Эколого-экономическая оценка природопользования на производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Перечислить основные документы, проанализировать их с позиции экономики рационального природопользования: «Загрязнение почвы нефтеперерабатывающим предприятием». Рассмотреть теоретические основы экологической статотчетности на предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

Закирова Эльвина. Курсовая работа.docx

— 474.00 Кб (Скачать файл)

Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями

1. Юридические лица, граждане  обязаны возместить в полном  объеме вред, причиненный в результате  совершения ими земельных правонарушений.

2. Самовольно занятые  земельные участки возвращаются  их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных  участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными  в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования  этими земельными участками.

3. Приведение земельных  участков в пригодное для использования  состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном  занятии, снос зданий, строений, сооружений  при самовольном занятии земельных  участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных  межевых знаков осуществляется  юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных  правонарушениях, или за их счет.

4. Принудительное прекращение  прав на земельный участок  не освобождает от предусмотренной  настоящей статьей обязанности  по возмещению причиненного земельными  правонарушениями вреда.

 

4.1 Административная  ответственность

 

Административная ответственность является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушения экологического законодательства. В соответствии со ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) экологическим административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Причем в ст. 2.1 КоАП РФ законодатели четко определили, что на федеральном уровне только Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит нормы административной ответственности за экологические правонарушения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях группирует экологические правонарушения в гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования». Нарушения правил охраны земель и землепользования рассмотрены в статьях 8.6-8.8:

Статья 8.6. Порча земель

1. Самовольное снятие  или перемещение плодородного  слоя почвы -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Уничтожение плодородного  слоя почвы, а равно порча земель  в результате нарушения правил  обращения с пестицидами и  агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв

1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Невыполнение установленных  требований и обязательных мероприятий  по улучшению, защите земель и  охране почв от ветровой, водной  эрозии и предотвращению других  процессов и иного негативного  воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние  земель, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

1.1. Неиспользование земельного  участка из земель сельскохозяйственного  назначения, оборот которого регулируется  Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель  сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного  производства или осуществления  иной связанной с сельскохозяйственным  производством деятельности в  течение срока, установленного указанным  Федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.

2. Невыполнение или несвоевременное  выполнение обязанностей по приведению  земель в состояние, пригодное  для использования по целевому  назначению, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 

4.2 Уголовная ответственность 

 

В тех случаях, когда уничтожение или порча природных богатств носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ. В Уголовном кодексе РФ экологические преступления рассматриваются в гл. 26,  содержатся 17 преступлений, отнесенных к разряду экологических (ст. ст. 246—262). Уголовная ответственность за загрязнение почвы:

Статья 254. Порча земли

1. Отравление, загрязнение  или иная порча земли вредными  продуктами хозяйственной или  иной деятельности вследствие  нарушения правил обращения с  удобрениями, стимуляторами роста  растений, ядохимикатами и иными  опасными химическими или биологическими  веществами при их хранении, использовании  и транспортировке, повлекшие причинение  вреда здоровью человека или  окружающей среде, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные  в зоне экологического бедствия  или в зоне чрезвычайной экологической  ситуации, -

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные  частями первой или второй  настоящей статьи, повлекшие по  неосторожности смерть человека, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

 

4.3 Гражданско-правовая  ответственность за нарушения  земельного законодательства

 

Согласно ст. 126 ЗК предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства. Условиями, необходимыми для взыскания убытков, являются; противоправность поведения лица, наличие вреда, причинная связь между поведением правонарушителя и наступившими негативными последствиями и вина правонарушителя.

 Особенности  гражданско-правовой ответственности. Специфика земельных отношений, условий причинения вреда и его содержания в случаях нарушения земельного законодательства определяют особенности правового регулирования этих вопросов.

 Содержание убытков, причиненных в результате земельного правонарушения, заключается в следующем. Расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, — неиспользованные затраты собственника земельного участка, составляющие его убытки и подлежащие возмещению. Утрата или повреждение имущества может выражаться в порче земель, утрате возможности ее обработки и использования в определенных целях. Под неполученным доходом (упущенной выгодой) обычно понимается стоимость сельскохозяйственной продукции, которую потерпевший получил бы со своего участка, если бы его имущественные права не были нарушены.

 Эти особенности определяют  необходимость применения специальных методов исчисления размера убытков, причиненных земле как объекту природы. Статья 87 Закона РФ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что вред, причиненный окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, возмещается добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

 Для определения размера  возмещения убытков, причиненных  в результате порчи земли как  природного объекта, применяются  в некоторых случаях специальные  методики. Приказом Роскомзема от 10 ноября 1993 г. и Минприроды РФ  от 18 ноября 1993 г. утвержден Порядок  определения размеров ущерба  от загрязнения земель химическими  веществами. Эта Методика устанавливает  правила исчисления размера ущерба, причиненного в результате загрязнения  земель (почв) химическими веществами, включая загрязнение земель несанкционированными  свалками промышленных, бытовых  и других отходов.

 Денежные средства  в возмещение ущерба направляются  в государственные внебюджетные  экологические фонды. При отказе  виновных юридических и физических  лиц от возмещения ущерба средства  взыскиваются в судебном порядке. Средства, взыскиваемые с виновных юридических и физических лиц в возмещение ущерба, используются на мероприятия по консервации загрязненных земель, выполнению специальных режимов их использования, восстановлению загрязненных земель, устранению дальнейшего их загрязнения, для возмещения убытков и вреда, причиненного в результате ухудшения качества земель и ограничения их использования, возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также на обследования по выявлению загрязненных земель и лабораторные анализы по определению степени их загрязнения.

Применяется также Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах, утвержденная Минтопэнерго РФ 1 ноября 1995 г. Эта Методика предназначена для определения ущерба окружающей природной среде в результате аварийных разливов нефти из-за отказов сооружений, объектов или линейной части магистральных нефтепроводов.

Особенность возмещения вреда, причиненного земле, заключается в том, что, во-первых, при наличии нескольких причинителей вреда ущерб взыскивается в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций (п. 3 ст. 87 Закона РФ «Об охране окружающей среды»).

 

Заключение

 

В ходе данной курсовой работы:

1. Были рассмотрено правовое регулирование в области загрязнения почвы НПП, к основным документам относятся: ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс РФ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Рассмотрены форма статотчетности, связанная с загрязнением почвы, которые предприятие должно предоставлять в государственные статистические органы: 18-КС, 2-ОС, 4-ОС, 2-ТП отходы, N 1-экозатраты, 2-ТП (рекультивация).

2. Проведена эколого-экономическая  оценка природопользования по объекту негативного воздействия «Размещение отходов производства и потребления». Сумма платы зависит от количества образующихся отходов, с учетом превышения лимита их образования взимается сверх плата.

Общая сумма платы по объекту негативного воздействия «Размещение отходов производства и потребления» за 4 квартал 2014 года составила     рублей.

При размещении отходов на несанкционированной свалке сумма платы за 4 квартал 2014 года увеличивается до 19418,71 рублей.

Затраты, связанные со сбором, транспортировкой и размещением твердых бытовых отходов в 2014 году равны 29070,11 рублей.

Информация о работе Эколого-экономическая оценка природопользования на производстве