Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси.
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..5
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство:
понятие, основные принципы…………………………………………7
Государственный контроль над монополистической деятельностью
в странах с развитой рыночной экономикой …………………………21
Анализ использования антимонопольного регулирования за
рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая МАКРОЭКОНОМИКА.docx

— 87.77 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..5

  1. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство:

понятие, основные принципы…………………………………………7

  1. Государственный контроль над монополистической деятельностью

в странах с развитой рыночной экономикой …………………………21

  1. Анализ использования антимонопольного регулирования за

рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………34

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа:  36 с., 15 источников.

МОНОПОЛИЗМ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ, АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.

 

Объект исследования - антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство.

Предмет исследования – антимонопольное регулирование в экономически

развитых странах.

Цель работы: исследовать методы государственного регулирования монополий в экономически развитых странах и проанализировать применение этих методов в белорусской экономике.

Методы исследования: описания, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, метод сбора фактов.

Исследования и разработки: проведён анализ применения антимонопольного регулирования зарубежных стран в экономике РБ.

 

Элементы научной новизны: определены основные проблемы антимонопольного регулирования стран с развитой рыночной экономикой.

Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: проблема монополизации экономики является актуальной в наше время для многих стран.

 

Автор работы подтверждает, что приведённый в курсовой работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

                                                                    _________________

                                                                    (подпись студента)

ABSTRACT

Course work: 36 p. 15 sources.

Monopoly, antitrust regulation, competition policy, antitrust, demonopolization of the economy, the competition authority.

 

Object of study - antitrust and competition laws.

Subject of investigation - antitrust regulation in developed countries.

Objective: To explore the methods of state regulation of monopolies in the industrial countries and analyze the application of these methods in the Belarusian economy.

 

Methods: description, classification, analytical method, the comparative analysis, the method of gathering facts.

Research and development: an analysis of antitrust economics of foreign countries in Belarus.

 

Elements of scientific innovation: the main problems of antitrust regulation in developed market economies.

 

Realm of the possible practical application of lectures, seminars.

 

Technical and economic, social and economic significance: the problem of monopolization of the economy is relevant to our time for many countries.

 

The author of the work confirms that the course work is given in computational and analytical data correctly and objectively reflects the state of the process. Everything is borrowed from the literature and other sources of theoretical and methodological terms and concepts are accompanied by references to their authors.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            _________________

                                                                           (signature of student)

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование  монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения  монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям. Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси.

В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы

 

       Понятие «монополия», являясь универсальным, используется не только в экономике. Оно широко распространено в других сферах человеческой жизнедеятельности, особенно в политике, идеологи, литературе, науке, искусстве.

      Монополия (от греч. monopolium – один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе  лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.

      Это понятие не имеет однозначного толкования. Монополия трактуется как исключительное право, контроль над определёнными видами деятельности, обладание определёнными преимуществами, привилегиями, тип экономических отношений, вмешательство в свободную конкуренцию, рыночная структура, модель рынка, организация экономического господства, состояние полной подчинённости рынка воле одного центра, единственный производитель (продавец), крупная компания (отрасль, фирма) или объединение, концентрация экономической мощи в крупных предприятиях. / 15 /

      Монополия, как экономическое явление, означает обладание субъектом исключительными правами, позволяющими воздействовать на определенные сферы деятельности, реализуя собственный интерес и  извлекая монопольную прибыль. Существенными признаками монополии являются обладание субъектом собственностью и монопольной властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства.

       Главная ограничительная сила рыночной власти монополии - эластичность спроса на её продукцию.

      В качестве причин существования монополии И.Фишер и другие называют экономию от масштабов производства, обусловливающую наличие естественных монополий; контроль над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами в виде сырья, знаний, защищённых патентами или содержащихся в секрете; государственное ограничение притока новых фирм в отрасль.

     Причина возникновения монополии как экономического явления - это преимущества субъекта, отсутствующие у  конкурентов. Таковыми могут быть:

  • собственность на факторы производства и объекты сферы обращения;
  • крупные размеры капитала и производства;
  • обладание новой техникой, технологией, патентами, лицензиями, авторскими правами;
  • дифференциация продукта (индивидуальные качественные особенности товара).

   Условия, способствующими образованию монополии, могут быть: выгодное географическое положение, протекционистская политика государства и прочие.

      Причиной возникновения монополии как формы организации крупного производства является достижение определённой степени концентрации производства и капитала.

   Современная экономическая теория не имеет чёткой классификации видов монополии, но предлагает выделить чистую монополию или  абсолютную, естественную и искусственную, производственную и организационную.

     Чистая монополия представлена фирмой или отраслью, являющейся единственным  производителем продукта, не имеющего субститутов,  и определяющей объёмы производства и цены. Доля фирмы на рынке составляет, как правило ,100%.

    Естественная монополия трактуется как единственная фирма или отрасль, обслуживающая весь рынок ввиду неэффективности разукрупнения и вследствие минимизации издержек производства, обусловленных экономией на масштабах производства, либо владением уникальными природными ресурсами.

      К искусственным относятся монополии, созданные государством в целях концентрации и специализации производства.

    Производственная (технологическая) монополия – предприятие (объединение), контролирующее производство и сбыт определённой продукции, специфика технологий производства которой обуславливает крупные размеры и наличие тесной технологической взаимосвязи предприятий, входящих в объединение. Этот вид представляет собой разновидность естественного монополизма.

     Организационная  монополия выступает как объединение одинаковых по профилю предприятий и организаций. Возникает при высоком уровне концентрации производства, такая монополия связана с существованием отраслевых министерств. Это не что иное, как искусственная монополия, означающая централизованное руководство какой-либо сферой производства.

    Функциональная роль монополий многогранна. Она включает влияние на все фазы воспроизводства, предпринимателей технический прогресс, положение рабочего класса, аутсайдеров и т.д.

    Важнейшей функцией монополии выступает регулирование собственной деловой активности и стратегии, выбор приоритетов развития, контроль над ресурсами и продукцией.

     Рыночное поведение монополиста отличается от поведения фирм в условиях совершенной конкуренции. Монополия обладает определённой властью над ценой. Целью всех фирм, независимо от рыночной структуры, является максимизация прибыли, однако возможности её получения ограничены величиной издержек и спроса на продукт или услуги.

Информация о работе Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь