Агропромышленный комплекс РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение агропромышленного комплекса Республики Беларусь, а также проблемы и перспективы его развития.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
-рассмотреть понятие и сущность агропромышленного комплекса;
- дать структуру агропромышленного комплекса;
- рассмотреть социально-экономическую эффективность агропромышленного комплекса;
- рассмотреть агропромышленную интеграцию как инструмент повышения агропромышленного комплекса;
- провести анализ состояния агропромышленного комплекса Республики Беларусь за 2010-2011 гг.;
- выявить проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА......................................................................................................6
1.1 Понятие и сущность агропромышленного комплекса………………………6
1.2 Структура агропромышленного комплекса…………………………………7
1.3 Социально-экономическая эффективность агропромышленного комплекса…………………………………………………………………………..12
2 АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА…………………16
3 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……19
3.1 Анализ состояния агропромышленного комплекса Республики Беларусь за 2010-2011гг………………………………………………………………………….19
3.2 Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (1).docx

— 76.44 Кб (Скачать файл)

Источник: [15].

 

По итогам данных таблицы 3.2 можно увидеть, что численность населения, занятых в сельском хозяйстве существенно сокращается. По сравнению с 2010 годом в 2011 году численность занятого населения сократилась на 68,6 тыс. чел. Для структуры сельского хозяйства это существенная цифра. Даже не смотря на проводимые государственные программы, которые предусматривают, удержание и призыв людей к работе в аграрном секторе, видимо действующие программы не приносят предполагающего эффекта.

Далее следует  рассмотреть динамику среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 - Динамика среднемесячной заработной платы населения занятого в сельском хозяйстве начисленной за 2010-2011 гг.

Номинальная среднемесячная з/пл (тыс.руб.)

2010 г.

2011 г

Абсолютное отклонение, +/-

Работников Занятых в с/х

803,9

1275,9

472

Работников всей структуры экономики

1217,3

1899,8

682,5


Источник: [15].

 

Рассмотрев  динамику, можно сделать выводы, что заработная плата растет, в среднем темп роста заработной платы работников занятых в с/х составляет 158,8%. Однако людей не удерживает в аграрной структуре такая заработная плата. Хотя сейчас разрабатываются такие мероприятия государственных программ, которые направлены на увеличение заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве, но они не в достаточной мере направлены на развитие аграрного сектора.

Кооперация  является одним из основных факторов, оказывающих существенное влияние  на эффективность функционирования сельскохозяйственных предприятий  и повышение их организационно-экономической  и финансовой устойчивости.

Наиболее  развивающимися формами кооперативно-интеграционных связей в АПК Беларуси в настоящий  период являются:

  • создание перерабатывающих производств крупно товарными сельскохозяйственными предприятиями, что позволяет выпускать готовую продукцию из собственного сырья и использовать существенные суммы добавленной стоимости на собственные нужды;
  • организация сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями объединений для совместно переработки и реализации продукции с целью восстановления разрушенных производственно-хозяйственных связей между сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью;
  • организация региональных многоотраслевых и продуктовых агропромышленных формирований, эффективное функционирование которых позволяет реализовать принцип выгодного распределения получаемой добавленной стоимости между субъектами кооперации при продвижении продукта от производителя к потребителю;
  • создание агропромышленных формирований предприятиями и организациями различных отраслей, что позволит существенно снизить потери из-за ведомственной разобщенности хозяйствующих субъектов, отсутствия единого центра управления и слабой координации действий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Также интеграционные процессы АПК Республики Беларусь отражены и в Программе развития села, где  предусматривается объединение  субъектов хозяйствования в АПК  по производству и переработке сырья, торговых и финансово-кредитных  организаций. В этой Программе также  предусмотрена перспектива перерастания этих структур в крупные конкурентоспособные  и экспортоориентированные кооперации с выходом на международный уровень и привлечением иностранного капитали.

Для реализации этого важного государственного проекта в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции до 2010 года планируется  развитие предприятий такого рода.

Одними из первых интегрированных структур на территории РБ являются:

  • «Барановичская аграрно-птицеводческая хозяйственная группа», созданная в Барановичском районе на базе РУПСП «Птицефабрика «Дружба»; в состав этой группы вошли РУПСП «Птицефабрика «Дружба», ОАО «Барановичскаая птицефабрика B РУСПП «Городищенскийплемптицерепродуктор»;
  • ЧУП «Свитино - ВМК», созданное в г. Витебске на базе ЗАО «Свитино» и ОАО «Витебский мясокомбинат» с мощностью комплекса по выращиванию и откорму свиней на 24 тыс.голов;
  • ОАО «АФК «Жлобинский мясокомбинат», созданное в г. Жлобине на основе ОАО «Жлобинсикй мясокомбинат», ОАО «Жлобинский комбикормовый завод», филиал ОАО «Белагропромбанк» и еще 11 сельхозорганизаций.

