Анализ инфляционной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Причём, как правило, беднеют бедные, а богатеют богатые. Таким образом инфляция неизбежно усиливает социальное расслоение в обществе и обостряет социальные конфликты. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся также потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие.

Содержание

Введение 2
1. Сущность инфляции, ее социально-экономические последствия, антиинфляционная политика 3
1.1Сущность, понятие и виды инфляции 3
1.2 Социально-экономические последствия инфляции 8
1.3 Сущность антиинфляционной политики 11
2. Анализ инфляционной политики в Республике Беларусь 15
2.1 Динамика инфляции в Республике Беларусь 15
2.2. Основные направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь 22
2.3. Пути совершенствования функционирования антиинфляционной политики в Республике Беларусь 25
Заключение 27
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика 1.doc

— 541.50 Кб (Скачать файл)

По  степени предвидения принято различать ожидаемую и неожиданную (предсказуемую и непредсказуемую) инфляцию. Любая ожидаемая или  предсказуемая инфляция, даже очень высокая, все же позволяет большинству экономических субъектов к ней подготовиться, т. е. минимизировать или существенно снизить свои экономические потери от нее.  Неожиданная или  заранее непредсказуемая инфляция, даже относительно небольшая, способна нанести многим весьма ощутимый экономический ущерб.

Как уже отмечалось, рост цен в стране может вызываться самыми разными причинами. В зависимости от преобладающих из них различают: инфляцию спроса и инфляцию издержек производства [2,c.53].

  • Инфляция спроса связана  с наличием в экономической системе неудовлетворенного платежеспособного спроса, т. е. таких денег, которые не обеспечены соответствующим товарным покрытием. Здесь совокупный потребительский спрос по каким-либо причинам (из-за кредитной экспансии, государственного долга, экономических санкций, роста военных расходов и т. п.) заметно превышает фактическое предложение товаров на рынке. Результатом этого и является рост цен, стремящийся восстановить нарушенный баланс между платежеспособным спросом и его реальным товарным обеспечением

Особенно предрасположена к  такой инфляции экономика, отличающаяся чрезмерно высокой степенью использования всех наличных производственных ресурсов. В этом случае (при внезапном увеличении спроса) производство не располагает достаточным количеством незадействованных мощностей и резервами рабочей силы. И чем дольше существует неравновесие между спросом и предложением (инфляционный разрыв), тем вероятнее повышение цен.

  • Инфляция издержек производства вызывается ростом фактических расходов экономических субъектов на производство единицы продукции, что и обуславливает повышение товарных цен в стране.

В основе же увеличения производственных издержек национальной экономики системы  могут лежать: снижение производительности труда; резкий рост цен на импортируемое  сырье или комплектующие; монопольное положение производителей на том или ином рынке товаров и услуг; чрезмерное объективно не обусловленное повышение оплаты труда в отдельных отраслях экономики и прочие факторы.

В заключение подчеркнем тот факт, что в современной экономической  действительности достаточно сложно отделить один вид инфляции от другого. Инфляция спроса и инфляция издержек переплетаются, чередуясь одна с другой.

 

 

1.2 Социально-экономические  последствия инфляции

 

Последствия инфляции сложны и разнообразны. Термин “социальные” стоит впереди не случайно. Главным отрицательным последствием инфляции является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учёта ожидаемого уровня инфляции. Она ведёт к перераспределению национального дохода по различным направлениям[7,c.96]:

  • между разными сферами производства и регионами в силу неравномерного роста цен;
  • между населением и государством, так как последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская необеспеченные товарами бумажные деньги, государство фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действия эффекта инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике, где действует прогрессивная система подоходного налогообложения. Последняя по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во всё более состоятельные категории граждан вне зависимости от того, возрос ли их доход реально или только номинально. При этом индексация всех доходов является малоэффективной, ибо в силу несбалансированного роста цен усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причём у различных групп населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация оценивает все доходы формально, то есть по номиналу;

3.между классами и  слоями населения. Быстрое социальное  расслоение, углубление имущественного  неравенства – неизбежные спутники  инфляции, которая негативно влияет  на благосостояние населения  сразу по двум направлениям – через сбережения и текущее потребление.

Поскольку большая часть  благ, входящих в потребительский  набор, относиться к разряду товаров  неэластичного спроса, их постоянное удорожание оборачивается с прямым снижением жизненного уровня беднейших слоёв населения. Склонные к сбережению большей части своих доходов богатые теряют лишь сберегаемую часть, при этом их текущее потребление не только не страдает, но может возрастать.

Инфляция особенно опасна для категории населения, получающих фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и прочие. Именно у этих людей преобладающую роль в активах играют наличные деньги  и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается.

Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами . В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду первым – получателям  ссуды за счёт вторых – ссудодателей (при условии, конечно, что договоры о кредитовании не предусматривали пересмотра ставок в зависимости от темпа роста цен).

Воздействие инфляции на производство носит противоречивый характер и  зависит от её размеров. Умеренная  инфляция вреда не приносит, более  того, её снижение связано с ростом безработицы и сокращением реального национального продукта. В отдельных случаях она даже может вызвать временное оживление экономики, создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда рост спроса даёт толчок к расширению производства.

Галопирующая инфляция пагубно  сказывается на производстве, финансах, кредите и денежном обращении. При ней начинаются глубокие деформации рыночного механизма, поражается его центральное звено – система цен. Последние перестают отражать реальные потребности и, следовательно, давать объективную информацию инвесторам, в результате снижается эффективность размещения экономических ресурсов. Вследствие этого неоправданное движение инвестиций вызывает региональные и отраслевые диспропорции.

Высокая инфляция активно  противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40 % и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем обычно выше темпы экономического роста, причём они максимальны при минимальных темпах инфляции.

Инфляционные процессы подрывают также стимулы роста  экономики на базе НТП, поскольку  внедрение в производство новой  техники обходиться всё дороже. Для  предпринимателя в этих условиях выгоднее использовать устаревшее, но более дешевое оборудование и  старую трудоёмкую технологию. Причина использования последней состоит в том, что издержки, связанные с заработной платой, как правило, растут медленнее затрат на приобретение средств производства [5,c.180].

Наблюдается общее замедление экономической активности. Неопределённые перспективы развития, отсутствие необходимой достоверности в прогнозах динамики цен заставляют предпринимателей отказываться от реализации долгосрочных проектов с длительными сроками окупаемости. Большая часть капитала перемещается из сферы производства в сферу обращения и используется для чисто спекулятивных операций.

Набирает силу тенденция  к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением  масштабов денежного обращения  и выпуском новых денег. Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что в свою очередь нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.

Выше перечислены в  основном внутренние последствия инфляции, но имеет место и внешнее. Обесценение денег внутри страны приводит к их обесценению по отношению к иностранным валютам (через разницу в покупательной способности валют).

Возможные убытки: работающие по найму, где зарплата оговорена на определённый срок; кредиторы, предоставившие долго – и среднесрочные ссуды при фиксированном проценте; получатели фиксированных платежей – аренды, платы за коммунальные услуги (оговоренные контрактом); лица, хранящие наличные деньги в “кубышках”.

Возможные выигрыши: при возрастающей инфляции выгодно брать в долг; вложение в недвижимость, картины и т.д.; у государства могут возникнуть известные “выгоды”, связанные с ростом налоговых поступлений от личных доходов; выгодно конвертировать отечественную валюту в иностранную.

Возникшие инфляционные явления имеют и негативные социальные последствия [11,c.115].

Прежде всего, снижаются  реальные доходы населения, а соответственно и уровень жизни, так как система  образования доходов более инерционна, чем цены. Для того чтобы компенсировать обесценивание заработной платы, необходимо вести борьбу с работодателем за её повышение. Если цены повысились, предположи, в сентябре, то, начав борьбу за повышение зарплаты в октябре, результаты её можно получить в лучшем случае в ноябре. А это значит, что фактически 2-3 месяца население живёт в условиях снижения реальных доходов.

Так как инфляция –  это процесс постоянный, то, начав, в октябре борьбу за увеличение зарплаты на 10 % в соответствии с ежемесячным  темпом инфляции и получив это увеличение в ноябре, мы в таком случае не получим полную компенсацию, так как полученная прибавка к этому времени также обесценится. Поэтому, если государство берет на себя компенсацию затрат, то компенсация должна быть опережающая.

Второе негативное последствие для населения – обесценивание вкладов и сбережений. Для того, чтобы огородить вклады от обесценивания, процент по вкладам и процент инфляции как минимум должны быть равны. В противном случае вклады будут изъяты из банков и её больше увеличат спрос, а возможность кредитования производства резко сократиться, что замедлит возможность увеличения предложения товаров, и инфляция будет развиваться быстрыми темпами. Что касается сбережений, то в условиях инфляционного спроса их размер резко уменьшается, и в итоге все получаемые доходы направляются на увеличение спроса. 

И третье, что могут  ощутить потребители, - это потеря части компенсационных доходов  от увеличения налогов. Это происходит, если в стране действует прогрессивная  шкала налогообложения доходов населения. В этом случае доходы увеличиваются, так как в процессе инфляции увеличиваются компенсации и соответственно сумма дохода, поэтому из одной налоговой группы получатель дохода перемещается в другую, где ставка налога выше, следовательно, большая часть полученного дохода уходит в виде налога, а реальные доходы уменьшаются. Для того чтобы избежать этого, необходимо регулярно пересматривать тот предельный доход, за которым начинается действие прогрессивных налоговых ставок.

Таким образом, инфляция ведёт к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги.

 

1.3 Сущность антиинфляционной политики

 

Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии. Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами, в то время как подавление инфляции с помощью полного контроля над ценами и доходами без устранения ее причин негативно сказывается на развитии рыночных отношений.

Рассмотрим антиинфляционную политику государства и методы борьбы с инфляцией. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала, ломкой монополистической структуры экономики и т.д. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты.

Эволюция рыночного  мировоззрения сформировала три  направления антиинфляционной политики: кейнсианское, монетаристское и структуралистское.

Кейнсианство. Дж. Кейнс  считал, что поднять уровень предложения  можно, создав эффективный спрос, который  должен стать внешней активизирующей силой для предпринимателей, предоставляя крупным частным фирмам весомый государственный заказ.

В результате прогнозируется мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий, спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и  дешевым кредитом, растет, что приводит к падению цен и уменьшению инфляции. Негативная особенность кейнсианских рецептов - углубление бюджетного дефицита, так как госзаказ частному бизнесу - дополнительный государственный расход. При этом дефицит государственного бюджета ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег, поскольку это является самой разрушительной и мгновенно распространяющейся формой инфляции. Кейнс предлагал иной путь - прибегнуть к государственным внешним заимствованиям, которые гасятся в дальнейшем, после обуздания инфляции (рисунок 1.1).

Информация о работе Анализ инфляционной политики в Республике Беларусь