Анализ иностранных граждан при трудоустройстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 03:35, реферат

Краткое описание

Трудовая миграция представляет собой многогранное социально-экономическое явление, которое играет противоречивую роль в развитии России. С одной стороны, трудовая миграция имеет множество позитивных аспектов. Благодаря мигрантам развиваются целые сектора экономики – торговля, строительство, транспорт и сельское хозяйство. Вместе с тем не следует идеализировать последствия трудовой миграции, которая имеет ряд негативных аспектов: рост теневой экономики, демпинг уровня заработной платы, трансформация этнического состава населения, формирование этнических анклавов, рост межнациональной напряженности.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы привлечения иностранной рабочей силы 6
1.1. Понятие и статистика внешней трудовой миграции в РФ 6
1.2. Юридические особенности найма иностранной рабочей силы в российских предприятиях 22
1.3. Политика привлечения иностранной рабочей силой в российских компаниях 29
2. Анализ привлечения иностранных работников на предприятии ООО "КМ/Ч" 37
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО "КМ/Ч" 37
2.2. Практика использования иностранной рабочей силы на предприятии 45
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию практики привлечения иностранной рабочей силы 51
3.1. Исследование проблем в области привлечения иностранной рабочей силы для работы в ООО "КМ/4" 51
3.2. Разработка рекомендаций по улучшению труда мигрантов в ООО "КМ/Ч". Затраты на организацию рекомендуемых мероприятий 59
4. Расчет экономической эффективности проекта 64
4.1. Расчет затрат на привлечение иностранной рабочей силы. 67
4.2. Расчет затрат на мероприятия по улучшению качества работы иностранной рабочей силы 67
4.3. Расчет экономии фонда заработной платы за счет привлечения иностранной рабочей силы 70
4.4. Расчет экономической эффективности привлечения иностранной рабочей силы 73
5. Охрана труда и техника безопасности 74
Заключение 95
Список используемых источников и литературы 98

Вложенные файлы: 1 файл

анализ иностранных граждан при трудоустройстве.docx

— 26.99 Кб (Скачать файл)

 

Введен новый инструмент – патент на трудоустройство у физлиц. Из-под квотирования выведены две группы трудовых мигрантов: высококвалифицированные и работающие на физлиц. Полного отказа от квот не произошло: новые механизмы управления трудовым потоком разрабатываются без отказа от скомпрометировавшего себя инструмента, путем формирования зон свободных от квот. Нормативно выделены пять способов выхода на российский рынок труда: в рамках квоты, вне квоты согласно утвержденному списку специальностей, по патенту при трудоустройстве у частного лица, в качестве высококвалифицированного специалиста по приглашению работодателя и в соответствии с утвержденным законом списком лиц, которым разрешение на работу не требуется. Введена обязательная государственная дактилоскопическая регистрация для ИГ, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, при выдаче разрешения на работу (вступает в силу с 01.01.2013 г.).

 

Сокращена доля незаконной занятости за счет легализации в секторе найма у физлиц. Упрощен порядок найма высококвалифицированной рабочей силы (если предложенная редакция закона, устанавливающая чрезмерно высокий финансовый ценз, парализующий возможность найма, будет пересмотрена). Сформирован канал высококвалифицированной миграции (формирование особого канала деловой миграции по-прежнему не осознается как управленческая задача). Достигнут новый уровень формализации отношений со странами-ключевыми донорами трудовой миграции.

 

Группа предпринимателей, в т.ч. иностранных – РСПП. Группа сенатора Слуцкера – ФМС России.

 

2011-и далее Этап 5: Прогнозный  этап

 

Ничтожное число переселенцев. Сопротивление регионов РФ в реализации Госпрограммы существующей версии. Выявление недоработок и просчетов действующей Госпрограммы.

 

Разработка концепции модернизации Госпрограммы. Активизация работы с регионами. Принятие удобоваримой версии модернизированной Госпрограммы.

 

Принятие модернизированной версии Госпрограммы.

 

Существенный рост числа репатриантов. Появление многочисленных категорий репатриантов. Участие в госпрограмме большего числа регионов РФ. Стабилизация численности населения ряда проблемных регионов. Или сворачивание госпрограммы, полная неудача репатриационной политики.

 

Реформы в политической и экономической сфер последнего десятилетия создали условия для вхождения Российской Федерации в международный рынок труда и привели к развитию новых реальностей в области внешней трудовой миграции.

 

С началом проведения политики открытого общества Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника интеграционных процессов и международного трудового обмена. Выявление и изучение этих новых явлений – предпосылка правильного понимания современных тенденций миграционных процессов, их взаимосвязей с миграционной политикой, регулированием ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения.

 

Десятилетие постсоветской истории в России дает необходимый и вместе с тем неоднозначный фактический материал для анализа процессов привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и ее регионах. При этом существуют подчас диаметрально противоположные оценки этих процессов с точки зрения функционирования национального и регионального рынков труда, разработки мер государственного регулирования миграции населения.

 

Экономический прогресс различных государств становится все более зависимым от мировых тенденций и закономерностей общественного развития, активного взаимодействия отдельных национальных экономик друг с другом. Сегодня ни одна страна не может добиться успеха, будучи изолированной от мирового сообщества.

 

Процессы глобализации в сфере экономики, растущее перемещение капитала, расширение экономических, торговых, финансовых связей между странами, бурно происходящая интернационализация производства сопровождаются углубляющейся интеграцией национальных рынков труда, активизацией процессов в сфере международной трудовой миграции.

 

Одна из распространенных точек зрения относительно расширения и привлечения и использования иностранной рабочей силы сопровождается усилением трудностей в сфере занятости, главным образом в связи с ростом нелегальной трудовой иммиграции.

 

Другая версия теории делает упор на то, что активизация внешней трудовой миграции в Россию – это нормальное явление в условиях выздоравливающей экономики, обеспечивающее большую сбалансированность на рынке труда.

 

Таким образом, на сегодняшний день все большее число стран вовлекается в орбиту мировых миграций и участвует в международном обмене трудовыми ресурсами.

 

Международная трудовая миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства, нормой существования большинства государств.

 

Так, в 90-е годы почти две трети стран мира в значительных масштабах направляли своих работников за рубеж или принимали иностранную рабочую силу. По оценкам МОТ, в середине 90-х годов численность экономически активных иностранцев в зарубежных странах составляла от 36 до 42 млн человек, а с учетом членов семей – 80 – 90 млн человек.

 

Так, к началу проведения реформ в Российской Федерации находилось около 100 тыс. трудящихся-мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Трансформация политической и экономической системы, придание российскому обществу определенной степени открытости естественным образом способствовали увеличению притока в страну иностранной рабочей силы.

 

В печати и выступлениях политиков часто подчеркивается, что, приняв за 14 межпереписных лет 11 млн мигрантов, Россия вышла по этому показателю на третье место в мире после США и Германии. Формально это верно. Германия принимала ежегодно в среднем 924 тыс. иммигрантов, США – 865 тыс., Россия – 781 тыс. По коэффициентам же иммигрантов в расчете на 10000 жителей Россия с коэффициентом 54 сильно уступает только Германии (142), но находится впереди США.

 

Однако российская иммиграция имеет совершенно другую природу, нежели немецкая или американская, сравнения в данном случае не корректны. Так, если сопоставить потоки прибывших в Россию в 1975 – 1988гг. и в 1989 – 2002 гг., то окажется, что в первом из этих периодов миграция носила внутренний характер, когда как после распада СССР она формально превратилась во внешнюю, но сохраняла сущностные черты миграции предшествующего периода.

 

Таким образом, данные переписи показывают, что интенсивность миграционного обмена России с бывшими республиками СССР примерно соответствовала интенсивности внешнего миграционного обмена западноевропейских стран.

 

Тенденции к расширению внешней трудовой миграции, которые в последние десятилетия достаточно четко проявились во многих странах мира, уже в течение длительного времени наблюдаются и в современной России.

 

Одним из результатов политических и социально-экономических преобразований в Российской Федерации стало превращение ее в центр притяжения трудовых мигрантов не только из бывших союзных республик, но и из стран дальнего зарубежья. К сожалению, иммиграция не из СНГ – это наименее полно учитываемая составляющая миграционного движения, и отношение к ней до сих пор настороженное, что отразилось на переписи и отражается на текущем учете.

 

Однако, в государственной политике регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы произошел поворот от идеологических соображений к экономическим.

 

Чтобы лучше понять современную трудовую миграцию в Россию, необходимо выделить и охарактеризовать основные тенденции притока в страну иностранной рабочей силы, что, в свою очередь, позволит глубже оценить последствия трудового обмена Российской Федерации со странами ближнего и дальнего зарубежья.

 

В ходе проведения реформ российской экономики наша страна оказалась в двояком положении. С одной стороны, снижение уровня жизни широких масс населения стимулировало их выезд за рубеж, с другой стороны, Россия относительно многих стран, особенно в рамках СНГ, сохраняла в последние годы более прочное экономическое положение, что сделало российские рынки труда привлекательными для многих иностранных граждан.

 

Расширение использования иностранной рабочей силы в экономике России как результат включения страны в систему международного рынка труда обусловлено целым рядом факторов.

 

С экономической точки зрения причины внешней трудовой миграции в России можно свести к двум основным – межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда.

 

Здесь первым важным фактором трудовой иммиграции в Россию является относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. Вторым же важным фактором, определяющим приток трудовых мигрантов, выступает ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющие возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.

 

И здесь следует отметить, что сегодня в России при наличии безработицы сохраняется потребность в рабочей силе определенного качества и специализации. В данном случае большими объемами низкооплачиваемых ручных работ и отсутствием желающих выполнять их из числа местного населения обусловлено привлечение дешевой рабочей силы. Тем самым, в условиях постепенной стабилизации экономического положения часть внутренних трудовых ресурсов или не ориентирована полностью на занятие этих рабочих мест (в основном из-за низкого уровня оплаты, либо в силу недостаточности гибкости рынка труда), или не способна обеспечить высокую производительность и необходимое качество труда. В результате в сфере рынка труда и занятости населения создаются объективные предпосылки для миграционного притока иностранных работников.

 

Таким образом, в 2010 году в миграционной политике России реализован принцип дифференциации трудового потока. И сегодня можно говорить о пяти возможных путях выхода иностранца на рынок труда России:

 

(1) иностранцы, которым получать  разрешение на труд не надо (легкий найм, отсутствие жестких временных сроков на трудоустройство, отсутствие социальных гарантий);

 

(2) высококвалифицированные  работники, получающие разрешение  на работу вне квоты (максимальные  преференции работнику и его  семье, полные социальные гарантии);

 

(3) работники у частных  лиц, покупающие патент без квот (легкий найм, жесткие временные сроки, отсутствие социальных гарантий).

 

(4) работники, которые трудоустраиваются  в пределах установленной квоты (сложный найм, жесткие временные сроки, отсутствие социальных гарантий);

 

(5) работники, трудоустраивающиеся  по специальностям (на должности) по специальному списку вне  квот (легкий найм, жесткие временные сроки, отсутствие социальных гарантий.


Информация о работе Анализ иностранных граждан при трудоустройстве