 г., которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, политике положительных реальных процентных ставок.

Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9%, а среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте достигла 100-105 долл. Однако не на долго в связи с усилением элементов административного регулирования хозяйственной деятельности предприятий с использованием денежной экспансии в целях поддержки реального сектора экономики.

Третий период – 1997 -1999 гг. В отличие от подавляющего большинства стран, в которых политика финансовой стабилизации подкреплялась активными институциональными реформами и приватизацией, в Республике Беларусь в вопросе реформирования отношений собственности заметных сдвигов не произошло. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними жесткий административный контроль. Ставка была сделана на их способность адаптироваться к новым условиям открытости экономики и рыночной конкуренции.

В 1996 г. в рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. был сформулирован новый стратегический курс, конечной целью которого определялась модель экономической системы, получившая название «социально ориентированная рыночная экономика».

В качестве трех основных приоритетов государственной экономической политики были приняты жилищное строительство, решение продовольственной проблемы и развитие экспорта. В процессе реализации этих приоритетов в рамках данного периода их государственная поддержка осуществлялась далеко не равноценно. Так, если жилищное строительство и агропромышленный комплекс постоянно пользовались эмиссионными льготными кредитами в ежегодно возрастающих объемах, то предприятия-экспортеры на протяжении более четырех лет косвенно субсидировали поставки критического импорта, неся убытки из-за режима множественности курсов и порядка обязательной продажи валютной выручки.

Идеи экономического роста как главной цели экономической политики, игнорирующая его качественные характеристики, неоправданная погоня за объемными показателями за счет гипертрофированной монетарной экспансии привели к раскручиванию инфляционно-девальвациониой спирали. В рассматриваемом периоде в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной массы в национальной валюте таблица 4. [16, c.2].

 

Таблица 4 – Показатели проводимой политики Республики Беларусь

Показатель

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

1. Индекс потребительских  цен, фактический, прирост за год, %

39,1

63,4

181,7

251,2

108

2. Прирост денежной базы, эмиссия:

         

млрд р

5,07

11,27

23,58

96,37

175

прирост за год, %

78,2

97,6

103,3

207,7

122,5


 

Именно в рамках этого периода были допущены наиболее существенные ошибки в экономической политике, приведшие к негативным деформациям в денежной сфере и нарушению макроэкономического равновесия.

Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня 350% за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6%. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3%.

Четвертый период (2000 - 2001 г.г) В 2000 г. произошел переход к более взвешенной умеренно-жесткой денежно-кредитной политике, характеризующейся достижениями по следующим позициям. Несмотря на допущенные отклонения денежно-кредитных параметров (кредитная эмиссия Национального банка, рост денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место ужесточение денежно-кредитной политики по сравнению с предыдущим годом, обеспечившее снижение темпов инфляции до 208% за год.

В результате ускоренной девальвации официального курс белорусского рубля к середине сентября 2000 г. был обеспечен выход на единый курс на всех сегментах валютного рынка. С ликвидацией множественности курсов.

Осуществленный комплекс мер обеспечил предпосылки для достижения в 2001г. финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 г. целевой параемтр инфляции по индексу потребительских цен был установлен на уровне 135-151% (или 2,5-3,5% в среднем за месяц). По итогам 2001 г. темпы роста ИПЦ составили 146,3% или 3,2% среднем за месяц. Таким образом, текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам в целом соответствуй признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные финансовые организации рассматривают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40%.

Существенное снижение темпов инфляции было достигнуто благодаря сохранению и укреплению позитивных тенденций, наметившихся в 2000 г.

Восстановление доверия населения и субъектов хозяйствования к национальной денежной единице, связанное с политикой положительных реальных процентных ставок и преимуществом доходности рублевых инструментов по сравнению с СКВ, инициировали динамичный рост срочных вкладов в банковской системе. [12, c. 223]

Анализ международного опыта показал, что реализация программ снижения инфляции, как правило, достигается значительно проще по сравнению с решением тех проблем, которые возникают в послестабилизационном периоде. В мировой практике нередки случаи, когда после достижения финансовой стабилизации экономика снова «сползает» в режим высокой инфляции либо сталкивается с валютно-финансовыми кризисами. Аналогичны сценарий имел место в Беларуси после реализации антиинфляционных мер в 1995-1996 гг., когда не удалось удержаться в завоеванных позициях. Одной из основных причин возобновления экспансионистской денежно-кредитной политики и связанного с ней нарастания темпов инфляции явилась государственная поддержка переформированных предприятий реального сектора, которые оказались не готовы самостоятельно выживать условиях рынка.

