Экономические и экологические аспекты использования природного газа, нефти, углей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:39, реферат

Краткое описание

Основной целью проведения и реализации энергетической политики Республики Беларусь является определение путей и формирование механизмов максимально эффективного использования ТЭР и производственного потенциала ТЭК для надежного и безопасного обеспечения отраслей экономики и населения энергоносителями при сохранении требуемых экологических условий.

Содержание

Энергетическая политика Республики Беларусь………………………………...3

Потребление энергоресурсов в мире по регионам в 1970-2025 годах………….7

Перспективы развития энергетики Республики Беларусь до 2020 года (на основании энергетического баланса до 2020 г.)………………………………….9

Запасы и экономически целесообразные объемы добычи (производства) местных видов энергоносителей …………………………………………………10
Экологические аспекты энергетики Республики Беларусь……………………..13

Потенциал энергосбережения, пути и методы его реализации………………....15

Заключение………………………………………….................................................22
Список использованной литературы……………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Энергосбережение.docx

— 57.91 Кб (Скачать файл)

Важными разделами Программы  являются: инвестиционная политика (с  планированием объемов и источников финансирования энергосберегающих  мероприятий), тарифная политика, информационное обеспечение и подготовка кадров в сфере энергосбережения, а также научно-техническое обеспечение энергосбережения на период до 2005 г.

Подобные программы разрабатываются  в Беларуси каждые пять лет и определяют стратегию развития энергосбережения в республике для Правительства  и Комитета по энергоэффективности.

В рамках Республиканской  программы ежегодно разрабатываются  и выполняются Программы энергосбережения u1074 во всех областях и г. Минске, а  также во всех министерствах и  концернах. Эти программы согласовываются  Комитетом по энергетической эффективности  при Совете Министров Республики Беларусь.

В рамках реализации программ по энергосбережению за 2001-2003г.г. выполнено мероприятий с годовым  объемом экономии ТЭР 2,3 млн. т у.т. За этот период введено 74 МВт электрической  мощности турбогенераторов в котельных.

Основные  мероприятия:

• внедрения новых энергосберегающих  технологий;

• перевода котельных и  технологических топливоиспользующих  установок на местные виды топлива;

• повышения уровня использования  вторичных энергоресурсов;

• внедрения систем регулирования  потребления теплоэнергии;

• применения автоматических систем управления освещением и энергоэффективных  осветительных устройств;

• замены неэффективных  котлов более экономичными ;

• внедрения предизолированных  труб;

• установка регулируемых электроприводов на механизмах с  переменной нагрузкой

За 2001-2003 г.г. энергоемкость  ВВП Беларуси была снижена на 14 % относительно 2000 г.

Цели повышения  энергетической эффективности

Стратегической целью  деятельности в области энергетической эффективности в период до 2020 г. является снижение энергоемкости валового внутреннего  продукта (ВВП) в периоды:

2001-2005 г.г.– на 20-24% относительно 2000 г.;

2006-2010 г.г. – на 15-20% относительно 2005 г.;

2011-2015 г.г. – на 10-15% относительно 2010 г.;

2016-2020 г.г. – на 10-20% относительно 2015 г.;

Данные показатели предусмотрены  Концепцией Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., одобренной Постановлением Коллегии Министерства экономики Республики Беларусь и Национальной комиссией  по устойчивому развитию Республики Беларусь.

Задания по снижению энергоемкости  ВВП находятся под контролем  Правительства и ежегодно (иногда чаще) корректируются в сторону более  динамичного снижения энергоемкости  ВВП.

Приоритеты энергетической эффективности по секторам потребления  ТЭР

Первым приоритетным направлением в области энергетической эффективности  является промышленный сектор, который  потребляет 40% всех видов энергоносителей, а среди отраслей промышленности: электроэнергетика, химическая и нефтехимическая, топливная, машиностроение, строительных материалов. В промышленном секторе  энергосберегающие мероприятия  могут быть реализованы в более  короткие сроки, т.к. здесь имеются  экономические стимулы, высококвалифицированные  специалисты, финансовые (собственные  и возможность привлечения со стороны) и материальные ресурсы.

Вторым приоритетным направлением является жилищно-коммунальный сектор, потребляющий до 35% всех видов энергоносителей. Внедрение энергосберегающих мероприятий  затруднено из-за необходимости дорогостоящей  реконструкции и термореновации жилых зданий, действия льготных тарифов  и перекрестного субсидирования. Однако по мере увеличения капиталовложений в этот сектор и ликвидации перекрестного  субсидирования в оплате населением за энергоресурсы имеется возможность  достигнуть основных объемов экономии энергоносителей.

Третьим приоритетным направлением является сельское хозяйство, потребляющее около 6% всех видов топливно-энергетических ресурсов и имеющее большие задолженности  по оплате за топливо и энергию. Внедрение  мероприятий затруднено из-за отсутствия достаточных средств у сельскохозяйственных предприятий, совхозов и колхозов, а  также высококвалифицированных  специалистов.

Правовые рамки

В республике действует Закон  Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. № 190-3 «Об энергосбережении».

Данным Законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности  использования топливно-энергетических ресурсов, и устанавливаются правовые основы этих отношений.

В соответствии с Законом  энергосбережение является приоритетом  государственной политики в решении  энергетической проблемы в Республике Беларусь.

Кроме того, Закон об энергосбережении определяет основные принципы государственного управления в сфере энергосбережения, регламентирует порядок учета топливно-энергетических ресурсов, определяет систему проведения энергосберегающей политики посредством  реализации различных программ по энергосбережению.

Законом устанавливается  система прогрессивных норм расхода  топлива и энергии при производстве продукции, Законом регламентируется необходимость установления требований в нормативных документах по стандартизации энергопотребляющей продукции, работ, услуг с учетом современных достижений науки и техники в сфере энергосбережения, норм и правил по рациональному использованию энергоресурсов.

Законом определены основные положения государственного надзора  за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, проведения государственной  экспертизы энергетической эффективности  проектных решений, энергетического  обследования предприятий, учреждений, организаций, а также государственного статистического наблюдения за эффективным  использованием топливно-энергетических ресурсов.

При этом Закон определяет основные источники финансирования в области энергосбережения, основные принципы стимулирования энергосбережения и развития возобновляемых источников энергии.

Для развития направлений, изложенных в Законе, Правительством приняты  соответствующие постановления, а  Комитетом по энергоэффективности  и другими министерствами приняты  различные нормативные документы  ведомственного характера.

Основные правительственные  документы:

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. «О дополнительных мерах по экономному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов»;

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г. №400 «О развитии малой и нетрадиционной энергетики»;

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 18 апреля 2003 г. №517 «О вводе в эксплуатацию в 2003-2005 электрогенерирующего оборудования на основе паротурбинных, газотурбинных  и парогазовых установок»;

другие правительственные  и ведомственные нормативные  документы (всего около 20).

Бюджет энергосбережения

В течение 2001-2003 гг. объем  финансирования энергосберегающих  мероприятий составил на уровне 389,5 млн. долл. США. В целом на период 2001- 2005 гг. предусматривается 750 млн. долл. США.

Выделен кредит Международным  Банком реконструкции и развития в размере 22,6 млн. долл. США для  реализации проекта модернизации инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь. Глобальным экологическим фондом совместно  с Программой развития ООН (ПРООН) финансируется  проект «Применение биомассы для  отопления и горячего водоснабжения  в Республике Беларусь» в сумме 3,129 млн. долл. США. А также ПРООН  совместно с ЕЭК ООН одобрен  проект «Устранение препятствий  при реализации механизмов, способствующих повышению энергетической эффективности  в Республике Беларусь» стоимостью 245 тыс. долл. США. Планируются к выполнению еще несколько проектов по устранению барьеров для энергоэффективности  в Беларуси.

 

Заключение

 

Приоритеты и цели политики в области охраны окружающей среды  и рационального пользования  природных ресурсов заложены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь , Национальном плане  действий по рациональному использованию  природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001-2005 годы (2001г.) и ряде других законодательных  и нормативных актов.

В последние годы в Беларуси сокращается общее количество вредных  выбросов в связи с общим сокращением  потребления энергоносителей. Сокращается  объем выбросов окислов серы в  связи с вытеснением потребления  мазута природным газом, а сокращение выбросов СО2 - за счет вытеснения угля древесным топливом и общим сокращением  сжигания топлива.

Основными причинами резкого  снижения потребления энергоресурсов в Республике Беларусь в период 1990-2002 гг. явилось снижение промышленного  производства, структурные изменения  в отраслях народного хозяйства, а также жесткая политика Правительства  на всемерную экономию энергоресурсов. При этом весьма существенно изменилась структура используемого топлива  по видам: доля природного газа в валовом  потреблении ТЭР увеличилась  с 28,2% в 1990 г. до 60,7% в 2002 г., топочного  мазута снизилась − с 28,9% до 6,1%, угля снизилась − с 3,2% до 0,7%, доля дров и древесных отходов выросла  − с 1,5% до 3,8%.

В результате указанных выше изменений объемов использования  топлива, замещения угля, мазута и  других видов топлива экологически более чистыми природным газом  и древесным топливом выбросы  парниковых газов от сгорания топлива  в республике (в эквиваленте СО2) снизились со 100,6 млн.т в 1990 г. до 50,3 млн.т в 2002 г., т.е. в 2 раза.

Рамочная Конвенция ООН  об изменении климата ратифицирована Республикой Беларусь 10 апреля 2000 г. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 177 от 10 апреля 2000 г. Республика Беларусь стала полноправной Стороной Конвенции. Конвенция в  отношении нашей страны вступила в силу 9 августа 2000 года.

Подготовлен пакет документов, необходимых для принятия решения  по присоединению u1041 Беларуси к Киотскому  протоколу. В настоящее время  документы находятся на согласовании в соответствующих министерствах  и ведомствах. Соответствующий пакет  документов направлен в Совет  Министров Республики Беларусь для  принятия окончательного решения.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1.  Жилко, В.В. Физика: учеб. пособие для 11 класса общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения / В.В. Жилко, Л.Г. Маркович. — Минск: Нар. Асвета, 2009. — С. 59-61.

 

  1. Дашкевич, В. Ф.

Энергетическая  зависимость Беларуси: последствия  для

экономики и общества / В. Ф. Дашкевич. – Мн.: Логвинов,

2005. –  68 с.

 

  1. .Александрович, Я.М. Состояние и перспективы энергопотребления в Республике Беларусь / Я.М. Александрович // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития : материалы VIII Междунар. науч. конф. (Минск, 18–19 окт. 2007 г.) : в 4 т. / редкол.: С.С. Полоник [и др.]. – Минск, 2007. – Т. 1. – С. 206–216.

 

  1. Республиканская программа энергосбережения на 2011–2015 годы : утв. Советом Министров Респ. Беларусь 24.12.10. – Минск : Центр охраны труда и пром. безопасности, 2011. – 81 с.

 

  1. Стратегия Европейского союза в области энергосбережения : сб. док. / Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации (БелГИСС) ; подгот.: Н.А. Кусакин [и др.]. – Минск : БелГИСС, 2007. – 183 с.



Информация о работе Экономические и экологические аспекты использования природного газа, нефти, углей