Экономические и экологические аспекты использования природного газа, нефти, углей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:39, реферат

Краткое описание

Основной целью проведения и реализации энергетической политики Республики Беларусь является определение путей и формирование механизмов максимально эффективного использования ТЭР и производственного потенциала ТЭК для надежного и безопасного обеспечения отраслей экономики и населения энергоносителями при сохранении требуемых экологических условий.

Содержание

Энергетическая политика Республики Беларусь………………………………...3

Потребление энергоресурсов в мире по регионам в 1970-2025 годах………….7

Перспективы развития энергетики Республики Беларусь до 2020 года (на основании энергетического баланса до 2020 г.)………………………………….9

Запасы и экономически целесообразные объемы добычи (производства) местных видов энергоносителей …………………………………………………10
Экологические аспекты энергетики Республики Беларусь……………………..13

Потенциал энергосбережения, пути и методы его реализации………………....15

Заключение………………………………………….................................................22
Список использованной литературы……………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Энергосбережение.docx

— 57.91 Кб (Скачать файл)

Для того, чтобы в деятельности всех юридических лиц экологические  приоритеты приобрели первостепенное значение, экологическая часть энергетической политики в прогнозируемом периоде  должна включать:

• к концу прогнозируемого  периода обеспечение постоянного  контроля выбросов загрязняющих веществ  стационарными приборами учета, а на первоначальном этапе увеличить  частоту проведения локального мониторинга;

• компенсирование путем  прогнозируемого объема снижения вредных  выбросов от внедрения экологически безопасных технологий и оборудования на объектах ТЭК возможного увеличения выбросов за счет прироста выработки  электроэнергии и теплоэнергии на собственных  источниках;

меры по недопущению при  создании новых и модернизации действующих  топливоиспользующих агрегатов (котлов, печей, сушилок и т.п.) повторного использования ранее установленных  устаревших горелочных устройств и  экологически неприемлемых схем сжигания топлива;

• обеспечение дальнейшего  сокращения выбросов вредных веществ  энергетическими объектами за счет относительно недорогих мероприятий - внедрения многоканальных горелочных устройств, организации многоступенчатого  сжигания топлива путем рециркуляции дымовых газов, создания систем непрерывного контроля и автоматического регулирования  процессов горения на котлах;

• в связи с намеченным сооружением в прогнозируемом периоде  энергетических объектов на угле варианты с его газификацией и внедрением наиболее эффективных систем очистки  дымовых газов;

• продолжение работы по внедрению мониторинга окружающей среды и систем оперативного управления, включающей экономическое и административное воздействие и охватывающей все  источники выбросов;

• осуществление распределения  инвестиций для внедрения экологически прогрессивных мероприятий на базе комплексных эколого-экономических  расчетов в пределах городов, промышленных узлов с ранжированием приоритетов  по минимизационным затратам на единицу  сокращения выбросов в приземном  слое вне зависимости от отраслевой принадлежности объектов;

• в связи с намечаемой тенденцией существенного увеличения использования местных видов  топлива, и в особенности древесины, обеспечение жесткого контроля процесса заготовки (добычи) этих видов с тем, чтобы обеспечить минимальный ущерб  для окружающей среды при непременном  условии обеспечения равенства  возможностей сохранения благоприятной  окружающей среды и пользования  благами природы для будущих  поколений.

 

 

 

Потенциал энергосбережения, пути и методы его реализации

 

 

Систематизация работы по энергосбережению в Беларуси началась с 1993-1994гг.

В 1993г. был создан Комитет  по энергосбережению и энергетическому  надзору (в настоящее время –  Комитет по энергоэффективности) при  Совете Министров Республики Беларусь.

В 1996г. Комитетом совместно  с другими министерствами, ведомствами  и научными организациями была разработана  и одобрена Правительством Республиканская  программа по энергосбережению на период до 2000г.

Основными целями программы были определены:

• выявление потенциала энергосбережения в Республике Беларусь и определение наиболее эффективных  путей его реализации;

• максимальное использование  местных видов топлива, отходов  производства, снижение импорта топливно-энергетических ресурсов;

• координация усилий и  средств всех участников работ по эффективному использованию ТЭР.

