Анализ и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка безалкогольной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Безалкогольный напиток — это напиток, не содержащий алкоголя. Безалкогольные напитки зачастую газируются и обычно потребляются холодными. Наиболее часто употребляемые безалкогольные напитки — это сок, кола, газированная вода, холодный чай, сладкий чай, зелёный чай, лимонад и пунш. Квас также считается безалкогольным напитком, хотя и может содержать до 1,2% спирта.
Особой популярностью на рынке России в последнее время пользуются безалкогольные напитки – за счет своей способности утолять жажду, радовать потребителей приятным вкусом и не оказывать вредного влияния на человеческий организм.

Вложенные файлы: 1 файл

Bezalkogolnye_napitkiii.docx

— 365.19 Кб (Скачать файл)

 

2.5. Экспорт и импорт безалкогольных напитков из России

 

Крупнейший в мире производитель безалкогольных напитков американская Coca-ColaCompany в первом квартале 2014 года увеличила продажи в России на 6% благодаря реализации маркетинговых программ, посвященных Олимпийским играм в Сочи, говорится в материалах компании. Наиболее активный рост в России показал бренд Coca-Cola, продажи которого за три месяца выросли на 9%. В целом по миру продажи выросли на 2%, особенно на развивающихся рынках: в Китае — на 12%, в Индии — на 6%, в Бразилии — на 4%. Продажи в Японии увеличились на 3%, в Австралии — на 1%. На "домашнем рынке", в США, объем продаж не изменился по сравнению с предыдущим кварталом.

Крупнейший в мире производитель безалкогольных напитков Coca-Cola отчитался о квартальной выручке, превысившей ожидания аналитиков.

Так, выручка в первом квартале оказалась на уровне $10,58 млрд, тогда как в среднем прогнозировалось $10,55 млрд. Скорректированная прибыль, в свою очередь, составила 44 цента на акцию и совпала с ожиданиями рынка.

Чистая прибыль в рассматриваемом периоде уменьшилась с $1,75 млрд или 39 центов на бумагу годом ранее до $1,62 млрд или 36 центов на акцию.

Стоит отметить, что компания заявила о планах по обратному выкупу акций в 2014 году на общую сумму $2,5-3 млрд.

Крупнейшим поставщиком минеральной и газированной воды в Россию на протя-жении последних лет была Франция. По предварительным данным, ее доля в структуре импорта в 2011 составляла 44%. Вторым значимым экспортером минеральной воды в Рос-сию является Италия - 34,2%. Воды, содержащие добавки или другие подслащивающие вещества, поставляют на российский рынок Корея - 30%, Украина - 20,3% и Австрия - 11%.

Прохладительные напитки на российском рынке почти полностью реализуются через внутреннюю торговлю. В 2008-2012 гг доля экспорта составляла меньше 1% от спроса. По оценкам BusinesStat, в ближайшие пять лет структура спроса не изменится.

За 2008-2012 гг предложение прохладительных напитков на российском рынке увеличилось на 25,2%. Наибольший вклад в предложение вносит внутреннее производство. В рассматриваемом периоде доля производства продукции в структуре предложения составляла в среднем 86,4%. За аналогичный период доля импортных поставок прохладительных напитков в страну составляла в среднем 1,2%.

В отчете отдельно представлены данные по крупнейшим производителям прохладительных напитков: Московский пиво-безалкогольный комбинат Очаково, Дека, Вимм-Билль-Данн, Бородино, пивоваренная компания Балтика, Букет Чувашии, Курский квас, Фонте Аква, Булгарпиво, Вятич, Бочкаревский пивоваренный завод, Пищекомбинат, Кардымовскиймолочноконсервный комбинат, Дакгомз, Родник и К и др.

Приведены данные по крупнейшим производителям безалкогольных напитков: ВБД напитки, Карачинский источник, фирма Меркурий, Нестле ВотерКулерс Сервис, Прогресс, Ундоровский завод минеральной воды Волжанка, компания Чистая вода, Висма-Архыз, фирма Аква-Дон, МПБК Очаково, Висма, Кавминводы, Эдельвейс Л, Фонте Аква и др.

Импорт минеральной воды,по итогам 2012 года, составил 71,2 млн литров, превысив результат 2011 года на 14,8%. В течение года динамика ввоза была довольна нестабильной, но можно отметить повышение активности импортеров со второй половины весны и снижение объемов поставок к концу осени.

Подобная картина наблюдается и в импорте газированных прохладительных напитков, объем ввоза которых в 2012 году составил почти 34 млн литров, что оказалось выше предыдущего 2011 года на 14,9%.Более 44,3% воды, поступившей на территорию нашей страны, было разлито на предприятиях Франции.

Однако отметим, что доля французских производителей сократилась на 2,4% по сравнению с 2011 годом. На втором месте в рейтинге стран-производителей расположилась Армения с долей импорта в 15,1%, при этом ее доля увеличилась на 2,2%. Замыкает тройку лидеров Италия, предприятия которой обеспечили 11,6% импорта воды. Производители из Словении смогли получить 7,5%. Далее следуют Германия, Словакия, Украина, Чехия и Финляндия – совокупная доля этих стран-импортеров составила 13,1%. Оставшиеся 8,4% поделили между собой еще порядка 37 стран. 
В сегменте лимонадов, по итогам 2012 года, лидером является Корея, доля которой составила 61,4% импорта в натуральном выражении.

