Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение внешнеторговой политики в экономике Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие внешнеторговой политики, рассмотреть ее основные цели, виды и инструменты;
- рассмотреть механизм реализации внешнеторговой политики и показать ее влияние на состояние экономики;
- проанализировать особенности внешнеторговой политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение
1 Внешнеторговая политика: понятие, цели, виды
2 Механизм реализации внешнеторговой политики и ее влияние на состояние экономики
3 Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач готовый вариант.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

Эффективное проведение импортозамещающей политики в сфере товарного производства Рес­публики Беларусь должно основы­ваться на следующих инновационных подходах:

- стратегия «наращивания» — механизм, ориентированный на долгосрочную перспективу и предполагающий постепенное наращивание объемов выпуска новой продукции преимущественно на основе отечественного научно-технического и производственно-технологического потенциала;

- стратегия «заимствова­ния» — выпуск товаров существу­ющих ранее в технологически раз­витых странах, а в дальнейшем при развитии собственного науч­но-технического и промышленно­го потенциала, его совершенство­вание и переход к полному циклу производства;

- стратегия «переноса» — пре­имущественное использование зарубежного научно-технического и производственно-технологическо­го потенциала для организации производства новой продукции пу­тем закупки лицензий на высоко­эффективные высокие техноло­гии[7,c.28].

Импортозамещение в Беларуси не должно носить горизонтального характера без выраженных при­оритетов. Опыт свидетельствует, что такой подход ведет к распыле­нию ресурсов и не позволяет до­биться должной производственной эффективности. Промышленная стратегия должна быть направле­на на вертикальное импортозамещение с переходом к выпуску вы­сокотехнологичных товаров.

Ключевым элементом при реа­лизации политики импортозамещения должна стать эффективная работа предприятий, критериями которой являются возвратность вложенных инвестиций, прирост заработной платы, налогов, при­были, амортизации. Положитель­ная динамика этих показателей означает, что расходы потребите­лей на данный вид товаров превос­ходят затраты, которые были по­несены при создании или реструк­туризации субъектов хозяйствова­ния, а также в ходе его производ­ственной деятельности. Следует отметить, что импортозамещаю­щий эффект будет давать каждое из отечественных предприятий, соответствующих данным крите­риям и поставляющих продукцию на внутренний рынок, поскольку при его отсутствии спрос на нее компенсировался бы поставками из-за рубежа.

В то же время с точки зрения эффективности торгового баланса для малой открытой экономики важно, чтобы импорт товаров, в том числе инвестиционных и сырьевых, в долгосрочном периоде был компенсирован соответствую­щим притоком валютных средств, прежде всего за счет экспорта на­циональной продукции. С этой позиции новое импортозамещающее производство должно при насыще­нии внутреннего рынка и достиже­нии необходимого качества про­дукции либо выходить на внешние рынки, либо включаться в цепоч­ку по обслуживанию экспортно-ориентированных предприятий. Именно такой подход к импортозамещению в наибольшей степени соответствует задачам обеспечения конкурентоспособности отечест­венной экономики и оптимизации внешнеторгового сальдо.

Наиболее перспективным на­правлением импортозамещения для Республики Беларусь являет­ся формирование производств на базе местных ресурсов и сырья, что позволяет снизить долю им­портных материалов, сырья и по­луфабрикатов в структуре выпус­ка и увеличить результативность внешней торговли отечественной продукцией с позиции сбалансиро­ванности экспортно-импортных потоков.

К товарам, обладающим таки­ми характеристиками и являющи­мися потенциально выгодными для реализации импортозамещаю­щей стратегии, следует отнести:

- продукцию пищевой промы­шленности, производящую товары на базе переработки отечественной сельскохозяйственной и пищевой продукции;

- древесину и изделия из нее;

- изделия из цемента, гипса, керамики и стекла;

- товары легкой промышленности, в том числе изделия из ко­жи;

- удобрения (калийные и комплексные);

- продукцию химии и нефтехимии.