Так, на ряду с монетарной политикой проходила и государственная ценовая политика, рассмотрим основные ее этапы:

1. В период с 1990 по 1994 г. правительством проводилась политика  по широкомасштабному реформированию  системы цен. Принятые документы  носили ярко выраженный рыночный  характер. К концу 1994 г. только 8% потребительских  цен находились в сфере непосредственного  административного ценового регулирования. Постепенно создавались предпосылки  для развития и совершенствования правовой базы в области свободного рыночного ценообразования. Однако просчеты правительства области денежно-кредитной, валютной и финансовой политике привели к резкому росту цен, падению ВВП более чем на 30%, росту социальной напряженности в обществе. [29, c. 149]

2. В 1995 – середине 1996 гг. проводилась наиболее жесткая последовательная денежно-кредитная и валютная политика, что отразилось в замедлении темпов инфляции. Были приняты меры, направленные на либерализацию рынка жилищно-коммунальных услуг и повышение окупаемости затрат на их предоставление. В это же время начинается практика сдерживания цен на социально значимые товары и услуги, усиливается государственный контроль за ценообразованием на предприятиях.

3. С осени 1996 г. корректируются  ориентиры государственной ценовой  политики в Республике Беларусь. При этом они не были тесно  увязаны с другими макроэкономическими  целями. В 1997 г. правительство активизирует  стимулирование совокупного спроса  для роста ВВП через кредитную  эмиссию НБ. Проведение при этом  государственной ценовой политики, на сдерживание роста цен, становится  неблагоприятным по своим последствиям. Активное ограничение роста цен, особенно на потребительские  товары и услуги, в условиях  высокой инфляции и девальвации  национальной валюты ставит реальный  сектор экономики в тяжелые  финансовые условия, реальная рентабельность  становится отрицательной.

4. В 2001 г. государственная  ценовая политика претерпевает  значительные изменения в сторону  либерализации. Переход от политики  ограничений к либерализации ценообразования создает условия для снижения уровня инфляции и инфляционных ожиданий, выравнивания ценовых пропорций.

Необходимо отметить, что при проведении антиинфляционной политика того времени были допущены ошибки, но тем не менее десятилетие мероприятия способствовали выработке рабочих в наших условиях методов обуздания инфляции.

В белорусской экономике сегодня инфляция спроса проявляется следующим образом: спрос населения и субъектов хозяйствования не встречает требуемых по качеству отечественных товаров и изделий и вызывает повышенный спрос на импортные товары, что приводит к превышению спроса на валюту над ее предложением, из-за чего падает валютный курс и, вместе с ним, растут рублевые цены на импортные факторы производства, которые, в свою очередь, через инфляцию издержек повышают цены на отечественные, в том числе и потребительские товары.

Инфляция издержек или затратная инфляция – есть рост цен, вызванный увеличением стоимости факторов производства (ресурсов, труда, капитала).

Стоимость факторов производства в белорусских условиях растет:

во-первых, из-за падения курса и повышения рублевых цен на импортные факторы производства (в первую очередь сырье, материалы, комплектующие);

во-вторых, из-за постоянного повышения долларовой стоимости импортного сырья и энергии (нефти и газа);

в-третьих, из-за того, что ставки заработной платы растут быстрее, чем производительность труда. Точнее, заработная плата упала меньше, чем производительность труда (фактор избыточной рабочей силы);

в-четвертых, из-за высокой стоимости капитала – ставка рефинансирования учитывает инфляцию, но инфляционный налог на оборотные средства не позволяет иметь адекватную рентабельность.

Столкнувшись с ростом стоимости факторов производства, производители пытаются «передать дальше» возросшие затраты, назначая (в белорусских условиях добиваясь у Министерства экономики) более высоких цен. В этой цепи повышений цен начинают производственные цены, что в дальнейшем неизбежно влечет рост потребительских, а в случае их регулирования влечет убыточность производства таких товаров.

Ситуация усугубляется отсутствием внутренней конкуренции даже по многим товарам массового спроса. А как только цены упираются в мировые, и субъекты хозяйствования выходят на нулевую и отрицательную рентабельность, они провоцируют рынок на девальвацию. Опережающая девальвация номинального курса по сравнению с паритетным ослабляет конкуренцию иностранных товаров. Последнее, с одной стороны, защищает отечественных товаропроизводителей и стимулирует экспорт, а с другой не создает иностранного конкурента местным товарам, т. е. стабильного потолка цен.

Информация о работе Анализ методов регулирования в странах с переходной экономикой