В условиях государственного регулирования экономикой создание интегрированных структур - это оптимальный  вариант развития АПК, позволяющий  обеспечить продовольственную безопасность страны и повысить рентабельность производства продукции. Эти структуры могут  быть узкоспециализированными или, напротив, многоотраслевыми. Суть в  том, что вокруг одного эффективно работающего  предприятия-интегратора под единым руководством объединяются предприятия  других отраслей, с которыми у него и прежде существовали связи.

Белорусский агропромышленный комплекс пошел путем  простого слияния нескольких сельхозорганизаций с крупными перерабатывающими предприятиями. И надо сказать, они сейчас неплохо работают.

Наиболее  успешными из них признаны агрокомбинаты  «Дзержинский», «Снов», совхоз-комбинат «Заря», «Гроднохлебопродукт». Их финансово-экономические показатели говорят о хорошей адаптации к условиям современной экономики. Предприятия ежегодно обеспечивают прирост производства не менее чем на 10-15%, а рентабельность по отдельным структурам составляет более 30%.

В настоящее  время государством рассматриваются  проекты дополнительных законодательных  актов для урегулирования вопросов, возникающих в процессе интеграции и кооперации сельхозпереработчиков и других участников. В частности, речь идет о подготовке нормативных актов, которые позволят на некоторое время отложить уплату долгов, произвести реструктуризацию кредитов.

Таким образом, можно сделать вывод, что агропромышленный комплекс находится на должном уровне, однако существуют проблемы, которые требуют их дальнейшего решения.

 

 

3.2 Проблемы и перспективы развития  агропромышленного комплекса Республики  Беларусь

 

Обстановка, сложившаяся в агропромышленном комплексе Беларуси непростая. Существуют ряд проблем, которые тормозят эффективность сельскохозяйственного производства. К числу основных можно отнести две. Первая – имеющийся ресурсный потенциал села используется не в полной мере. Большинство производственных объектов в сельской местности, особенно в животноводстве, используются неэффективно. Но самое главное – низкая продуктивность сельскохозяйственных угодий.

Вторая проблема заключается в том, что сельское хозяйство не располагает достаточным  количеством оборотных активов  и не может обеспечить свою работу собственными средствами. Значительная доля на весенне-полевую и уборочную  компании, включая и выплаты заработной платы, по-прежнему ложатся на государство. Дотации аграрной отросли достаточно высоки. В то же время, очевидно, что для кардинальных улучшений в сельском хозяйстве необходимы, в первую очередь, разработка и реализация научно- обоснованного комплекса мер по повышению эффективности по всех сферах деятельности АПК. Поэтому на уровне Правительства разработана «Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь», которая была одобрена Указом Президента Республики Беларусь.

Ее цель –  сформировать систему хозяйствования, обеспечивающую наиболее рациональное использование почвенного климатического потенциала, внутриотраслевых резервов материально-технической базы предприятий  АПК и трудовых ресурсов для дальнейшего устойчивого роста сельхозпроизводства, повышение экономической эффективности, обеспечение продовольственной безопасности республики, существенного повышения уровня благосостояния тружеников села.

В последнее  время Правительство страны, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, местные органы государственного и  хозяйственного управления предпринимают  многие меры по стабилизации и развитию агропромышленного производства. Например, введено льготное кредитование и  налогообложение сельскохозяйственных предприятий, действуют механизмы  лизинга и товарного кредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономики сельскохозяйственных организаций. Одобрены важные законодательные нормативы  о реорганизации сельскохозяйственных предприятий, о кооперации, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.

Сегодня можно  видеть тенденции увеличения агропромышленного  производства [17, c.127]. В течение трех последних лет идут процессы восстановления объемов производства валовой продукции АПК. Сокращается убыточность отрасли. Но, несмотря на достигнутые позитивные сдвиги, в развитии отрасли существует ряд нерешенных проблем:

• низкая эффективность  функционирования производства;

• высокая  степень износа активной части основных производственных фондов, превышающих  предельно-критический уровень;

• недостаточная  обеспеченность предприятий сырьем;

• дефицит  инвестиций на модернизацию производственно-технической  базы;

• низкий уровень  потребления на душу населения важнейших  продуктов питания (мясо, и молоко, продуктов, рыбы, овощей и фруктов).

