Анализ использования рабочего времени и резервы повышения эффективности труда учителей в МОУ Урлядинской ООШ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить особенности использования рабочего времени и резервы повышения эффективности управленческого труда примере МОУ «Урлядинская ООШ».
Согласно поставленной цели, в курсовой работе выделены следующие задачи:
Раскрыть понятия «эффективности управленческого труда».
Рассмотреть классификацию факторов, определяющих управленческий труд

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты использования рабочего времени 5
1.1. Раскрытие понятий «эффективности управленческого труда» 5
1.2. Классификация факторов, определяющих управленческий труд 9
1.3. Анализ понятия «рабочее место» и «трудозатраты» как меры
управленческого труда 12
Глава II. Оптимизация процесса рабочего времени и повышение эффективности труда учителей МОУ Урлядинской ООШ.
2.1. Резервы рабочего времени в МОУ «Урлядинская ООШ» 20
2.2 Анализ работы МО учителей естественно-математического
цикла за 2013-2014 учебный год.
2.3.Пути повышения эффективности труда учителей
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа2.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Классификация факторов, определяющих управленческий труд

 

Главным  критерием в МОУ Урлядинской ООШ   является   степень   воздействия   на   управляемую подсистему.  И  в  связи  с  тем,  что   система   управления   относительно самостоятельна и функционирует в виде целостного комплекса,  выделяется  еще одна  группа  критериев   эффективности.   Это   вторичные   критерии.   Они формируются на базе первичного критерия и дают ответ на  вопросы,  связанные с внутренним состоянием системы управления, с ее способностью действовать  с возрастающей  степенью  эффективности.  Их  называют  критерии-факторы,  ибо информация,  полученная  посредством  их,   используется   для   оптимизации функционирования и развития управляющей подсистемы. Вторичные факторы  можно разделить  на  две  большие  группы:  факторы,  связанные   с   качественной характеристикой  элементов  управленческого  трудового   процесса,   средств труда,  и факторы,  связанные  со  степенью  их  использования  (организация управления и управленческого  труда,  технология  управления,  регулирование управленческой деятельности).

В МОУ Урлядинской ООШ  социальных  системах  роль  каждого  из  этих   факторов, разумеется, не одинакова.  Например,  для  управления  большими  социальными системами  необходимы  специфические  орудия труда   –   надежная   система коммуникаций, современная техника и  др.  Для  «низового»  руководителя  эти средства  не  нужны,  так  как  он  полагается  на  личное  воздействие,  на искусство руководить людьми, непосредственно организовывая  их  труд. Но  в том или ином варианте все вышеуказанные  факторы  присутствуют  в  целостном управленческом процессе и направлены на его полную реализацию.  Руководитель же обязан изучить влияние каждого фактора в отдельности и их  воздействие  в комплексе на уровень эффективности управления.

Наряду с оценкой  эффективности  системы  управления  в  общем  аспекте следует определить эффективность основных компонентов управления –  функций, организационных структур, технологий. Здесь речь идет о внутренних  факторах самого управления, которые проявляются в то же  время  и  как  критерии  его эффективности.  Например,  рационально  организованная  структура,   имеющая минимальное  число  уровней  и  минимальный   административно-управленческий персонал, как правило, улучшает соотношение между результатами и  расходами.

В МОУ Урлядинской ООШ правильное  распределение  и  группирование  функций  в  системе  управления свидетельствует о рациональной организации управленческого процесса и  может быть критерием его эффективности.

Среди факторов, влияющих на  эффективность управления, особое место принадлежит организации  совместного  труда.  Успех или неуспех любого начинания в той или иной  мере  зависит  от  деятельности каждого  сотрудника  системы  управления,  от   каждого   из   них   зависит эффективность работы системы.

Считается, что эффективность управления представляет собой  результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в  различных показателях  как  объекта  управления,  так  и  собственно   управленческой деятельности. 

Таким  образом,  результаты   труда,   например,   работников аппарата  управления,  выражаются  через  конечные  результаты  деятельности системы любого уровня, а совершенствование системы  управления  способствует повышению эффективности производственной деятельности,  обеспечивая  высокий конечный результат.

Главная задача МОУ Урлядинской ООШ любой модели системы  управления  состоит в обеспечении активного воздействия на управляемый объект с целью  улучшения его  показателей. 

Однако   для   сравнения   этих   различных   показателей управляемой системы и выделения из них лучших, необходимо располагать каким-то измерителем. Ведь различные свойства и параметры деятельности субъекта  и объекта  управления  зачастую  не  согласуются  между  собой,  находятся   в диалектическом противоречии, в связи с чем существует  проблема  определения предпочтительного  показателя,  который  и  явился  бы  таким   измерителем, характеризующим эффективность управления, т.е. критерием эффективности.

В зависимости от  назначения  системы  и  условий  ее  функционирования критерием эффективности могут служить различные показатели.

Так  как  повышение  эффективности  системы   управления   организацией предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов,  технологии деятельности непосредственно управляющих  и  управляемых  структур  в  целях достижения  последними  управленческо  -  производственных   результатов   с заданным критерием или системой  критериев,  то  в  качестве  таковых  могут выступать критерии рациональной и  качественной  организации  системы  и  ее составных частей, управленческого труда и  процесса  управления. 

Показатели же,  их  характеризующие,  могут   иметь   количественное   и   качественное содержание, которые, в свою  очередь,  определятся  числовой или предметно производственной, экономической,    статистической    и    математической интерпретацией.

Кроме того, содержание  и  характер  как  критериев,  так  и признаков  выражается  посредством  своих,   нередко   специфических,   форм способов  идентификации  и  процедуры,   реализация   которых   может   быть осуществлена на инструктивно методической или регламентированной основе.

 

1.3. Анализ понятия «рабочее место» и «трудозатраты» как меры управленческого труда

 

Одним из важнейших элементов МОУ Урлядинской ООШ 

 является совершенствование планировании и обслуживания рабочих мест с целью создания на каждом из них необходимых условий для высокопроизводительного и высококачественного труда при возможно меньших физических усилиях и минимальном нервном напряжении.

Рабочее место – это первичное звено производственной структуры предприятия, оно является объектом организации труда.

Рис. 1.1. Аспекты понятия «рабочее место».

 

Приведенная схема (рис. 1.1.) иллюстрирует аспекты анализа понятия «рабочее место».

Рабочее место – это зона приложения труда, определенная на основании трудовых и других действующих норм и оснащенная необходимыми средствами, предназначенными для трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей. Рабочее место как место занятости человека предопределяет условия труда (нормальные, тяжелые), режимы труда и отдыха, характер труда работника (разнообразный, монотонный и др.).

В организационно-техническом и эргономическом аспектах рабочее место - это часть производственного пространства цеха или отдела, оснащенная средствами труда (оборудованием, инструментами, приспособлениями) для выполнения относительно обособленной части производственного процесса одним или группой сотрудников. Такое определение предполагает рационализацию выбора и размещения технических средств, обеспечивающих безопасную и эффективную деятельность людей в соответствующей части подразделения предприятия [10. C. 116].

В аспекте обеспечения занятости рабочее место – это сфера деятельности одного работника или совокупность функций, которые он должен выполнять. Этот аспект ориентирован на обеспечение предприятия персоналом, а населения - работой.

Рабочее место – часть производственного пространства со всем расположенным на нем основным и вспомогательным технологическим оборудованием, оснасткой, инвентарем, инструментом, рабочей мебелью и специальными приспособлениями, необходимыми для производства определенного вида работ.

Внутри рабочего места выделяется рабочая зона – часть трехмерного пространства, в пределах которого осуществляются все основные трудовые действия работника. Она является наиболее активной частью рабочего места и к ее организации предъявляются особые требования: соответствие антропометрическим и биомеханическим параметрам человека, обеспечение физиологически рациональной рабочей позы, досягаемости органов тела до предметов труда, инструмента или органов управления машинами и механизмами, а также гарантия безопасности трудовых действий и безвредности условий труда.

Требования в МОУ Урлядинской ООШ рабочего места и рабочей зоны разрабатываются специальной отраслью науки – эргономикой, задача которой – изучить функциональные возможности человека в трудовых процессах и разработать рекомендации по созданию оптимальных условий труда, обеспечивающих соответствие конструкций оборудования, технологии и условий труда психофизиологическим особенностям организма человека.

По признаку разделения труда выделяют два типа рабочих мест – индивидуальные, где постоянно занят один работник-исполнитель, и коллективные, где трудовые процессы осуществляются группами работников. Здесь важное значение имеют подбор кадров, четкое распределение трудовых функций между исполнителями и объективная оценка трудового вклада каждого работника в коллективный труд.

Организация рабочего места – это система мероприятий по его планированию, оснащению средствами и предметами труда, размещению их в определенном порядке, обслуживанию рабочего места и его аттестации.

Но как бы ни были разнообразны рабочие места, на какие бы классы и группы они ни подразделялись, существуют общие, обязательные требования для организации рабочих мест, которые очень важны и заслуживают отдельного рассмотрения.

Под оснащением рабочего места понимается совокупность находящихся на нем средств труда: основного технологического и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки, средств связи и сигнализации и средств по охране труда и технике безопасности.

Исключительную роль в МОУ Урлядинской ООШ играет, обслуживания рабочих мест, т.к. практика показывает, что две трети потерь рабочего времени связаны с недостатками в обслуживании рабочих мест [11. C. 63].

Обслуживание рабочих мест осуществляется по следующим функциям: подготовительной, производственной, инструментальной, наладочной, энергетической, контрольной и др. Все эти функции должны выполняться бесперебойно и в определенных организационных формах. В числе последних выделяют стандартное, планово-предупредительное, дежурное обслуживание рабочих мест.

Под планировкой рабочего места понимается целесообразное размещение в трехмерном пространстве всех функционально увязанных между собой средств производства, предметов труда и самого работника. При этом расположение средств и предметов труда должно удовлетворять двум основным требованиям: не создавать скученности и тесноты на рабочем месте, с одной стороны, и не вызывать излишних движений, хождений и перемещений предметов труда, оснастки и готовых изделий — с другой. Нарушение принципов размещения средств и предметов труда приводит, как правило, к непроизводительным затратам рабочего времени и энергии работника, к преждевременному утомлению и снижению производительности труда.

Таким образом, рациональная организация рабочего места является важнейшим условием плодотворной трудовой деятельности, которая осуществляется в определенный промежуток времени – рабочее время.

При изучении трудовых процессов, разработке норм труда необходимо установить, какие затраты рабочего времени являются необходимыми, должны регламентироваться и включаться в норму, а какие считаются излишними, нерациональными затратами и потерями. Для этого рабочее время классифицируется, т.е. подразделяется на отдельные категории по определенным признакам.

Рабочее время – это установленная законодательством продолжительность рабочего дня, рабочей недели. Для производств с нормальными условиями труда оно составляет 8 ч при 40-часовой рабочей неделе с двумя выходными днями. Вместе с тем под рабочим временем понимается период, в течение которого работник находится на предприятии в связи с выполняемой им работой.

Рабочее время для исполнителя работ подразделяется на время работы (в течение которого рабочий выполняет ту или иную предусмотренную или не предусмотренную производственным заданием работу) и время перерывов в работе (в течение которого рабочий не работает).

Время работы – часть рабочего времени, в течение которого выполняется определенная работа.

Время перерывов – время, включающее в себя регламентируемые и не регламентируемые перерывы.

Нормативы труда определяют расчетные величины затрат рабочего времени и трудовых ресурсов. Нормирование труда не только обеспечивает экономию затрат труда как составной части производственных издержек, но и способствует более высокому уровню управления производством. На базе норм затрат труда строится планирование, организация производства и управления, обеспечиваются мотивация труда, функция учета затрат живого труда, контроль за загрузкой персонала.

Нормирование труда играет важную роль в разработке стимулирования работника на достижение тех или иных количественных и качественных результатов.

В МОУ Урлядинской ООШ находят применение специальные нормативные документы, содержащие описание всех видов операций, наиболее рациональные методы их выполнения с указанием затрат времени на операцию. В этом отношении большое значение имеет проектирование организации труда, выбор наиболее рационального ее варианта, выбор метода труда, разработка в соответствии с запроектированными организационно-техническими условиями норм затрат времени на выполнение работы.

В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретает самоорганизация и самонормирование труда как проявление полной экономической и организационной свободы хозяйственной деятельности [14. C. 125].

Информация о работе Анализ использования рабочего времени и резервы повышения эффективности труда учителей в МОУ Урлядинской ООШ