Анализ и обоснование направлений повышения экономической эффективности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 01:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является разработка практических рекомендаций по повышению экономической эффективности деятельности организации и укреплению его конкурентных позиций.
Объектом исследования является филиал Жлобинский хлебозавод республиканского унитарного производственного предприятия хлебопекарной промышленности «Гомельхлебпром».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность, подходы к оценке экономической эффективности деятельности организации
1.1 Эффективность и интенсификация деятельности организации: сущность, взаимосвязь и значение в повышении конкурентоспособности организации
1.2 Методические подходы анализа экономической эффективности организации
2 Комплексный анализ эффективности деятельности РУПП ХП «Гомельхлебпром» филиала Жлобинский хлебозавод
2.1 Социально-экономическая характеристика деятельности филиала Жлобинский хлебозавод
2.2 Анализ торгово-производственной деятельности филиала Жлобинский хлебозавод
2.3 Анализ интенсивности использования ресурсов филиала Жлобинский хлебозавод
3 Пути и резервы повышения экономической эффективности деятельности РУПП ХП «Гомельхлебпром» филиала Жлобинский хлебозавод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕ ГОТОВОЕ на 08.06.2010 года.doc

— 1.73 Мб (Скачать файл)

Проектная мощность завода составляет 50 т/сутки хлебобулочных изделий в ассортименте и 300 кг/сутки кондитерских изделий. Хранение муки на заводе бестарное. В основном все процессы на заводе механизированы. Фактически со дня пуска начали модернизацию оборудования и механизацию трудоемких процессов, внедрение новых технологий, увеличение мощностей завода.

В настоящее время  на филиале продолжается работа над освоением новых видом хлебобулочных и кондитерских изделий малого развеса, с зерновыми добавками, с применением нетрадиционных видов сырья, фасолевой муки, карамельной массы и так далее, а также планируется освоить выпуск баранок, бубликов, печенья, пряников, сухарей, добиться выпуска макаронных изделий европейского качества.

Филиал Жлобинский хлебозавод имеет линейно-функциональную структуру управления (приложение А). Директор обеспечивает выполнение планов деятельности филиала; заключает договора; производит наем и увольнение работников в соответствии с законодательством Республики Беларусь; издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации; утверждает штаты унитарного предприятия; определяет условия труда и т.д.

Для обеспечения задач, поставленных перед организацией, в подчинении директора имеются: служба главного инженера, экономическое бюро, бухгалтерия, технологические и производственные службы, сбытовое и торговое отделение. В подчинении у директора филиала находятся: главный инженер, главный бухгалтер, начальник планово-экономического бюро, начальник сбыта и торговли, начальник производственно-технологической лаборатории, начальник производства.

На приведенной далее  схеме представлены основные группы продукции, выпускаемой Жлобинским хлебозаводом (рисунок 4).

Основные цеха филиала  Жлобинский хлебозавод:

1) хлебобулочный цех  специализируется на выпуске: 

  • хлебов подовых и формовых (ржаных, пшеничных, заварных, диетических, диабетических, бездрожжевых, на жидких и густых заквасках, с зерновыми посыпками и добавками);
 

Хлеба

 

 

Формовые

 

подовые

   

Ржаные

Заварные

Ржано-пшеничные

 

заварные 

ржано-пшеничные

Булочные изделия

 
     

Группа батонов

Диетические изделия

Группа сдобных изделий

     
 

Кондитерские изделия

(основное производство)

 

 

торты

(дополнительное производство)

 

пирожные

     

мучные сладости

печенье

макаронные изделия

     

сахарные сладости

   

 

Рисунок 4 – Схема основных групп продукции, выпускаемой филиалом Жлобинский хлебозавод

Источник: собственная разработка на основании данных филиала Жлобинский хлебозавод.

 

  • батонов и белобулочных изделий (диетических, диабетических, сдобных, с зерновыми посыпками и добавками);
  • мелкоштучные белобулочные изделия (пироги, булочки, хлеба для тостов, сухари)
  • сухари панировочные

Среднегодовой выпуск хлебобулочной  продукции составляет 6362,5 т.

2) кондитерский цех  специализируется на выпуске: 

  • тортов и пирожных (удельный вес пирожных в группе составляет около 30%);
  • сладостей сахарных;
  • сладостей мучных;
  • печенье;
  • кисель.

Среднегодовой выпуск кондитерских изделий составляет 86,5т.

Сущность товарной политики филиала Жлобинский хлебозавод заключается в формировании ассортимента продукции, который бы наиболее полно удовлетворял потребности рынка. Основной задачей является бесперебойное обеспечение потребителей качественной и свежей продукцией. В настоящее время хлебозавод выпускает более 100 наименований хлебов, более 150 наименований белобулочной продукции и около 200 наименований кондитерских изделий. Товарный ассортимент делится на группы:

  • хлеба, состоят из хлебов формовых и подовых, диетических и диабетических, заварных на густых и жидких заквасках, бездрожжевых хлебов;
  • белобулочные изделия состоят из – батонов и булок, сдобных изделий, мелкоштучных изделий, изделий с посыпками и зерновыми добавками;
  • кондитерские изделия представлены тортами (весовыми, заказными, порционными), пирожными (заварными, нарезными формовыми), сладостями мучными (бабы, рулеты, бисквиты), сладостями сахарными (щербет, лукум, карамельная масса) и.т.д.

Можно сделать вывод, что филиал Жлобинский хлебозавод выпускает очень широкий ассортимент продукции, с учетом потребностей покупателя. 

При вводе новой продукции  в производство издается приказ о  вводе опытной партии, в котором  оговаривается допустимый объем выпуска продукции в натуральном выражении. Опытная партия продукции может находиться в производстве не более полугода, если продукция проходит «испытание временем», то цена на нее подлежит регистрации в Департаменте по хлебопродуктам Минсельхозпрода. Цены всей системы Хлебпрома регулируются Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. На хлебобулочную продукцию действуют предельные цены за 1 кг. Под предельные цены не подпадает диетическая и диабетическая продукция, а также сдобные изделия.

Ежемесячно цены корректируются на коэффициент инфляции, но только на ту продукцию, которая не превышает предельно допустимую цену, о чем издается приказ по организации.

Для осуществления производственного  процесса важным условием является бесперебойное обеспечение сырьем и материалами, необходимыми в работе. Для этого филиалом заключены договора на поставку сырья и материалов более чем с 250 организациями и фирмами Республики Беларусь. На приобретаемое сырье и материалы проводится установленная законодательством процедура закупки, оформляется конкурентный лист.

Практически вся продукция  реализуется в Жлобине и Жлобинском районе согласно заключенным договорам. Но, в последние 3-4 года в Жлобин и  район поставляет продукция хлебозаводов г. Минска, г. Гомеля,                   г. Рогачева, а также частных пекарен  (д. Пиревичи, ИП «Парус»). Для недопущения потери объемов реализации филиалом были заключены договора на поставку хлебобулочной и кондитерской продукции в г. Чечерск и Чечерский район, г. Буда-Кошелево и район, г. Гомель. Кроме того, в г. Минске совместно со Жлобинским мясокомбинатом филиалом был открыт магазин по продаже собственной продукции. Каждую неделю организуется выездная торговля на рынки Российской Федерации (г. Брянск, г. Клинцы)

Филиал Жлобинский хлебозавод считает очень важным организацию  системы товародвижения, направленной на работу непосредственно с потребителями, минуя посреднические структуры. Как результат рост количества заключенных договоров на поставку продукции, кроме того, ежегодно расширяется сеть фирменных торговых организаций филиала. Филиал Жлобинский хлебозавод уделяет особое внимание рекламе выпускаемой продукции: участвует в выставках, организует дегустации, рекламирует выпуск продукции через средства массовой информации.

Рассмотрим технико-экономические  показатели деятельности организации в таблице 6 на основании данных приложения к бухгалтерскому балансу № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2007 – 2009 гг. (приложение Д, Е, Ж), форма № 1-т (пром) «Отчет по труду» за 2007 – 2009 гг. (приложение З, И, К), форма № 11 «Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов» за 2007 – 2009 гг. (приложение Л, М, Н).

Представленные данные свидетельствуют  об увеличении в 2009 году по сравнению с 2007 годом выручки от реализации продукции на 5626 млн р., или на 41,6%, и по сравнению с 2008 годом – на 2941 млн р., или на 18,7%.

Себестоимость реализованной  продукции увеличилась в 2009 году по сравнению с 2007 годом на 5274 млн  р., или на 40,91%, и по сравнению с 2008 годом на 2848 млн р., или на 18,59%. Так, в 2009 году затраты на производство и реализацию продукции составили 181657 млн р., увеличившись по сравнению с 2007 годом на 5274 млн р. и 2008 годом - на 2848 млн р.

В 2009 году по сравнению с 2008 годом темп роста выручки от реализации оказался ниже темпа роста себестоимости реализованной продукции на 0,42%, что и предопределило снижение полученной прибыли от реализации. Прибыль от реализованной продукции в 2009 году составила 964 млн р., что на 93 млн р. (10,68%) больше чем за 2008 год,  352 млн р. (57,52%) больше, чем за 2007 год (рисунок 5).

Для оценки эффективности работы филиала  Жлобинский хлебозавод недостаточно использование  показателя прибыли, поскольку наличие  прибыли не означает, что организация эффективно использует все свои ресурсы. Уровень рентабельности как раз и показывает, насколько эффективно были использованы ресурсы организации для достижения полученного размера прибыли.

 

Таблица 6 – Основные экономические показатели филиала Жлобинский хлебозавод за 2007-2009 гг.

 

Показатели

Годы

Отклонение +/-

Темп роста, %

2007

2008

2009

2008 г. 

от 2007 г.

2009 г. 

от 2007 г.

2009 г.

 от 2008 г.

2008 г.

к 2007 г.

2009 г.

к 2007 г.

2009 г. к 2008 г.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), млн р.

13503

16188

19129

2685

5626

2941

119,88

141,66

118,17

Себестоимость реализованной  продукции, млн р.

12891

15317

18165

2426

5274

2848

118,82

140,91

118,59

Прибыль от реализации, млн р.

612

871

964

259

352

93

142,32

157,52

110,68

Рентабельность продаж, %

4,53

5,38

5,04

0,85

0,51

-0,34

-

-

-

Численность промышленно - производственного персонала, чел.

230

231

232

1

2

1

100,43

100,87

100,43

Производительность труда, млн р.

58,71

70,08

82,45

11,37

23,74

12,37

119,37

140,44

117,66

Фонд заработной платы, млн р.

1960,2

2334,7

2791,2

374,5

831

456,5

119,11

142,39

119,55

Среднегодовая заработная плата работника, млн р.

8,52

10,11

12,03

1,58

3,51

1,92

118,59

141,17

119,04

Среднегодовая стоимость основных средств, млн р.

9684

10738

11599

1054

1915

861

110,88

119,77

108,02

Фондоотдача, руб.

1,39

1,51

1,65

0,11

0,26

0,14

108,12

118,28

109,40


Источник: собственная разработка на основании данных филиала Жлобинский хлебозавод. 

 

 

Рисунок 5 – Основные финансово – экономические показатели деятельности филиала Жлобинский хлебозавод за 2007 – 2009 гг.

Источник: собственная разработка на основании данных филиала Жлобинский хлебозавод.

 

Вследствие увеличения производства и выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг рентабельность продаж филиала Жлобинский хлебозавод увеличился в 2009 году по сравнению с 2007 годом 0,51 % и снизилась по сравнению с 2008 годом на 0,38 % и составила 5,04 %.

Численность работающих в 2009 году по сравнению с 2007 году увеличилась на 2 человек и в 2008 году – увеличилась на 1 человека и составила 232 чел. При этом отмечается увеличение производительности труда работников. Так, производительность труда в 2009 году составила 82,45 млн руб., что на 23,74 млн р. больше показателя 2007 года, или на 40,44%; что на 12,37 млн р. больше показателя 2008 года или на 17,66%. Достаточная численность позволяет в полной мере реализовать программу организации по получению необходимой суммы прибыли. Большое значение имеет уровень квалификации торговых работников, их умение быстро и четко обслужить покупателей, правильно закупить товары и т.д.

Отметим, что 2009 году по сравнению с 2007 годом и 2008 годом темпы роста среднегодовой заработной платы работников выше темпов роста производительности их труда, что свидетельствует о нецелесообразности использования фонда заработной платы и проводимой политики филиала в области материального стимулирования работников (рисунок 6).

Среднегодовая заработная плата работника  организации в 2007 года составляла 8,52 млн р., а в 2009 г. - уже 12,03 млн р., т.е. на 3,51 млн р. больше. Таким образом, средняя среднемесячная заработная плата работника увеличилась с 710,0 тыс. руб. (8,52:12*1000) до 1002,5 тыс. руб. (12,03:12*1000). Среднегодовая заработная плата работника в 2008 года составляла 10,11 млн. руб., а в 2009 г. - уже 12,03 млн. руб., т.е. на 1,92 млн. больше. Таким образом, средняя среднемесячная заработная плата работника по организации увеличилась с 842,5 тыс. руб. (10,11:12*1000) до 1002,5 тыс. руб. (12,03:12*1000).

За анализируемый период не произошло обновление парка оборудования. Однако рост эффективности производства происходил за счет более эффективного и полного использования производственной мощности организации, т.к. фондоотдача основных производственных фондов в 2009 г. составляет 1,65 млн р., что больше на 0,26 р. за 2007 года (18,28%), что больше на 0,14 р. по сравнению с 2008 годом (9,40%)

Финансовое состояние филиала  характеризует его финансовые отношения с государством и другими субъектами хозяйствования, а также способность финансировать свою деятельность.

Информация о работе Анализ и обоснование направлений повышения экономической эффективности организации