Еще одним важным и перспек­тивным направлением развития отечественного импортозамещаю­щего производства выступает бе­лорусская фармацевтическая отрасль, обладающая значительным научным и производственным потенциалом.

Импортозамещение сложнотехнических промышленных товаров, в том числе машин и транспортно­го оборудования, электроники, бытовой техники требует стратеги­ческих партнеров из числа миро­вых лидеров в данной области, прежде всего ТНК.

В современных условиях раз­вития мировой экономики прямые иностранные инвестиции являют­ся наиболее эффективным спосо­бом развития производственной базы и технологий в стране-реци­пиенте при условии привлечения лидирующих ТНК для открытия новых производств, которые раз­мещаются в виде отдельных звень­ев международных систем интег­рированного производства ТНК.

Интеграция национальных предприятий в производственные структуры ТНК напрямую связана с привлечением прямых иностран­ных инвестиций, несущих в себе новые технологии для инноваци­онной модернизации националь­ной экономики и является мощ­ным фактором роста ее конкурентоспособности.

Вхождение белорусских субъ­ектов хозяйствования в глобальные транснациональные корпора­ции позволит снизить инвестици­онные риски, обеспечить доступ к ресурсам, прогрессивным техноло­гиям и рынкам сбыта, повысить конкурентоспособность продукции и подключиться к глобальным то­варопроводящим сетям[7,c.29].

С целью повышения эффектив­ности политики импортозамещения, в первую очередь в части ра­ционализации постановки задач и обоснованности выбора товаров (товарных групп), целесообразно использование дополнительных критериев выделения товаров (то­варных групп).

1. Важным критерием может служить такой признак товара, как наличие марки производите­ля, или «бренда». Значимость «бренда» в качестве характеристи­ки товара существенно различает­ся в зависимости от видов товаров: для сложнотехнических потребительских товаров (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т. д.) он является определяющим признаком качества и престижнос­ти. Для таких товаров, как пер­вичные продукты животноводст­ва, растениеводства, минерально-сырьевые ресурсы и другие, нали­чие «бренда» не имеет столь выра­женной роли для потребителя.

Группировка товаров по данному признаку позволит более четко и прагматично оценивать перспек­тивы и, соответственно, целесооб­разность импортозамещения това­ров. Например, применительно к товарам, по которым белорусские производители не обладают конку­рентными преимуществами, спе­циализируясь на «отверточной сборке» импортируемых комплек­тующих, не составляет труда про­гнозировать их постепенное вытес­нение продукцией с мировым име­нем. По затратам на НИОКР, рас­полагаемым финансовым ресур­сам, товаропроводящей сети и дру­гим ресурсам, ТНК имеют решаю­щее преимущество, позволяющее расширять и быстро обновлять ас­сортиментный перечень продук­ции, качественно улучшать техни­ческие характеристики, разнооб­разить дизайн, опционное напол­нение, оптимизировать ценовой фактор. Следовательно, производ­ство таких товаров, к которым от­носятся бытовая техника, электро­ника, нецелесообразно рассматри­вать как объект импортозамещения, осуществляемого собственны­ми силами, даже при наличии соб­ственного производства. Значи­тельно эффективнее привлечение иностранных инвесторов, которые обеспечат как потребности внут­реннего рынка, так и экспорт.

Вторая группа товаров, для ко­торых наличие «бренда» не явля­ется определяющим элементом конкурентоспособности (напри­мер, сырое мясо, молоко, соль, злаковые культуры), проще подда­ется импортозамещению при усло­вии, что продукция иностранных производителей не будет существенно дешевле отечественной. Примером, наглядно иллюстрирующим подобную ситуацию, явля­ется импорт свинины в первом полугодии 2011 г. на сумму более 78,0 млн. долл. США. Несмотря на то, что импортируемое мясо в большинстве своем используется мясоперерабатывающими пред­приятиями для дальнейшего экс­порта и обеспечивается добавлен­ная стоимость в иностранной ва­люте, тем не менее, учитывая на­личие внешнего спроса на данную продукцию, рациональнее нара­щивать собственное производство и снижать себестоимость свинины, нежели ее импортировать в таких объемах[7,c.29].

В рамках действующей схемы работ по замещению импорти­руемых в Республику Беларусь то­варов отсутствует критерий эф­фективности затрат на импортоза­мещающие мероприятия, оценива­емый как отношение полученных результатов к осуществленным расходам. Импортозамещающие мероприятия отвлекают не только финансовые средства, но и матери­альные и трудовые ресурсы, кото­рые могли бы быть задействованы в тех сферах производства (услуг), где наша страна имеет конкурент­ные преимущества.

Основная доля производи­мой импортозамещающей продук­ции должна экспортироваться или использоваться при производстве экспортно-ориентированной про­дукции. Это позволит не только быстро окупить затраты на орга­низацию импортозамещающих производств, но и привлечь допол­нительные валютные ресурсы в страну.


Заключение

 

Подводя итог вышеизложенному, отметим следующие выводы:

Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т. п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.

Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В «чистом виде» их можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

В работе были рассмотрены возможные последствия внешнеэкономической политики в открытой экономике при разных режимах валютного курса и при разной степени международной мобильности капитала.

Главное, что следует из проведенного анализа, это то, что в условиях открытой экономики результаты макроэкономической политики в значительной степени зависят от режима валютного курса и степени международной мобильности капитала.

Результативность внешнеторговой политики напрямую связана с используемым режимом валютного курса. При фиксированном валютном курсе протекционистская внешнеторговая политика оказывает стимулирующее воздействие на совокупный спрос, причем ее эффективность возрастает по мере увеличения степени мобильности капитала. Это связано с тем, что рост размеров активного сальдо платежного баланса требует более активных действий со стороны Центрального банка по поддержанию обменного курса валюты на фиксированном уровне. Эффект роста чистого экспорта дополняется эффектом возрастания денежной массы. Однако при плавающем валютном курсе внешнеторговая политика становится неэффективной с макроэкономической точки зрения, поскольку она ведет только к изменению валютного курса. Удорожание товаров отечественного производства по сравнению с иностранными товарами в результате роста валютного курса приводит к снижению чистого экспорта, сводя на нет его увеличение, которое было вызвано протекционистскими мерами.

Таким образом, необходимо придти к выводу, что решение задачи повышения эффективности государственной внешнеэкономической политики требует соответствующего согласования инструментов политики. Выбирая режим валютного курса и степень либерализации движения капиталов, страна одновременно предопределяет и выбор средств осуществления внутреннего макроэкономического регулирования. И наоборот, определяя приоритетные цели внутриэкономической политики (экономический рост, борьба с инфляцией, усиление мер социальной защиты и т.д.), необходимо помнить, что не всякая внешнеэкономическая политика может способствовать достижению этих целей.

Сегодня Республика Беларусь оказалась в проблемной ситуации: для дальнейшего экономического развития ей необходимо интегрироваться в мировую экономику, но при этом она понесет значительные издержки, если сделает это в ближайшее время, без предварительной подготовки своей экономики, без адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Следовательно, адаптация является главной целью той системы экономической интеграции, которую выберет правительство.

Целевой установкой нашей страны является повышение конкурентоспособности, то есть обеспечение стабильно высокого уровня конечного потребления и валового накопления в расчете на душу населения на основе использования и развития реальных конкурентных преимуществ и активного участия в формировании международной экономической среды, благоприятной для национальной экономики.

Дальнейшее развитие экономики Республики Беларусь в перспективном периоде будет зависеть от развития и использования новых преимуществ, которыми должны стать прежде всего такие как:

Информация о работе Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода