Эколого-экономическая оценка природопользования на производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Перечислить основные документы, проанализировать их с позиции экономики рационального природопользования: «Загрязнение почвы нефтеперерабатывающим предприятием». Рассмотреть теоретические основы экологической статотчетности на предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

Закирова Эльвина. Курсовая работа.docx

— 474.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

 

 

 

Кафедра «Прикладная экология»

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине: «Экономика и прогнозирование промышленного природопользования»

на тему: «Эколого-экономическая оценка природопользования на производстве»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. БОС-11-01                        Э. Д. Закирова

Проверил: доц., к.т.н.                                                                             С.В. Балакирева

 

 

 

Уфа 2014

 

Задание

Перечислить основные документы, проанализировать их с позиции экономики рационального природопользования: «Загрязнение почвы  нефтеперерабатывающим предприятием». Рассмотреть теоретические основы экологической  статотчетности на предприятии.

Выполнить:

- расчет суммы платы  по объекту негативного воздействия  «Размещение отходов производства  и потребления» за 4 квартал 2014 г. Как изменится плата по отношению  к 2 кварталу 2014 года?;

- заполнить форму  расчета  суммы платы по объекту негативного  воздействия «Размещение отходов  производства и потребления»  (Приказ ФС по экологическому, технологическому и атомному  надзору от 05.04.2007 г. N 204 «Об утверждении  формы расчета платы за негативное  воздействие на окружающую среду  и порядка заполнения и представления  формы расчета платы за негативное  воздействие на окружающую среду»);

- расчет суммы платы  при размещении отходов на  несанкционированной свалке;

- расчет затрат, связанных  со сбором, транспортировкой и  размещением твердых бытовых  отходов в 2014 году;

-расчет суммы платы  при размещении отходов на  несанкционированной свалке и  размера вреда, причиненного почвам  как объекту охраны окружающей  среды (несанкционированного размещения  отходов производства и потребления);

- расчет эффективности  мероприятия передачи отходов 4-5 класса опасности сторонней организации;

-расчет экономической  эффективности от сортировки  и реализации твердых бытовых  отходов.

Заполнить форму статотчетности «2-ТП (отход)» за 2014 год.

Рассмотреть законодательную ответственность за загрязнение почвы.

 

Данные для расчетов

 

Предприятие расположено  в ХМАО. Полигон ТБО расположен в санаторной зоне. Несанкционированная свалка расположена в 1  км от поселка, расположенного в горах на землях сельскохозяйственного назначения.

На предприятии в 2014 году было превышение количества образования отходов:

-«Лом и отходы алюминия несортированные» - на 150 %;

-«Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» - на 11%;

-«Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные» - на 82 %;

-«Смет с прочих территорий предприятий, организаций» - на 37,9%.

Для расчета суммы платы при размещении отходов на санкционированной свалке:

-тариф за услуги на сбор, транспортировку и размещение ТБО - 135,76 руб. за 1м3;

- p - средняя плотность отхода – 0,34 т/м3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица – Предложения по лимитам на размещение отходов (из ПНООЛР предприятия)

п/п

Сведения об отходах

Годовой

норматив

образования

отхода на 2011_ - 20 15_ годы,

тонн в год

Лимиты на размещение отходов на период 2011 - 2015годы

Наименование вида

отходов

Код

от-

хода

по ФККО

Класс опасности

для ОС

Передача отходов на размещение

Наименование объекта

размещения отходов

Собственник объекта /

эксплуатирующая организация

Лимит размещения

отхода на 2011 - 2015 годы, тонн

в т.ч. по годам, тонн:

2011

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства

4 71 101 01 52 1

1

0,071

   

-

-

-

-

-

-

Итого отходов 1 класса опасности:

0,071

               

2

аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом

9 20 110 01 53 2

2

0,128

   

-

-

-

-

-

-

Итого отходов 2 класса опасности:

0,128

               

3

отходы синтетических и полусинтетических масел и гидравлических жидкостей

4 13 100 01 31 3

3

0,13

   

-

-

-

-

-

-

Итого отходов 3 класса опасности:

0,13

               

4

песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %)

9 19 201 02 39 4

4

0,73

   

-

-

-

-

-

-

5

лом и отходы стальные несортированные

4 61 200 99 20 4

4

8

   

-

-

-

-

-

-

6

лом и отходы алюминия несортированные

4 62 200 06 20 4

4

7

   

-

-

-

-

-

-

7

шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов

9 11 200 02 39 4

4

976,24

   

-

-

-

-

-

-

8

обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %)

9 19 204 02 60 4

4

1,095

   

-

-

-

-

-

-

9

мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

7 33 100 01 72 4

4

7,92

Полигон ТБО

ОАО «Город"

39,6

7,92

7,92

7,92

7,92

7,92

Итого 4 класса опасности:

1000,985

   

39,6

7,92

7,92

7,92

7,92

7,92

10

отходы полиэтиленовой тары незагрязненной

4 34 110 04 51 5

5

0,18

Полигон ТБО

ОАО «Город"

0,9

0,18

0,18

0,18

0,18

0,18

11

обрезки и обрывки смешанных тканей

3 03 111 09 23 5

5

0,07

Полигон ТБО

ОАО «Город"

0,35

0,07

0,07

0,07

0,07

0,07

12

прочие отходы строительства и ремонта зданий, сооружений

8 29 000 00 00 4

5

1,5

Полигон ТБО

ОАО «Город"

7,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

13

отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводств

4 05 122 02 60 5

5

1,5

Полигон ТБО

ОАО «Город"

7,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

14

смет с прочих территорий предприятий, организаций

7 33 390 00 00 5

5

33,75

Полигон ТБО

ОАО «Город"

168,75

33,75

33,75

33,75

33,75

33,75

15

лом изделий из стекла

4 51 101 00 20 5

5

0,165

Полигон ТБО

ОАО «Город"

0,825

0,165

0,165

0,165

0,165

0,165

16

пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные

7 36 100 01 30 5

5

2,1

Полигон ТБО

ОАО «Город"

10,5

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

17

прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным

7 33 900 00 20 5

5

1,5

   

-

-

-

-

-

-

Итого отходов 5 класса опасности:

40,765

   

196,325

39,265

39,265

39,265

39,265

39,265

ИТОГО:

1042,079

   

235,925

47,185

47,185

47,185

47,185

47,185


 

 

 

Содержание

 

Введение

8

1 Регулирование  загрязнения  почвы нефтеперерабатывающим предприятием

 

10

1.1 Загрязнение почвы нефтеперерабатывающим  предприятием

10

1.2 Правовое регулирование  в области землепользования

11

1.3 Экономическое регулирование  в области охраны окружающей  среды. Плата за землю

 

13

1.4 Теоретические основы  экологической  статотчетности на предприятии

 

16

2 Расчет платы, ущерба, экономического  эффекта. Форма платы

19

2.1 Размер платы за размещение  отходов

19

2.2 Форма расчета суммы  платы по объекту негативного  воздействия «Размещение отходов  производства и потребления»

 

 

25

2.3 Размещение отходов  на несанкционированной свалке

 

31

2.4 Расчет затрат, связанных  со сбором, транспортировкой и  размещением твердых бытовых  отходов в 2014 году

 

 

32

2.5 Исчисление размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды

 

33

2.6 Расчет эффективности  мероприятия передачи отходов 4-5 класса опасности сторонней организации 

34

3 Форма статотчестности

36

4 Законодательная ответственность  за загрязнение почвы

39

4.1 Административная ответственность

 

42

4.2 Уголовная ответственность 

46

4.3 Гражданско-правовая ответственность  за нарушения земельного законодательства

Заключение

 

47

50

Список используемой литературы

 

52

Приложение

55

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Нефтеперерабатывающая серьезно воздействует на загрязнение окружающей среды. И с каждым днем добыча растет, с чем и увеличивается загрязнение.

Нефтеперерабатывающая промышленность (далее НПП) является одной из основных производств, загрязняющих окружающую среду. Увеличение количества перерабатываемой нефти повышает и уровень загрязнения, при этом число новых технологий переработки нефти, которые позволяют, не только более полно использовать это полезное ископаемое, но и являются более «чистыми» и менее энергоемкими, растет не достаточно быстро. Поэтому объекты нефтепереработки остаются экологически опасными.

Один из видов загрязнений окружающей среды нефтеперерабатывающими предприятиями – загрязнение почвы. Оно происходит из-за утечек через неплотности в оборудовании: разлив и утечки конденсата и смазочных масел, химреагентов, при строительстве шламонакопителей.

Для того, чтобы сократить объемы негативного воздествия, применяют механизмы экономического регулирования. Применение эколого-экономического регулирования в сфере природопользования промышленных предприятий, в частности нефтепереработки, является актуальным.

Цель данной курсовой работы – эколого-экономическая оценка нефтеперерабатывающего предприятия.

Поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть документы регулирующие загрязнение почвы  нефтеперерабатывающим предприятием. Рассмотреть теоретические основы экологической  статотчетности на предприятии.;

2. выполнить расчеты:

- расчет суммы платы  по объекту негативного воздействия  «Размещение отходов производства  и потребления»  за 4 квартал 2014 г, сравнить с платой за 1 квартал 2014 года;

- заполнить форму  расчета  суммы платы по объекту негативного  воздействия «Размещение отходов  производства и потребления»;

- расчет суммы платы  при размещении отходов на  несанкционированной свалке;

- расчет затрат, связанных  со сбором, транспортировкой и  размещением твердых бытовых  отходов в 2014 году;

-расчет суммы платы  при размещении отходов на  несанкционированной свалке и  размера вреда, причиненного почвам  как объекту охраны окружающей  среды (несанкционированного размещения  отходов производства и потребления);

- расчет эффективности  мероприятия передачи отходов 4-5 класса опасности сторонней организации;

3. заполнить форму статотчетности «2-ТП (отход)» за 2014 год.

4. рассмотреть законодательную ответственность за загрязнение почвы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Регулирование  загрязнения почвы нефтеперерабатывающим  предприятием

 

1.1 Загрязнение почвы нефтеперерабатывающим предприятием

 

Загрязнение почв  — вид антропогенной деградации почв, при которой содержание химических веществ в почвах, подверженных антропогенному воздействию, превышает природный региональный фоновый уровень их содержания в почвах (химическое загрязнение).

Механические нарушения почвенного покрова- это разновидность техногенного воздействия на почвы свойственна промышленному освоению природной среды.

Нефть, попадая в почву, вызывает значительные, порой необратимые изменения ее свойств – образование битуминозных солончаков, гудронизацию, цементацию и т. д. Эти изменения влекут за собой ухудшение состояния растительности и биопродуктивности земель. В результате нарушения почвенного покрова и растительности усиливаются нежелательные природные процессы – эрозия почв, деградация, криогенез.

Нефтеперерабатывающее предприятие (далее НПП) — промышленное предприятие, основной функцией которого является переработка нефти в бензин, авиационный керосин, мазут, дизельное топливо, смазочные масла, смазки, битумы, нефтяной кокс, сырьё для нефтехимии.

Основная причина химического загрязнения почвы НПП - разлив и утечки конденсата и смазочных масел, а также химреагентов (метанола, диэтиленгликоля, диэтаноламина и др.), аварии, сопровождающиеся разливом нефтепродуктов, складирование шламообразных отходов.

Ухудшение гидрогеологического режима территории, нарушение структуры и состава почвы выдвигают необходимость своевременной рекультивации (восстановления) нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот.

1.2 Правовое регулирование в области землепользования

 

Земля и почвы являются объектами охраны окружающей среды согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» статья 4.

В Земельном Кодексе РФ (далее ЗК РФ) (статья 13) сказано, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) защите земель от химических веществ, захламления отходами

2) ликвидации последствий загрязнения от захламления земель;

3) рекультивации нарушенных земель, удаление шламонакопителей, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче нефти плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Информация о работе Эколого-экономическая оценка природопользования на производстве