Стоит отметить, однако, что за год эта страна-импортер растеряла 12% своей доли. При этом на 4% сократился и объем поставок корейских напитков. На втором месте расположилась Украина, на долю которой пришлось 19,6% всего импорта. Грузинские производители обеспечили 6,6% импорта лимонадов, увеличив свое присутствие на рынке за год почти на 6% за счет 10-кратного роста объемов поставок. Если в 2011 году в Россию поступило чуть более 200 тысяч литров газировки родом из Грузии, то в 2012 году объем импорта грузинских прохладительных напитков составил 2,2 млн литров. Далее расположились Бельгия, Великобритания, Армения и Финляндия – на долю этих стран-импортеров приходилось от 2,9 до 1,3% поставок. Оставшиеся 5% поделили между собой еще порядка 25 стран.

Лидером среди производителей минеральной воды, ввозимой на территорию России, является французский гигант NestleWaters, которому принадлежат такие бренды, как Perrier, Vittel, Vitalitos и Contrex. Компания занимает почти четверть – 24,6% – всего объема импорта. На втором месте располагается еще один представитель Франции – SocieteAnonymeDesEauxMineralsD’Evian, являющийся дочерней компанией Danone. Этому производителю принадлежит 16,8% импорта. На российском рынке компания предлагает минеральную воду премиум-класса Evian. Замыкает тройку лидеров представитель Армении ЗАО «Джермук Групп» с 10,2%, основу импорта которого составляет одноименная минеральная вода. Далее расположилась словенская компания DrogaKolinska, на долю которой пришлось 7,3%. Фирма занимается производством лечебной воды Donat MG. На пятом месте находится итальянский представитель компании S.Pellegrino, торговые марки которого – S.Pellegrino и AcquaPanna – заняли также 7,3% в общем объеме импорта. Еще около 170 производителей поделили между собой оставшиеся 33,8%.

Бесспорным лидером среди производителей импортируемых в Россию газированных прохладительных напитков является корейская компания LotteChilsungBeverageCo., Ltd. (основная часть импорта поступает в Приморский край, а потом расходится по стране). По итогам 2012 года, на долю этой компании пришлось 57,2% всего импорта. Годом ранее, однако, доля данного производителя была намного внушительней, составив 70% в натуральном выражении. LotteChilsungBeverageCo. поставляет на российский рынок в основном такие напитки, как Milkis и Pepsi-Cola (в августе 1976 года компания заключила контракт с компанией Pepsi-Cola на производство и продажу одноименного напитка). На втором месте расположилось ЗАО «Эрлан» – украинское предприятие, поставляющее на наш рынок лимонады под ТМ «Биола». В 2012 году на долю «Эрлан» пришлось 11,2% общего объема ввезенных газированных напитков. Замыкает тройку лидеров еще один представитель Украины – ЗАО «Оболонь» с долей 7,8%. Основу импорта этого производителя составляет газированный сокосодержащий напиток «Живчик». Далее следуют такие компании, как HaitaiBeverageCo., Ltd, Lomisi JSC и Coca-ColaCompany (их доли составили от 3,9 до 3,3%) и еще около 80 предприятий.

Основным видом прохладительных напитков, ввозимым в Россию, являются лимонады и колы. В 2008-2012 гг их средняя доля в объёме импорта составляла порядка 79,1%. Преобладание этой категории прохладительных напитков над прочими объясняется популярностью и известностью лимонадов и кол среди покупателей. Такие виды прохладительных напитков, как холодные чаи и молочные напитки во многих регионах России всё ещё малоизвестны и не пользуются большим спросом.

Без сомнения, среди факторов влияния на российский рынок соков особое место занимает вхождение России в ВТО. Присоединение поможет России выйти из «дискриминационного статуса», обеспечит доступ на экспортные рынки высокотехнологичных товаров, изменит баланс экономики в сторону уменьшения зависимости от экспорта одних только энергоносителей и т. д. Однако мнение экспертов о возможном влиянии этих изменений на отдельные отрасли экономики РФ разняться. Ряд экспертов даже говорят о том, что подешевевший импорт просто раздавит отдельные сектора нашей промышленности, например, сельское хозяйство или автомобильный сектор.

Экспорт минеральной воды, по итогам 2012 года, составил 24,7 млн литров, что выше результатов 2011 года на 33%. Как и в случае с импортом, в течение года динамика продаж воды за рубеж нестабильна, пиковым месяцем является май, а дальше наблюдаются то падение, то рост.

Однако стоит отметить, что экспорт во второй половине 2012 года вел себя более ровно, чем в тот же период, но годом ранее. Лимонадов за границу в прошлом году было отправлено меньше, чем минеральной воды – около 15 млн литров. Однако этот результат в 1,6 раза превышает итог 2011 года. Динамика экспорта также нестабильна – рост сменяется падением и наоборот.

Основными покупателями минеральной и питьевой воды, экспортируемой российскими предприятиями, являются страны ближнего зарубежья. Бесспорным лидером здесь стала Украина, на долю которой, по итогам 2012 года, пришлось 44% всего объема продаж.

На втором месте – Азербайджан с долей в 14,4%. Далее следуют Монголия, Абхазия, Туркмения, Молдавия и Эстония (на долю этих стран приходилось от 10,7 до 2,7% экспорта) и еще около 40 стран.

Газированные прохладительные напитки из России наиболее популярны также на Украине, куда в 2012 году ушло 34,4% всего экспорта лимонадов.

В городе Боровичи, являющемся вторым по величине в Новгородской области, в котором проживают без малого 56 тыс. человек, на прилавках крупных магазинов больше не найти популярных газированных напитков Coca-Cola и Pepsi. Местные предприниматели внимательно следят за событиями на Украине и крайне недовольны вмешательством США в дела соседей, а также санкциями, которые вводят западные страны против российских чиновников.

Coca-Colahbc в 2013 году увеличила продажи в РФ на 5% Coca-ColaHellenicBottlingCompany, эксклюзивный боттлерCoca-Cola в России, СНГ и странах Европы, в 2013 году увеличила продажи в России на 5%. По итогам 2013 года ее продажи в России составили 388 млн условных кейсов, что на 5% выше показателя 2012 года. Россия продолжает оставаться лидером среди 28 стран группы. Четвертый квартал 2013 года стал девятым кварталом подряд, в котором Coca-Cola HBC увеличивает объем продаж в РФ. Рост продаж наблюдался во всех ключевых категориях, кроме категории «вода». Как считают в компании, положительное влияние на рост продаж оказала маркетинговая кампания по поддержке Олимпийских игр в Сочи, новогодние и рождественские акции. В результате бренд Coca-Cola в четвертом квартале 2013 года показал 10%-ный рост.

Грузинская компания ООО SairmeMineralWaters (SMW), производитель минеральной воды «Саирме», намерена до конца 2013 года импортировать в Россию до 1 млн литров своей продукции. Первая партия минеральной воды «Саирме» объемом в количестве более 200 тысяч литров ввезена в Россию. Основная задача SMW на российском рынке до конца 2013 года - построение системы дистрибьюции. В 2014 году предусматривается увеличение объема продаж на этом рынке в несколько раз - до 30% своих экспортных поставок. Роспотребнадзор 24 мая выдал компании SairmeMineralWaters свидетельства о государственной регистрации (СГР) в Таможенном союзе двух видов продукции компании - минеральной воды «Саирме» и родниковой воды «Родники Саирме». Поставки «Саирме» в Россию осуществляются в Москву, Санкт-Петербург и Владикавказ, где находятся логистические центры импортеров.

В 2013 году Грузия возобновила поставки минеральной воды «боржоми» в РФ после многолетнего перерыва. 22 мая две фуры грузинской минеральной воды «Боржоми» оформили на Мамонтовском таможенном посту Московской областной таможни Центрального таможенного управления.

 

 

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 
КОНЪЮНКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА

 

 

3.1. Конъюнктура рынка безалкогольных напитков: методика анализа и прогноза

 

Изучение и прогнозирование конъюнктуры – одно из важных направлений анализа рынка. Конъюнктура – современное состояние экономики в целом, отдельной отрасли или конкретного товарного рынка.

Термин «конъюнктура» происходит от средневекового латинского conjuncture (лат. conjungo — связываю, соединяю) и означает сложившуюся обстановку, создавшееся положение, временную ситуацию в какой-либо области общественной жизни, например «международная конъюнктура».

Конъюнктура экономическая — конкретные условия процесса воспроизводства на каждый данный момент. В основе формирования и изменения конъюнктуры лежат главным образом факторы, определяющие движение цен, ценных бумаг, размеров производства, занятости и др.

Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.

Понятие рыночной ситуации включает:

• степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);

• сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции развития рынка;

• уровень устойчивости или колебаний основных параметров рынка;

• масштабы рыночных операций и степень деловой активности;

• уровень коммерческого (рыночного) риска;

• силу и размах конкурентной борьбы;

• положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

Главная цель изучения конъюнктуры рынка — определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации. Оценки состояния рынка способны варьировать от отметки, «ясно» до отметки «шторм»; и носят информационно-предупреждающий характер как для предпринимателей, так и для органов управления.

Основные показатели конъюнктуры.Все факторы формирования и развития конъюнктуры находят свое выражение в определенных показателях. Эти показатели дают возможность соизмерить состояние экономики в целом или ее отдельных отраслей. Круг показателей конъюнктуры изменяется в зависимости от объекта исследования: от того, проводится ли анализ конъюнктуры глобальной экономики или экономики отдельной страны, отдельной отрасли или отдельного рынка.

Информация о работе Анализ и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка безалкогольной продукции