На основании расчетов и экспертных оценок был определен  потенциал энергосбережения на уровне 12 млн. т у .т., в том числе:

4,8 млн. т у.т. – в  коммунально-бытовом секторе;

2,6 млн. т у.т. – в  энергетике;

1,3 млн. т у.т. – в  химической и нефтехимической  промышленности;

0,85 млн. т у.т. – в  сельском хозяйстве;

0,6 млн. т у.т. – в  машиностроении и металлообработке.

Выполнение этой Республиканской  программы позволило обеспечить координацию усилий на уровне республики для решения организационных  и технических вопросов повышения  эффективности использования энергоресурсов.

В 1996-2000гг. в республике сформировалась структура управления энергосбережением:

• установлен государственный  надзор за рациональным использованием ТЭР (образованы региональные управления по надзору за рациональным использованием ТЭР);

• образован Экспертный Совет при Комитет по энергосбережению;

• создан целый ряд хозрасчетных предприятий, занимающихся оказанием  услуг, производством энергоэффективного оборудования и приборов учета энергоресурсов.

Кроме того, были созданы:

1. Законодательная база  энергосбережения:

• Закон «Об энергосбережении»;

• Закон «О внесении изменений  и дополнений в Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», определяющий ответственность должностных  лиц за нерациональное использование  топлива и энергии;

• Правительством принято  около 20 постановлений по вопросам энергосбережения.

2. Финансово-экономический  механизм энергосбережения:

• Образован республиканский  фонд «Энергосбережение»;

• Установлен порядок использования  и возврата средств, выделяемых на цели энергосбережения;

• Установлен порядок выдачи кредитов на выполнение мероприятий  по энергосбережению;

• Подготовлены рекомендации по условиям и порядку премирования за экономию ТЭР;

• Введено в действие Положение по применению штрафных санкций  за нерациональное использование ТЭР.

В 1996 г. была введена система  определения и контроля за выполнением  годовых целевых показателей  по энергосбережению для министерств, других республиканских органов  государственного управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областей республики и г. Минска. Выполнение таких показателей  осуществлялось через ежегодные  региональные, отраслевые программы  энергосбережения, а также программы  отдельных предприятий и организаций. В 1996г. была также установлена государственная  статистическая отчетность о выполнении мероприятий по энергосбережению.

Реализация потенциала энергосбережения в республике в 1996-2000гг. проводилась  в соответствии с приоритетными  техническими направлениями, указанными в Программе, такими как:

• модернизация и повышение  эффективности котельных;

• внедрение парогазовых  и газотурбинных установок;

• оптимизация режимов  и схем теплоснабжения;

• перевод паровых котлов в водогрейный режим;

• замена электрокотельных на более экономичные теплоисточники;

• внедрение систем учета  и регулирования энергии;

• использование вторичных u1101 энергоресурсов;

• уменьшение потерь при  передаче энергии;

• внедрение частотно-регулируемых приводов;

• установка энергоэкономичных  осветительных устройств;

• внедрение новых энергосберегающих  технологий и материалов;

Проводилась работа по экономическому стимулирования работ по энергосбережению.

Финансирование мероприятий  по энергосбережению в 1996-2000 г.г. осуществлялось в рамках Перечня энергосберегающих  мероприятий республиканского значения, Государственной научно-технической  программы «Энергосбережения», уже  упомянутых региональных и отраслевых программ энергосбережения за счет следующих  источников: собственных средств  предприятий, средств инновационного фонда концерна «Белэнерго» и  отраслевых инновационных фондов, средств  целевого бюджетного фонда

«Энергосбережение», средств  фондов «Энерго- и ресурсосбережение» предприятий, республиканского и местных  бюджетов, средств займа Всемирного банка. Объем финансирования за эти  годы составил 370 млн. долл. США.

На протяжении 1996-2000гг. финансирование мероприятий по энергосбережению за счет собственных средств предприятий  составляло 42-44% от общего объема. Объемы финансирования энергосберегающих  мероприятий за счет средств инновационных  фондов ежегодно определялись постановлением Правительства о реализации бюджета  Республики Беларусь на соответствующий  год и составляли 42-45% от общего объема финансирования.

С 1998 года субъектам хозяйствования не зависимо от формы собственности  разрешено включать в себестоимость  продукции в течении года после  внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных  ТЭР, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в  создаваемых ими фондах «Энерго- и ресурсосбережение». Средства таких  фондов можно использовать на финансирование НИОКР, работ по внедрению энерго- и ресурсосберегающих мероприятий  и технологий, возврат банкам полученных на цели энерго-и ресурсосбережения  кредитов и уплату процентов за пользование  ими. Кроме того, до 50% средств указанного фонда можно использовать на премирование.

Суммарную экономию ТЭР в  республике в сопоставимых условиях с 1996 по 2000г. можно оценить на уровне 6,8 млн. т.у.т., в том числе более 4 млн. т.у.т.- за счет проведения энергосберегающих  мероприятий и более 2 млн. т.у.т. - за счет дополнительных мер по снижению энергоемкости продукции, работ  и услуг.

За период 1996-2000 гг. создана  структура и основные элементы непрерывной  системы образования в области  энергосбережения, открыта новая  специальность «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент», в ведущих технических вузах  республики образованы кафедры соответствующего профиля, налажена система научно-технической  информации и пропаганды, начал издаваться специализированный u1078 журнал «Энергоэффективность».

Начиная с 1998 г. активизировалось международное сотрудничество. В 1998 г. было подписано соглашение между  Правительством Республики Беларусь и  Всемирным Банком о выделении  аванса в размере 1 млн. долл. США  для подготовки проекта проведения энергосберегающих мероприятий  в социальной сфере республики (школы  и больницы).

В 1999 г. была инициирована подготовка к ратификации Рамочной конвенции  ООН по изменению климата, в 2000 г. подготовлены и поданы в Экспериментальный  Углеродный Фонд предложения по нескольким инвестиционным проектам в части  повышения эффективности использования  топлива и энергии.

Политика в  области энергетической эффективности  в период с 2001 года

Основные движущие силы политики в области энергетической эффективности:

• снижение энергоемкости  производимой продукции ;

• энергетическая безопасность, в том числе сокращение зависимости  республики по энергоресурсам от других государств;

• снижение выбросов вредных  веществ.

В Беларуси деятельность по энергосбережению организована в рамках долгосрочных и краткосрочных программ. Основные программы – это пятилетние Программы по энергосбережению.

В Беларуси в 2000 г. разработана  и выполняется Республиканская  программа энергосбережения на 2001-2005 годы, которая одобрена Постановлением Правительства.

Основные концептуальные задачи Республиканской программы:

1. снижение к 2005 году  энергоемкости ВВП на 20-25% относительно 2000 г.;

2. обеспечение до 2005 г.  планируемого прироста ВВП без  увеличения потребления топливно-энергетических  ресурсов.

В решении этих задач важная роль отводится государственному управлению, основным механизмом которого является регулирование потребления ТЭР  посредством создания и использования  законодательной, нормативной базы и экономических стимулов рационального  использования ТЭР.

В Программе дается оценка потенциалу энергосбережения в Республике Беларусь на период подготовки Программы. Так, с учетом реализации общего потенциала в 1996-2000 гг. и вариантов развития экономики республики на период 2001-2005 гг. потенциал до 2005 г. оценивается  на уровне 5500-7200 тыс. т у.т., в том  числе

• коммунально-бытовой сектор – 2800-3600;

• энергетика – 750-900;

• химия и нефтехимия - 330-590;

• сельское хозяйство – 380-540;

• производство стройматериалов  – 360-380;

• машиностроение – 340-540;

• топливная промышленность – 100-130;

• пищевая промышленность – 70-100;

• прочие отрасли промышленности и потребители – 370-440;

Программа определяет общие  направления и приоритеты энергосберегающей  политики на 5 лет. В ней приводятся примеры определения потенциала энергосбережения, основные направления  повышения эффективности использования  ТЭР и пути реализации потенциала энергосбережения в наиболее энергоемких  отраслях экономики республики.

В Программе приведен прогноз  потребности в энергоресурсах и  структура топливно-энергетического  баланса Беларуси на 2001-2005 годы, определен  потенциал и пути развития местных  и возобновляемых источников энергии.

Информация о работе Экономические и экологические аспекты использования природного газа, нефти, углей