Анализ инфляционной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Причём, как правило, беднеют бедные, а богатеют богатые. Таким образом инфляция неизбежно усиливает социальное расслоение в обществе и обостряет социальные конфликты. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся также потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие.

Содержание

Введение 2
1. Сущность инфляции, ее социально-экономические последствия, антиинфляционная политика 3
1.1Сущность, понятие и виды инфляции 3
1.2 Социально-экономические последствия инфляции 8
1.3 Сущность антиинфляционной политики 11
2. Анализ инфляционной политики в Республике Беларусь 15
2.1 Динамика инфляции в Республике Беларусь 15
2.2. Основные направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь 22
2.3. Пути совершенствования функционирования антиинфляционной политики в Республике Беларусь 25
Заключение 27
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика 1.doc

— 541.50 Кб (Скачать файл)

Но рекомендации кейнсианцев, применяемые в 1950-1960-е годы в ФРГ  и США и давшие положительные  результаты, в начале 1970-х годов  вдруг стали иметь прямо противоположный  эффект. Вызвано это было тем, что  предлагаемые кейнсианством методы действительно могут быть эффективными лишь в условиях сильных конкурентных сил. В 1970-е же годы усилились монополистические тенденции на многих рынках, воздействие роста совокупного платежеспособного спроса на расширение производства сильно ослабилось, что увеличило инфляционные процессы [3,c.302]

Рисунок 1.1 - Кейнсианская антиинфляционная политика

 

На практике недостаточность  кейнсианских программ становилась  все более очевидной, поскольку  во многих странах стал расти внешний  долг и дальше увеличивать его  не представлялось возможным.

Монетаризм. Монетаристы во главе  с М. Фридменом обратили внимание и на то, что рецепты Кейнса не дают кризису до конца выполнить  свою очищающую функцию - освободить на какой-то срок экономику от диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Страна досрочно выходила из кризиса, но сохраняла старые диспропорции, затем на них накладывались новые, и страна вновь находилась на пороге кризиса и инфляции.

Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который бы не требовал дополнительных инвестиций. По их мнению, необходимо продавать все, что можно (ресурсы, информацию и т.д.), и вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощряя мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, возможна разумная приватизация и необходима либерализация рынков. Сократить спрос, по мнению Фридмена, можно и путем денежной реформы конфискационного плана и или замораживанием сбережений для снижения давления спроса на потребительском рынке.

Сокращение совокупного потребительского спроса возможно и путем уменьшения бюджетного дефицита, прежде всего  за счет освобождения от чрезмерных социальных программ, поддержания дотациями  и субсидиями неэффективного производства. Резюме - стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса. Монетаристы предлагают ввести дорогой кредит, который становится недоступным для малоэффективного производства, на рынок выходят наиболее сильные производители, которые поощряются более низкой ставкой налогов.

Монетарные программы осуществляются в три этапа (рисунок 1.2). На I и II этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на III - рычаги, стимулирующие рост товарной массы.

Рисунок 1.2 - Монетарная антиинфляционная политика

 

Несмотря на жесткость  и сильный радикализм (сначала  углубляется спад, усиливается безработица, общество угнетает социальная нестабильность, ухудшается криминальная обстановка, происходит стагнация инвестиционного климата), эффект от монетаристских рецептов, использованных в США (рейганомика), в Великобритании (тетчеризм) и других странах, привел к длительному и эффективному подъему.

Экономические взгляды  монетаристов легли в основу стандартного набора рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ) развивающимся и постсоциалистическим странам для стабилизации их экономик (так называемые меры ортодоксальной стабилизации). Практика показала, что без задействования немонетаристских инструментов экономического регулирования (таких, как фиксация валютного курса, деиндексация контрактов, административные ограничения отдельных видов цен, политика доходов и т.д.), результаты монетаристской политики оказываются низкими: резкий экономический спад, высокая безработица, падение уровня жизни населения.

Все это сопровождалось ростом критических взглядов на ортодоксальные монетаристские концепции среди ряда ученых и практиков и побудило их к поискам иной, альтернативной монетаризму экономической концепции, отвечающей в первую очередь реалиям стран с переходной экономикой. Такой концепцией стал структурализм, крупнейшими центрами развития которого стали США (Л. Тэйлор), Израиль и латиноамериканские страны. Необходимо отметить, что в 1997 г. негативно оценил монетаристские концепции макроэкономического регулирования для развивающихся и переходных стран МВФ, официальная позиция которого теперь состоит в необходимости мощного государственного вмешательства в переходных экономиках.

Структурализм. Ключевой элемент этой концепции - утверждение о наличии "инерционной инфляции", не связанной с расширением денежной массы. Такая инерция вызывается явлениями долгосрочной адаптации экономики к высокому уровню инфляции, в частности возникновением у экономических субъектов высоких инфляционных ожиданий. Ими приводятся в действие различные адаптационные механизмы (например, индексация контрактов под ожидаемый темп инфляции), что само вызывает усиление инфляции, возникает ситуация порочного круга, который, как показала практика латиноамериканских стран, практически невозможно разорвать традиционными методами, не вызывая тяжелых побочных последствий, таких, как резкий спад производства.

В рамках данной концепции произошла определенная интеграция собственно структуралистских идей с концепциями поздних кейнсианцев. В первую очередь это касается концепции инфляции издержек, т.е. роста цен, вызванного не расширением денежной массы, а в значительной степени автономным от нее ростом издержек. Кроме того, была обнаружена возможность инфляционного воздействия внешнего рынка на "открытые" экономики развивающихся стран ("импорт инфляции").

Это привело структуралистов  к мысли о принципиальной неэффективности  монетаристских "стабилизационных" мер и о необходимости прямого  административного ограничения инфляции. Ими был сформирован соответствующий инструментарий, например, "гетеродоксный шок" - одновременное замораживание основных цен и доходов с целью сбить уровень инфляционных ожиданий, меры по борьбе с инфляцией издержек и т.п. Кроме того, по мнению структуралистов, требования по ограничению бюджетного дефицита, кредитной эмиссии и т.п. являются чрезмерно строгими и могут быть существенно смягчены. Практика применения структуралистских антиинфляционных мер в Аргентине и Бразилии доказала возможность проведения экономической стабилизации в стране без значительного спада производства при удержании уровня инфляции в приемлемых рамках. Однако в случаях когда происходит резкое ослабление контроля приростом денежной массы, инфляция становится галопирующей [9,c.55].

Итак, рыночная система  хозяйства не является идеальной, рассмотренные "болезни" рыночной экономики  сдерживают развитие человеческого  общества и не способствуют быстрому экономическому росту.

Уровень инфляции в развитых странах Европы, а также в США и Японии в нормальных условиях составляет 5-10% в год.

 

2. Анализ инфляционной  политики в Республике Беларусь

 

 

2.1 Динамика  инфляции в Республике Беларусь

 

Для национальной экономики  Беларуси характерна следующая особенность инфляционных процессов:

  • длительное сохранение в течении всего переходного периода (с 1992г.) высоких темпов инфляции;
  • устойчивое лидирование Беларуси по темпам инфляции среди стран СНГ;
  • высокие темпы девальвации белорусского рубля;
  • наличие стагфляции как особого экономического явления;
  • несоответствие высоких темпов инфляции и девальвации постоянно декларируемым намерениям властей не допускать роста цен и «обуздать инфляцию».

Длительное сохранение в белорусской экономике высокого уровня инфляции является результатом  того, что процесс обесценивания рубля протекает под воздействием комплекса факторов. В качестве таковых следует выделить:

  • длительное время проводимую Национальным банком страны проинфляционную денежно-кредитную политику;
  • хронический дефицит государственного бюджета, покрываемый в значительной степени за счет кредитной эмиссии в условиях отсутствия полноценных внешних источников финансирования;
  • слабое развитие конкуренции и сохранение высокой степени монополизации Национальной экономики;
  • сохранение системного и структурного кризиса,  унаследованного от административной экономики вместе с низкой мотивацией к высокопроизводительному труду;

На протяжении всего  переходного периода в условиях Беларуси имеет место сложное  сочетание долгосрочного и краткосрочного, внутреннего и внешнего, денежного и неденежного факторов инфляции. Обнаружено сочетание открытой и подавленной (скрытой) инфляции. Анализ инфляционных процессов имеющих место в Беларуси, выявляет также сложное взаимодействие различных форм инфляции: инфляция спроса и предложения, управляемая и неуправляемая инфляция, импортируемая и чисто внутренняя инфляция.

В настоящее время  в Беларуси присутствуют все виды инфляции.

Мощным фактором повышения  цен выступает инфляция предложения, которая обнаруживается в различных  формах (стагфляция, инфляция издержек, инфляция заработной платы, инфляция прибыли).

На рисунке 2.1 ниже изображена динамика изменения цен в Беларуси в 2011 - 2012 годах. Но из-за особенностей белорусской  экономики цены никогда не снижаются, а всегда растут, поэтому изменение цен можно называть просто инфляцией.

 
Рисунок 2.1 – Изменение индекса  потребительских цен на товары и  услуги, %

 

Как видно на рисунке 2.1, в апреле 2011 г. начался сильный рост цен. Это объясняется тем, что перед президентскими выборами 2010 г. А.Г. Лукашенко для повышения своего рейтинга среди населения административным путём повысил заработные платы в стране для достижения средней зарплаты в 500 долларов США в месяц без улучшения качественных параметров белорусской экономики. Следствием этого стало стремительное истощение золотовалютных резервов страны: на 1 млрд. долларов США или 20% только за январь-февраль 2011 г. Национальный банк Беларуси 21 марта 2011 г. направил в коммерческие банки письмо, в котором сообщалось, что продажа Нацбанком валюты коммерческим банкам для последующей продажи населению остановлена. Нацбанк отказался от валютных интервенций и стал административно удерживать курсы валют к белорусскому рублю на заниженном уровне. Вскоре после этого возник сильный дефицит валюты, и, как следствие, чёрный валютный рынок, на котором существовало множество курсов. Белорусский рубль без валютных интервенций стал стремительно обесцениваться, а цены стали стремительно расти. Чтобы уберечь свои сбережения от обесценивания в условиях отсутствия валюты, белорусы стали покупать все товары, какие только могли купить. Как следствие, цены стали расти ещё быстрее. Из-за невозможности легально купить-продать валюту по реальным курсам, курсы валют росли сильнее, чем они росли бы в условиях свободного курсообразования. Опасаясь дальнейшей девальвации рубля из-за неспособности властей справиться с ситуацией, продавцы валюты старались придержать валюту, ожидая её удорожания, а юридические лица были вынуждены закладывать очень высокие курсы валют в цену своих товаров и услуг. Это тоже способствовало росту цен. Как следствие, потребительские цены выросли более чем в два раза за 2011 г., что видно на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 Изменения  индекса потребительских цен  в 2011г. к декабрю 2010 г., %

Цены производителей промышленной продукции в 2011 году выросли ещё больше, чем потребительские - они выросли примерно в 2,5 раза (графики 2.3 и 2.4). Наша промышленность сильно зависит от импортных материалов, топлива и комплектующих, поэтому не удивительно.

Рисунок 2.3 Изменение цен производителей промышленной продукции в 2011г. к декабрю 2012г., %

Рисунок 2.4 – Изменения  индекса цен производителей промышленной продукции в 2011-2012гг по месяцам, %

 

Цены производителей сельскохозяйственной продукции в 2011 году обогнали остальные сектора и выросли примерно в 2,7 раза (рисунки 2.5 и 2.6). Это объясняется тем, что наше сельское хозяйство работает на импортном топливе, а также тем, что цены на продукты питания в соседней России оказались на тот момент значительно выше из-за заниженности курсов валют в Беларуси, поэтому продукты питания активно экспортировали в Россию, и, как следствие, существовал большой потенциал для роста цен до уровня российских.

Рисунок 2.5 - Изменения индекса цен производителей сельскохозяйственной продукции в 2011-2012гг по месяцам, %

 

Рисунок 2.6 – Изменения индекса цен производителей сельскохозяйственной продукции в 2011-2012гг по месяцам, %

Как видно на рисунках 2.1 – 2.6 сильная инфляция в Беларуси закончилась в ноябре 2011 г. Это  было вызвано отменой административного регулирования курсов валют к белорусскому рублю 20 октября 2011 г. и исчерпанием инфляционного потенциала из-за снижения реальных доходов населения. После этого инфляция снизилась до умеренных величин в 1-3% в месяц.

Как видно на рисунках 2.7 и 2.8 в 2012 г. сводный индекс потребительских цен рос быстрее базового индекса потребительских цен.

Рисунок 2.7 - Изменение  индекса потребительских цен  в 2012 г. к декабрю 2011 г.

 

 

Рисунок 2.8 - Изменение  базового индекса потребительских цен в 2012 г. к декабрю 2011г

Сейчас наращивается заработные платы в стране до среднего уровня в 500 долларов США в месяц  без улучшения качественных параметров белорусской экономики. Следствием этого могут опять стать резкий рост цен и девальвация рубля. Если белорусская экономика не тянет среднюю зарплату в 500 долларов в месяц, то лучше не пытаться повысить зарплаты до этого уровня, так как искусственное повышение вызовет в конечном итоге снижение доходов населения до ещё более низкого уровня, чем был изначально. В январе-марте 2012 г. Беларусь имела профицит внешней торговли товарами и услугами в размере 1,3663 млрд. долл. США, что позволяло удерживать курсы валют к рублю на стабильном уровне и даже укреплять рубль. Если повысить зарплаты без укрепления экономики, то профицит может исчезнуть, а вместо него появится дефицит. Есть следующие основные варианты развития событий при искусственном повышении зарплат: расходование золотовалютных резервов на увеличение зарплаты или девальвация рубля и рост цен. Расходовать резервы нельзя, так как Беларуси скоро нужно будет выплачивать огромные суммы по взятым ранее кредитам. Повышение зарплат с последующими девальвацией и инфляцией не имеет смысла, так как фактические доходы населения не увеличатся.

Информация о работе Анализ инфляционной политики в Республике Беларусь