Агропромышленный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Тема агропромышленного комплекса очень актуальна в данное время т.к. сельское хозяйство занимает исключительное место в жизни любого общества, ибо именно здесь производится подавляющая масса продуктов питания, наличие которых является самым первым условием жизни человека, т.е. главными целями развития агропромышленного комплекса (АПК) на современном этапе экономического реформирования страны являются обеспечение устойчивого и эффективного производства, формирование развитых рынков, надежное продовольственное обеспечение населения России, повышение уровня доходов сельскохозяйственных предприятий, обеспечение сохранения и воспроизводства природных ресурсов, особенно земли.

Содержание

Введение 3
1 .Понятие агропромышленного комплекса
Структура АПК 4
Состав АПК:
1.2.1.Сельское хозяйство 6
1.2.2.Растениеводство 10
1.2.3.Животноводство 13
1.2.4. Пищевая промышленность 16
Аграрные реформы 17
2.Состояние агропромышленного комплекса и анализ использования средств федерального бюджета, выделяемых на его поддержку
2.1. Состояние АПК 24
2.2. Использование сельхозугодий 26
2.3. Основные фонды 28
4.4. Производство с/х продукции 29
2.5. Импорт продуктов питания 34
2.6. Состояние социальной сферы села 38
3.Выводы по состоянию АПК 40
4.Предложения 42
Заключение 43
Список литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

Агропромышленный комплекс России.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

Меры государственного регулирования импорта продовольствия также далеко не оптимальны. Это наглядно видно на примере импорта риса и сахара. В результате занижения импортерами таможенной стоимости риса и сахара в бюджет в 2003 году недоплачено около 150 млн. долл. США.

2.6.Состояние социальной сферы села.

 

 

В наибольшей степени  кризис, поразивший аграрный сектор, отразился  на социальной сфере села. В 2003 году на селе было построено меньше, чем  в 1990 году: школ - в 6,5 раза, жилья - 2,2, больниц - 3,5, объектов культуры - 14 раз, детских дошкольных учреждений - в 35 раз. Практически прекратилось строительство в сельской местности дорог с твердым покрытием. В 2003 году их было построено 0,14 против 28,3 тыс. км в 1990 году.

Информация о строительстве  объектов социальной сферы в сельской местности приведена в таблице 7:

Таблица 7

Объекты социальной сферы/год

1990г.

2000г.

2001г

2002г

2003г

Жилые дома, млн. кв. м.

17,9

7,1

7,4

7,6

8,1

Школы, тыс. мест

265

53,5

51,1

38,8

40,3

Больницы, тыс. коек

5,3

1,5

1,7

1,0

1,5

Объекты культуры (клубы), тыс. мест

90

9,6

9,9

7,7

6,4

Автомобильные дороги, тыс. км

28,3

0,3

0,3

0,11

0,14


На фоне нестабильной экономической ситуации и слишком  медленного выхода из аграрного кризиса  в последние годы все чаще стали  проявляться симптомы ухода государства от вопросов социального развития сельских территорий. Решение этих вопросов все чаще переадресуется регионам или формирующимся органам местного самоуправления. Между тем груз нерешенных социальных проблем настолько велик, что уход центра от них - это серьезный шаг назад в социально-экономическом развитии села. Сельские территории напоминают сейчас больного, которому сделали несколько неудачных экспериментальных операций, а затем резко прекратили помощь в надежде на самовыживание.

Проводимый ВНИИЭСХ  с 1999 г. мониторинг социально-трудовой сферы села позволяет выделить в  качестве приоритетных пять крупных  проблем, решение которых требует  активного участия федеральных  органов власти. Это - демографическая  ситуация, вопросы формирования рынка труда и занятости, сельской молодежи, бедности, развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий.

В рассматриваемом периоде  треть сельских населенных пунктов  оказалась заброшенной, а 17 тысяч  исчезли с географической карты  России. Демографическая ситуация на селе с каждым годом резко ухудшается. Продолжается отток молодежи из села. Выпускники сельскохозяйственных профессиональных учебных заведений не идут работать в сельскохозяйственное производство. Так, из выпускников Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева только каждый пятый стал работать по специальности и лишь единицы - непосредственно в сельском хозяйстве. Физическое и психическое здоровье сельского населения также оставляют желать лучшего. Особенно тревожит рост численности умственно отсталых и лиц с психическими заболеваниями и хроническим алкоголизмом. С позиций ухудшения трудоресурсных функций села, угрожающая ситуация складывается со сверхвысокой смертностью мужчин в трудоспособном возрасте, особенно в самом продуктивном - 30-49 лет. По отношению к 1990 г. смертность мужчин в этом возрасте возросла в 2 раза, по сравнению с женщинами данный показатель выше в 3,6 раза.

Крайне низким остается уровень жизни сельского населения. Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства остается самой низкой среди других отраслей экономики и составляет 39% от общероссийского уровня. Безработица на селе превысила 11 процентов.

Разрушается социальная инфраструктура сельских территорий. Значительное количество объектов социальной и инженерной инфраструктуры остается на балансе сельскохозяйственных предприятий, абсолютное большинство которых не имеет финансовых ресурсов для их содержания. Анализ хода исполнения в 2003 году федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" показал, что многие субъекты Российской Федерации в силу своей дотационности оказались не в состоянии привлечь для ее реализации необходимые финансовые ресурсы за счет региональных бюджетов и внебюджетных источников.

 

3.Выводы по состоянию АПК

 

 

1. В дореформенный период развитие агропромышленного производства обеспечивало рост продукции опережающими к росту населения страны темпами. В 80-х годах, благодаря увеличению доли сельского хозяйства в национальном доходе, началось преодоление отставания социальной сферы села и выравнивания уровня оплаты труда в сельском хозяйстве и промышленности. Рентабельность сельского хозяйства в 1991 году составила 37 процентов. Положительные сдвиги достигались в основном за счет укрепления материально-технической базы и увеличения государственной поддержки аграрного сектора.

  1. Многократное сокращении бюджетной поддержки аграрной сферы обусловило убыточность сельского хозяйства.
  2. Сокращение и старение материально-технической базы сельского хозяйства создали реальную угрозу продовольственной безопасности страны.

4. Существующая финансовая  политика государства в отношении  АПК не в полной мере отвечает  целям и задачам выхода экономики  из кризиса и повышения уровня  жизни населения. Происходит сокращение в абсолютном и относительном выражении уровня поддержки аграрной сферы. Стратегические проблемы выхода АПК из кризиса не решаются.

5. Формирование затрат  бюджета на поддержку АПК происходит  без достаточных экономических  обоснований. При подготовке и рассмотрении проекта федерального бюджета не учитывается необходимость увязки возможностей производства продовольствия с установленными нормами прожиточного минимума, потребительской корзины, минимальной оплаты труда, социальных выплат. Отсутствуют методики оценки эффективности отдельных направлений бюджетной поддержки АПК.

6. В бюджетной политике  происходит регионализация поддержки  АПК (свыше 70 % поддержки приходится  на региональные бюджеты). Такое  положение препятствует формированию  единого рыночного пространства, искажает объективную конкурентную среду, приводит к неоправданной дифференциации в социальных условиях жизни на селе.

7. Для сельского хозяйства  создана система льготного налогообложения,  но она не дает возможность  использовать льготы для развития производства. Взыскание налогов, не обеспеченных реальными источниками, дестабилизирует экономику сельхозпредприятий, влечет за собой рост кредиторской задолженности, снижение уровня оплаты труда.

8. В стране не созданы  устойчивые федеральные системы  поддержки реализации сельхозпродукции и регулирования продовольственного рынка. Попытки, связанные с организацией Федеральной продовольственной корпорации, формированием федеральных продовольственных фондов, привели к изъятию средств бюджета, предназначавшихся для финансирования сельского хозяйства.

9. Низкий уровень производства  и неиспользованные мощности  делают отрасль весьма отзывчивой  на инвестиции. Структурные преобразования, технологическое обновление, как  показывает практика, обеспечивают  снижение себестоимости продукции в 1,5-2 раза. Помимо высокой прямой отдачи, вложения в сельское хозяйство могут способствовать росту эффективности в других, связанных с ним отраслях, и обеспечить значительное увеличение налоговых поступлений в бюджет.

 

 

4. Предложения.

 

 

  • ускорить принятие федерального закона "О развитии сельского хозяйства 
    и агропродовольственного рынка в Российской Федерации";
  • разработать и принять комплекс законодательных и организационных мер, направленных на создание условий для оборота земель, развития ипотеки, привлечения капитала и трудовых ресурсов на село. Обеспечить принятие во всех субъектах Российской Федерации законодательных актов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
  • разработать систему мер по защите экономических интересов отечественных товаропроизводителей от экспансии импортного продовольствия;
  • разработать методологические основы и нормативы определения финансовых затрат на государственную поддержку агропромышленного комплекса, обеспечивающие повышение уровня его развития в рыночных условиях;
  • ускорить темпы технического перевооружения отрасли. Осуществить меры, направленные на увеличение возможностей сельхозтоваропроизводителей в приобретении предметов лизинга с учетом доведения уставного капитала ОАО "Росагролизинг" до 40 млрд. рублей.

 

Заключение

 

 

В ходе работы, мы познакомились  с понятием агропромышленного комплекса(АПК). Выявили его сущность и структуру. Доказали, что современное сельскохозяйственное производство не является изолированным, развивающимся и функционирующим вне национальной экономики, наоборот, агропромышленный комплекс базируется на межотраслевой производственной кооперации. Убедились в большом влиянии государства на данный сектор экономики. Также получили картину о состоянии агропромышленного комплекса в нынешнее время: о используемых сельхозугодиях, о основных фондах, о импорте продуктов питания и т.д. Рассмотрели различные предложения по поводу улучшения состояния агропромышленного комплекса в будущем и познакомились с агропромышленными реформами проведенными Правительством РФ за данное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

1. Козырев В.М.  Основы  совершенной экономики М.,1998

2. Войтов П.Л.  Экономика

3. Казначевская С.В.  Экономическая теория

4. Ведяпин В.И.  Экономическая  теория М.,2000

5. Web ресурсы:

www.economicus.ru

www.agroinform.ru

www.cir.ru

www.aup.ru




Информация о работе Агропромышленный комплекс России