Анализ и обоснование направлений повышения экономической эффективности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 01:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является разработка практических рекомендаций по повышению экономической эффективности деятельности организации и укреплению его конкурентных позиций.
Объектом исследования является филиал Жлобинский хлебозавод республиканского унитарного производственного предприятия хлебопекарной промышленности «Гомельхлебпром».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность, подходы к оценке экономической эффективности деятельности организации
1.1 Эффективность и интенсификация деятельности организации: сущность, взаимосвязь и значение в повышении конкурентоспособности организации
1.2 Методические подходы анализа экономической эффективности организации
2 Комплексный анализ эффективности деятельности РУПП ХП «Гомельхлебпром» филиала Жлобинский хлебозавод
2.1 Социально-экономическая характеристика деятельности филиала Жлобинский хлебозавод
2.2 Анализ торгово-производственной деятельности филиала Жлобинский хлебозавод
2.3 Анализ интенсивности использования ресурсов филиала Жлобинский хлебозавод
3 Пути и резервы повышения экономической эффективности деятельности РУПП ХП «Гомельхлебпром» филиала Жлобинский хлебозавод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕ ГОТОВОЕ на 08.06.2010 года.doc

— 1.73 Мб (Скачать файл)

Для выяснения сущности экономической эффективности, определения  ее критерия и показателей необходимо выяснить различие содержания понятий «эффект»  и «эффективность».

Эффект - абсолютная величина, обозначающая результат какого-либо процесса. Под экономическим эффектом понимается результат труда, направленный на производство материальных благ. Эффективность характеризует соотношение результата к ресурсам или затратам, обеспечивающим получение результата.

Показателями  эффекта производства являются:

1. выручка от реализации  продукции (работ, услуг), представляющая  собой сумму произведенной и  реализованной продукции в отпускных  ценах производителя

2. прибыль от реализации  продукции, которая рассчитывается  по следующей формуле:

 

 

(2)


 

где Пр – прибыль от реализации, р.;

       В – выручка от реализации за минусом налогов и отчислений из выручки, р.;

      С – себестоимость реализованной продукции, р.

 

3. прибыль отчетного  периода рассчитывается   

 

Поп =

,

(3)


 

где Поп – прибыль отчетного периода, р.;

       Пр – прибыль от реализации продукции, р.;

       Пвд – прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, р.;

       Под - прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, р.

 

Показатели эффекта  могут выражаться не только в стоимостном  выражении, но и в натуральном выражении.

Сущность эффективности  как экономической категории  состоит не только в относительных  величинах между результатами и  затратами, а также в самих отношениях по поводу производства, распределения и обмена, для достижения поставленной цели – получение полезного эффекта.

Выделяют следующие  виды эффективности:

  • народнохозяйственная эффективность, отражающая интерес государства характеризует результативность использования экономических ресурсов. К основным показателям можно отнести фондоотдача, производительность труда, ресурсоотдача и т.д.
  • хозрасчетную эффективность, представляющую интерес субъекта хозяйствования и характеризующую отношение прибыли к использованным ресурсам и затратам. Показатели ее оценки представлены системой показателей рентабельности (продаж, затрат, основных и оборотных средств, ресурсорентабельность и т.д.),

Анализ взаимосвязи  народнохозяйственной и хозрасчетной эффективности позволяет вскрыть механизм действия экономической эффективности в процессе оптимизации процесса воспроизводства. Рост хозрасчетной эффективности вызывает рост народнохозяйственной эффективности.

  • экономическую эффективность, которая проявляется через сопоставления результата  (выручка от реализации) к использованным ресурсам и затратам и характеризует получение максимально возможного результата при наименьших затратах
  • социальная эффективность, характеризующая степень удовлетворения потребностей обслуживаемого населения. Показателями социальной эффективности является качество обслуживания, расширение ассортиментного перечня

Цель повышения эффективности  различается с позиции оценки

  • со стороны общества - эффективность проявляется в удовлетворении материальных и социальных потребностей общества
  • интерес организации заключается в получении необходимой прибыли
  • работники заинтересованы в повышении эффективности для обеспечения достойного уровня заработной платы.

Экономическая эффективность ¾ это результативность производства или совокупная экономия живого и овеществленного труда.

Критерий экономической  эффективности ¾ создание максимума экономического эффекта при данных ресурсах производства или максимальная экономия труда при таких же ресурсах для наиболее полного удовлетворения сложившихся общественных потребностей.

Экономический эффект заключается в создании массы товаров, реализация которой обеспечит получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства.

Социальная эффективность ¾ результативность производства или экономия затрат, обеспечивающая удовлетворения потребностей населения. Проявляется через качество обслуживания, экономию времени на покупку товаров, расширение предоставляемых услуг и т.д.

Показателями социальной эффективности являются:

  • повышение уровня жизни населения - рост заработной платы, реальных доходов работающих, уровня обеспеченности населения жильем, медицинским обслуживанием, повышением образовательного, профессионального и культурного уровня работников;
  • масштабы свободного времени и рациональность его использования;
  • условия  и  содержание труда,  его  монотонность,  доля тяжелого труда, сокращение травматизма;
  • состояние среды обитания человека и влияние производства на экологическую обстановку в стране, регионе, городе, поселке.

Критерий социальной эффективности ¾ создание максимума социального эффекта при данных ресурсах производства, или максимальная экономия труда при данной массе  социального эффекта.

Социальный эффект  представлен в виде совокупности материального благосостояния населения (или работников) и социального  развития человека в процессе труда.

Понятия экономической  и социальной эффективности тесно  связаны между собой. Рост экономической  эффективности ведет к росту  эффективности социальной. Поэтому можно выделить социально-экономическую эффективность, представляющую результативность производства или экономию затрат, направленную на получение прибыли и удовлетворение потребностей населения.

Эффективность производства  характеризует получение результата с учетом рационального использования ресурсов и затрат. Результатом могут выступать: создание нового образца продукта, повышение конкурентоспособности товара,  увеличение количества новых изделий,  расширение перечня выпускаемых товаров.

Социальная эффективность  производства выражается в создании продукта, наиболее полно удовлетворяющем потребности рынка.

В случае достижения социально-экономической  эффективности производства организация обеспечивает экономический рост, финансовую устойчивость, укрепление конкурентных позиций в регионе и возможность дальнейшего существования.

Показатели оценки организации можно разделить на 4 группы:

  1. показатели оценки организации на финансовых рынках (рыночная стоимость организации);
  2. финансовые показатели (рентабельность активов, инвестиций, продаж, производства);
  3. нефинансовые показатели ¾ это показатели, характеризующие отношение с клиентами,  инновации, качество инфраструктуры, удовлетворенность и т.д.;
  4. затратные показатели характеризуют стоимость производства, расходы реализации и т.д.

Требования, предъявляемые  к показателям эффективности:

  1. минимальное количество показателей.
  2. полезность для прогнозирования.  Нефинансовые показатели должны предсказывать прогнозные значения финансовых показателей.
  3. всеобъемлющий  характер. Показатели эффективности должны находится во взаимосвязи, отражающей результаты труда с затратами и ресурсами, используемые для их достижения.
  4. стабильность. Показатели не должны меняться, для оценки эффективности использования каждого из видов ресурсов и затрат применяется соответствующая система показателей на всех уровнях.
  5. совместимость. Показатели эффективности должны быть соизмеримы во времени, отражать целостность измеряемого объекта (показатели эффекта соотносятся к сумме используемых затрат и примененных ресурсов  для достижения этого результата).

Существуют проблемы оценки эффективности организации:

  1. временной лаг измерения показателей. При расчете показателей эффективности, показатели эффекта и затрат характеризуют деятельность организации за истекший период.
  2. измерение показателей. Традиционными показателями системы оценки эффективности являются: обобщающие и частные показатели. Из числа обобщающих рассчитывают интегральный показатель эффективности, как правило, отдельно взятого вида ресурсов.

Затруднительным представляется расчет обобщающего показателя, характеризующего нефинансовую деятельность организация на основе существующей методики (отношение результата к затратам). Невозможно обозначить часть  полученной прибыли в результате увеличения расходов на рекламу, или расширения перечня предоставляемых услуг, качества обслуживания и т.д.

  1. масштабы организации. Чем крупнее организация, тем больше показателей требуется для оценки ее эффективности, включая диагностику всех уровней деятельности, аспектов функционирования, отделов и т.д.
  2. увязка системы оценки эффективности с мотивацией труда. Система стимулирования труда работников, как правило, учитывает 2-3 показателя (темп роста выручки от реализации,  рентабельности деятельности и т.д.).

Показатели экономической  эффективности классифицируются по признакам.

1. По степени охвата ресурсов или затрат выделяют частные показатели, характеризующие эффективность использования одного вида ресурсов или затрат и обобщающие, характеризующие использование всех видов ресурсов или затрат

2. В зависимости от  методики расчетов показатели  эффективности подразделяются на ресурсные и затратные. В расчете ресурсных показателей участвует величина ресурсов организации, вовлеченная в хозяйственный оборот, а затратных ─ величина затрат, осуществленная при реализации оцениваемого объекта.

3. По направленности действия выделяют показатели емкости и отдачи. Показатели емкости отражают, сколько ресурсов или затрат содержится в единице результата, и определяется отношением количества ресурсов или затрат к величине результата. Показатели отдачи, наоборот, определяются делением величины результата  на используемые ресурсы или затраты. Относительная экономия затрат ресурсов показывает величину экономии или перерасхода ресурсов в результате опережения (отставания) темпов роста результат от темпов роста затрат ресурсов  или их общей величины.

При оценке эффекта выделяют три группы показателей.

1. Объемные показатели  экономического эффекта являются  исходными и включают в себя  натуральные и стоимостные показатели  объема производства и реализации продукции и услуг: выручка от реализации товаров,  объем производства продукции, товарную продукцию и т.д.

2. Конечные показатели  эффекта отражают  результаты  производственно-хозяйственной деятельности, степень удовлетворения потребностей рынка, качественную структуру производства и т.д. К ним можно отнести доход, экономия от снижения себестоимости, объем продаж в соответствующих ценах, ввод в действие производственных мощностей и фондов, качество продукции и услуг,  прибыль, внутренний валовой продукт, добавленную стоимость и т.д.

3. Социальные результаты  выражают соответствие результатов  производственно-хозяйственной деятельности организации целям развития общества, региона, трудового коллектива и работника, приоритетность человеческого (личностного) фактора в развитии экономики. Они отражают приоритетность человеческого фактора в развитии экономики. К ним относят: качество жизни, уровень оплаты труда, величина прожиточного минимума, уровень социальной защищенности работников, условия труда, состояние экологии и т.д.

Экономические интересы производителей находятся в тесной взаимосвязи с социальными результатами: чем выше экономические результаты, тем выше должны быть и социальные результаты и наоборот. Социальные результаты отражаются в таких показателях, как повышение уровня жизни (рост оплаты труда, реальных доходов, прожиточный минимум, обеспеченность жильем, уровень медицинского обслуживания, общеобразовательный и профессиональный уровень работников), свободное время и эффективность его использования, условия труда (сокращение травматизма, текучесть кадров, занятость населения), состояние экологии и влияние производства на экологическую обстановку в стране и регионе. Следует отметить, что социальные результаты и их влияние на экономические результаты не всегда поддаются точной количественной оценке, широко распространена их косвенная оценка, ранжирование целей.

Основой достижения высокой  социальной эффективности вообще и  высоких социальных результатов, в  частности, служит рост экономической  эффективности. В свою очередь, без  социальных достижений невозможно решение экономических задач.

Экономическая эффективность  организации означает его результативность и характеризуется отношением результата к затратам. Результаты и затраты измеряются в натуральном, трудовом и стоимостном выражении. Результат проявляется в различных формах: создание конкурентоспособного образца продукции, выручка от реализации увеличивающегося объема производства, количество новых изделий.

Информация о работе Анализ и обоснование направлений повышения экономической эффективности организации