Развитие  перерабатывающей промышленности должно быть ориентировано на полное удовлетворение потребности населения страны в  продуктах питания и увеличение экспортного потенциала, снижение издержек, повышение эффективности производства наоснове внедрения ресурсосберегающих технологий, комплексного использования материально-сырьевых ресурсов.

В ближайшей  перспективе (до 2015 г.) необходимо: повысить уровень самообеспечения сахаром, маслом растительным, улучшить структуру питания населения за счет увеличения производства и потребления белковых продуктов (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, рыбы и рыбопродуктов), а также овощей, фруктов, растительного масла.

Ключевым  условием обеспечения устойчивого  развития перерабатывающей промышленности является повышение технического и  технологического уровня производства до соответствующего мировым аналогам и обеспечивающего выпуск конкурентоспособной  продукции за счет активного вложения средств на модернизацию производства с внедрением новейших ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Улучшение обеспечения  предприятий перерабатывающей промышленности сельскохозяйственным сырьем предусматривается  на основе развития интеграционных процессов и будет осуществляться путем укрепления производственных связей и объединения на договорных и кооперативных началах партнеров по агропромышленной деятельности (сельскохозяйственных, перерабатывающих, агросервисных предприятий, финансовых структур, в том числе с участием иностранных юридических лиц).

В целях повышения  конкурентоспособности продукции  предстоит повысить качество, потребительские  свойства, улучшить ее оформление и  упаковку с учетом требований рынка, а также проводить работу по внедрению  стандартизации и сертификации [12].

К 2020 г. за счет собственного производства население  страны может быть полностью обеспечено мясо – и молокопродуктами, хлебопродуктами, картофелем, сахаром. Возрастет уровень  самообеспечения маслом растительным, рыбой и рыбопродуктами, однако из-за отсутствия прочной сырьевой базы достичь полного самообеспечения этими видами продукции проблематично. Перерабатывающая промышленность должна снизить негативное влияние на природу.

В агропромышленном комплексе в целях повышения  эффективности производства, получения  экологически чистой продукции следует  осуществить более широкое применение биологических и микробиологических средств защиты, безотвальной обработки  пашни, использование принципов  пермакультуры, и т.д. Предусматривается разработка эффективных способов и технических средств биологической защиты растений, электрофизических способов обеззараживания семян, механических и электрических способов борьбы с сорной растительностью; изыскание эффективных способов минимизации и безотходного применения химических веществ при протравливании семенного и посадочного материала.

Страна должна развивать сельское хозяйство за счет широкомасштабного освоения ресурсо- и энергосберегающих технологий, увеличения в энергобалансе доли местных энергоносителей, вторичных энергоресурсов предприятий, разработки и внедрения в сельскохозяйственное производство машин и оборудования, использующих энергию солнца, ветра, воды, низкопотенциального тепла земли и животных, озона-холода, биогаза и других возобновляемых источников.

Также не обеспечивается приоритет развития АПК. Наоборот, с  позиции воспроизводства ресурсного потенциала продолжается перераспределение  капитала из сельского хозяйства  в другие отрасли экономики. Это  подтверждается неадекватностью реализационно-сбытовых цен затратам на производство, существенным отставанием оплаты труда работников сельского хозяйства от других отраслей реальной экономики и др.

Изучение  показывает, что в настоящее время  необходимо строгое научное определение  стратегии и политики развития агропродовольственного производства, тем более что сейчас, по поручению Президента Республики Беларусь, идет доработка Программы социально-экономического развития и возрождения села. Государственная аграрная политика должна базироваться на следующих основных принципах.

Основные  принципы государственной агропродовольственной  политики:

1. Целевой  характер и программность реализации государственных приоритетов

Государственные приоритеты АПК должны реализоваться  через научно-обоснованные целевые  республиканские и отраслевые программы  развития. Это позволяет заложить приоритеты в целевые программы  и сконцентрировать на их выполнении основные ресурсы

2. Адресность  государственной поддержки

Государственная поддержка должна оказываться непосредственно  сельхозтоваропроизводителям. Нельзя допускать получения бюджетных и централизованных средств коммерческими посредническими организациями

3. Устойчивость  механизмов государственного регулирования

Информация о работе Агропромышленный комплекс РБ