Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение внешнеторговой политики в экономике Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие внешнеторговой политики, рассмотреть ее основные цели, виды и инструменты;
- рассмотреть механизм реализации внешнеторговой политики и показать ее влияние на состояние экономики;
- проанализировать особенности внешнеторговой политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение
1 Внешнеторговая политика: понятие, цели, виды
2 Механизм реализации внешнеторговой политики и ее влияние на состояние экономики
3 Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач готовый вариант.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

На втором графике в низу рис. 1.2 площадь, равная а, разделена на две части. Часть площади, обозначенная а1,представляет собой дополнительную выгоду производителей от реализации по цене P1 в условиях действия им­портной пошлины такого объема товаров (в нашем примере — яблок), кото­рый был бы продан и в условиях свободной тор­говли (только по ценам Рw). Кроме того, как уже отмечалось, введение им­портной пошлины приво­дит и к росту объема внут­реннего производства с Q1, до Q3 Доходы от продажи этого дополни­тельного количества товара равны: (Q3— Q1)Pt, или, как обозначено на схеме, они составляют: Sa2+ Sb + Sc. Дополнительная выгода про­изводителей, полученная вследствие расширения производства после введения импортной пошлины, равна Sa2 ,а стоимость ресур­сов, требуемых для этого расширения производства, — S (b + е). Если бы импортная пошлина не была введена, то это же количество яблок могло бы быть куплено на мировом рынке по цене, равной Se. Следовательно, стоимость ресурсов, направленных на расширение внут­реннего (более дорогого по сравнению с мировым) производства яблок, а не на закупку дополнительного количества более дешевых яблок на мировом рынке или на использование в других секторах экономики, равна Sb.

Площадь d — это «цена мертвого веса» тарифа для потребителя. Эта величина представляет собой потери потребителей вследствие изменения спроса на менее желаемые, но более дешевые заменители яблок. Так, до введения пошлины потребители покупали количество товара, равное Q2, а после введения пошлины —Q4 .Потери потре­бителей составили: Sa + Sb + Sc, поскольку количество яблок, кото­рое они сейчас покупают, обходится им дороже. Кроме этого, они теряют Sd, так как их потребление яблок снизилось[1,c.96].

Таким образом, введение импортных таможенных пошлин, с од­ной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой — защите национальных товаропроизводителей. Степень защиты (протекции) различна по различным товарам. К тому же она не всегда так очевидна, поскольку большинство товаров произво­дится с использованием сырья и полуфабрикатов, на которые также могут устанавливаться пошлины. В этой связи необходимо рассмот­реть фактический уровень протекции (effective rate of protection).

Предположим, что цена костюма на внутреннем рынке при сво­бодной торговле составляет 150 дол., из которых 100 дол. — стои­мость ткани, а 50 дол. — добавленная стоимость. Допустим, что правительство устанавливает импортную таможенную пошлину на костюмы в размере 20%. Цена на костюмы повышается на 30 дол. и составляет 180 дол. Добавленная стоимость для внутренних производителей возрастет с 50 до 80 дол. В результате возрастут доходы и будет стимулироваться дальнейшее национальное производство костюмов. Добавленная стоимость иностранных производителей останется на прежнем уровне.

Фактический уровень протекции определяется по следующей фор­муле:

Ф=,

где Д — внутренняя добавленная стоимость при свободной тор­говле;

      Д' — внутренняя добавленная стоимость после введения импорт­ной пошлины.

В нашем примере Ф = 60%.

Далее предположим, что правительство вводит вторую пошлину — на ткань, величина которой составляет 10%. В этом случае за счет увеличения цены ткани внутренняя добавленная стоимость произ­водителей костюмов составит уже 70 дол., а фактический уровень протекции — 40%.

Следовательно, на степень защиты одной отрасли влияют тамо­женные пошлины и по товарам других отраслей.

Одним из инструментов регулирования внешней торговля являются нетарифные барьеры.

Нетарифные барьеры подразделяются на три группы:

1) меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депо­зиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;

2) меры административного характера, непосредственно не на­правленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и марки­ровке и т.п.;

3) прочие меры, непосредственно не направленные на ограниче­ние внешней торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату механизмам действия.

Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия. Все нетарифные барьеры подраз­деляются на семь категорий:

- паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме тамо­женных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных това­ров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специаль­ные целевые сборы. Официально эти меры предпринимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее су­щественное воздействие;

- меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидем­пинговые процедуры и пошлины);

- финансовые меры, предусматривающие особые правила соверше­ния валютных операций для регулирования внешней торговли;

- количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничении на ввоз и вывоз товаров;

- автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков;

- государственная монополия внешней торговли в целом или отдель­ными товарами;

- технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортиру­емых товаров национальным стандартам, в том числе качества и безопасности.

Квотирование (quotation) внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени. Выделяются квоты:

Общая квота (global quota) определяется для государственных нужд;

Естественная квота (natural quota) - связана с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;

Исключительная квота (exclusive quota) - вводится в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

Тарифная квота (tariff quota) представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.

Экспортная квота (export quota) ограничивает количество продукции, разрешенной для вывоза.

Импортные квоты (import quota) ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза.

Лицензирование (licensing) представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара – в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием. Лицензирование может выступать составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. Основными видами лицензий являются:

Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером, называется добровольным ограничением экспорта (voluntary export restraint). Оно может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций; такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной.

Под экспортной субсидией (export subsidy) понимается оказание правительством или государственным органом страны финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров[2,c.28].

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго (trade embargo) - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров.

Распространенной формой административных мер контроля внешней торговли являются декларации, визы, разрешения. В число технических барьеров входят требования о соблюдении национальных стандартов, получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.

Политика той или иной страны в области ценообразования мо­жет быть направлена на поддержание внутренних цен на относи­тельно высоком уровне и в относительно стабильном состоянии по сравнению с условиями мирового рынка, например на поддержание определенного уровня доходов производителей того или иного товара. Пошлины в данном случае не являются адекватным инструментом, так как внутренние цены изменяются в зависимости от изменений мировых цен. Для того чтобы избежать этого, применяют компенса­ционные (уравнительные) сборы, величина которых равна разнице между относительно низкой ценой данного товара за границей и его относительно высокой ценой на внутреннем рынке. Компенсацион­ные сборы могут использоваться вместо пошлин или вместе с ними. Для них характерна почти автоматическая изменяемость. Если внут­ренние цены постоянны, а мировые цены изменяются, то и компен­сационные сборы изменяются на величину изменения мировых цен, но в обратном направлении. Этим они отличаются от пошлин, кото­рые являются постоянными во время их действия. Кроме того, если мировые цены стабильны, то от величины применяемых пошлин зависит внутренняя цена, а при применении компенсационных сбо­ров их величина зависит от внутренней цены, т.е. в первом случае внутренняя цена является функцией пошлин, а во втором случае ком­пенсационный сбор — функцией внутренней цены. Почти автома­тическая изменяемость компенсационных сборов делает их трудным барьером для проникновения иностранных товаров на внутренний рынок.

Импортные депозиты — это взносы определенной суммы на спе­циальный счет в некоторой пропорции к стоимости импорта. Через определенное время эти суммы возвращаются (без процентов). В ре­зультате у импортеров возникают дополнительные затраты, так как им обычно приходится брать кредит для депозитов. Стремление ком­пенсировать дополнительные затраты приводит к росту цен на импортируемые товары, а в конечном счете — к сокращению спроса и, соответственно, импорта. Чаще всего импортные депозиты приме­няются для улучшения ситуации в платежном балансе посредством сокращения импорта, например в конце 60-х гг.. подобная система применялась в Великобритании.

Охрана здоровья и окружающей среды не является барьером в международной торговле, но косвенно может использоваться в этих целях, когда к импортируемым товарам применяются особые техни­ческие требования, что влечет дополнительные затраты, связанные с изменением технологии и получением соответствующего сертифи­ката качества.

К дополнительным платежам относятся различные администра­тивные, таможенные, гербовые, статистические, пограничные сборы, которые, так же как и пошлины, способствуют ограничению импор­та. Они применяются в тех случаях, когда использование пошлин политически невыгодно, и устанавливаются автономно в отличие от пошлин, которые в основном являются договорными.

В развитых странах принято, что налоги должны применяться так, чтобы они были нейтральными по отношению к внешней торговле, т.е. импортируемые товары должны облагаться внутренними налогами, так же, как и национальная продукция. Однако на практике это условие выполняется далеко не всегда, Но даже если условие нейт­ральности внутренних налогов по отношению к внешней торговле выполняется, возникает проблема двойного налогообложения (при экспорте и при импорте), т.е. конкурентоспособность данного товара снижается. Общепринято, что взимаются налоги только в стране-импортере, а налогообложение не может быть больше, чем налого­обложение аналогичных национальных товаров. Но в то же время экспортные товары не могут быть освобождены от налогов в боль­шей степени, чем, если бы они направлялись на внутренний рынок. Эта проблема осложняется еще и тем, что возвращаются только кос­венные налоги, а прямые не возвращаются[2,c.29].

Государство может устанавливать валютные ограничения, т.е. оп­ределять способ использования валюты (принудительная продажа валюты государству и т.п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия те же, что и при количественных ограничениях. Способом «обхода» являются клиринговые соглаше­ния, встречная торговля.

Могут применяться и иные нетарифные ограничения внешней торговли, например государственная монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается спрос на импортное сырье и др.

Под экспортными субсидиями (export subsidies) понимаются посо­бия, преимущественно в денежной форме, предоставляемые госу­дарством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности снижать экспортные цены без со­кращения прибыли. Различают несколько видов субсидий:

1) прямые субсидии, непосредственно выплачиваемые государст­вом экспортеру в трех формах:

- выплата некоторой суммы в определенной пропорции к экс­порту;

- возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами, если первая выше;

- финансирование государством некоторых затрат экспортера, например затрат на исследование внешних рынков, рекламу, транспорт и т.д.;

Информация о работе Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода