Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси.
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..5
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство:
понятие, основные принципы…………………………………………7
Государственный контроль над монополистической деятельностью
в странах с развитой рыночной экономикой …………………………21
Анализ использования антимонопольного регулирования за
рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая МАКРОЭКОНОМИКА.docx

— 87.77 Кб (Скачать файл)

Основными направлениями антимонопольной деятельности этого Министерства являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.

В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста.

Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами. В настоящее время уже определено около 30 позиций услуг и 100 товарных групп, по которым необходимо вести постоянное наблюдение на областных товарных рынках и применять ту или иную форму государственного регулирования. Для ограничения монополистической  деятельности  и устранения  доминирующего  положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и в г. Минске,  функционально подчиненные Министерству. Меры по антимонопольному регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в ряде случаев их вообще невозможно применить. Выявление локальных монополистических рынков и их демонополизация возлагаются на территориальные органы, которые проводят организационную работу по поддержке предпринимательства, по формированию отдельных элементов рыночной инфраструктуры.

  С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных структур, а также новых процессов и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:

1) устранение монополизма  на всех уровнях экономической  системы и, прежде всего в сфере  управления;

2) контроль за реорганизацией  хозяйствующих субъектов и органов  управления, в том числе и в  ходе приватизации, а также за  движением ценных бумаг, недопущение  создания новых монопольных образований;

3) предупреждение, ограничение  и пресечение антиконкурентных действий "искусственных" монополий;

4) снижение отрицательных  последствий естественного монополизма, сохраняющегося по технологическим  и экономическим причинам, а также  вследствие обеспечения государственных  интересов.

Перестройка деятельности органов государственного и хозяйственного управления предполагает качественно новую роль государства и его органов;  гарантированность свободы предпринимательской деятельности и реализации прав собственности различных субъектов хозяйствования; четкое разграничение сфер деятельности и функций, республиканских и территориальных исполнительно  - распорядительных органов, их полномочий и ответственности; соответствие деятельности органов государственного и хозяйственного управления законодательству республики.

  Эффективность антимонопольного регулирований в Беларуси снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов,  диффузия институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования  (бюрократизация и коррупция в государственном аппарате). Без реформы системы экономических отношений, без соответствующей институциональной среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила поведения субъектов на рынках и меры защиты прав малых и вновь создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующих субъектов, занимающих на нем доминирующее положение. Процессам приватизации не предшествовала демонополизация управления Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень монополизации,  несмотря на проведение приватизации. В республике приватизировано 15 % стоимости основных фондов государственных предприятий. Из общего количества реформированных объектов более 28 % преобразовано в акционерные общества, 22 - выкуплено арендными предприятиями, 20 — продано на аукционах, 12 - выкуплено трудовыми коллективами арендных предприятий, 10 % - продано по конкурсу. Замедляет процесс приватизации пренебрежение процедурой банкротства.

Монополизм управления, технологический и локальный (региональный) монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных средств препятствуют созданию новых и модернизации действующих производств.

Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик имеет возможность монопольного диктата своих условий.

В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной политики, совершенствования правовой базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов. Министерство предпринимательства и инвестиций подготовило проект закона «  О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Основными направлениями антимонопольной политики в настоящее время являются:

 а) сокращение прямого  государственного участия в экономике  и переход к экономическим  методам государственного регулирования  на макроуровне;

 б) устранение монопольного  положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других  объединений предприятий) в сфере  производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые  государством монополии;

 в) обеспечение притока  конкурирующих товаров на белорусские  рынки;

 г) правовое и организационное  обеспечение антимонопольного регулирования  и реализации законодательства  о защите прав потребителей.

  Антимонопольная  политика  в  области  ценообразования была направлена в основном на сужение сферы прямого государственного регулирования цен на продукцию и услуги предприятии на базе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей, а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроля цен. /5. Стр. 55-56/ .

Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется неудовлетворительным состоянием государственной статистики с точки зрения,  как методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, сегодня недостаточно информации о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, о движении акций, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др. Отечественная статистика не владеет многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационной области возникает монополия на информацию.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рынку речь должна идти не столько о борьбе с монополизмом, о разработке и принятии пакета антимонопольных законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых и следует направить антимонопольное регулирование. Необходимо разработать Кодекс экономического поведения контрагентов (Кодекс чести), доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических, правовых, организационных),  предусматривающих коренную перестройку отношений собственности, производства, обмена и управления.

В отечественной экономике до настоящего времени остается прежней природа формирования монопольных структур, т.е. они создаются не в результате естественных процессов концентрации капиталов, свободного их перелива в условиях конкуренции на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования препятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования.

Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции./ 11. Стр.218/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив данную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малом количестве  от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное

 поведение которых  способствует стабилизации всей  экономики в целом.

  Антимонопольная служба Республики Беларуси еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Республики Беларусь. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Беларуси в эффективный регулятор рыночных отношений.

  К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся:

  • продолжение структурных преобразований в экономике  Беларуси , особенно в отраслях естественных монополий;
  • совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;
  • регулирование и контроль инвестиционных программ;
  • создание условий для развития
  • конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее регулирование этих видов деятельности;
  • повышение эффективности реализации полномочий государства по  принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;
  • приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;
  • целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;
  • сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти.

Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относителньо более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование. БГЭУ, 1997 г. 95 страниц.
  2. Круглова Н.Ю. Учебник для вузов.  «Основы бизнеса». Москва, 2005 г. 560 страниц.
  3. Власов Г.Н. и Желткова А.М. – Государственное регулирование экономики. 1998 г. 280 страниц.
  4. Качалин В.В.- Международные аспекты антимонопольного регулирования 2006г. № 2 65 страниц.
  5. Санько Г.Г.  Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике. 1999г. №2, 121 страница.
  6. Розанова Н.М. Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. 2001 г.  278 страниц.
  7. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. 1998г. 384 страницы
  8. Современный экономический словарь http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический%20словарь/).
  9. Самуэльсон П. П., Нордхаус В. Д. Экономика. – М., 2007.
  10. Насонов К. Новая антимонопольная политика государства. // Ведомости торгово-промышленной палаты. 2007. №1.
  11. Европа на рубеже ХХ-ХХI веков. Проблемы экономики: Г. П. Черников, Д. А. Черникова — Москва, Дрофа, 2006 г.- 416 с.
  12. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. –1997. - №6. – С. 3-12
  13. Варга В. Цикл статей по основам рыночного хозяйства. - // Мировая экономика и международные отношения. – 1992. -№10 – 12
  14. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М. : Дело, 1993
  15. Курс лекций по микроэкономике       http://50.economicus.ru/

Информация о работе Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь