Экология природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:19, реферат

Краткое описание

Условия жизни человека создавались на протяжении миллиардов лет живыми организмами и продуктами их жизнедеятельности - природной средой. Существование человека в этой среде возможно только при обязательном условии сохранения всего разнообразия живого вещества, процессов его саморазвития и саморегулирования. Человек очень мало знает о механизмах этих процессов и поэтому их изучение является важнейшей задачей современной экологии и экологического образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekologia.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Кадастры фаунистический и флористический содержат соответственно сведения о фауне и флоре какой-либо территории.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Какие данные представлены в кадастрах природных ресурсов?

2. Приведите названия кадастров природных ресурсов.

 

 

 

5.2.Особо охраняемые природные территории

Особо охраняемые природные территории – участки биосферы, суша или акватории с соответствующими слоями атмосферы и литосферы, полностью или частично, постоянно или временно исключенные из хозяйственного использования для природоохранных, научных, учебных, и культурно-просветительских целей. На особо

охраняемых природных территориях  сохраняется природное генетическое разнообразие и биотическая регуляция. На их базе проводят научные работы по изучению природных экосистем и  влияния на них антропогенных факторов.

В зависимости от уровня охраны различают: государственные природные и биосферные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы,  ботанические  парки и сады.

Государственные природные заповедники - территории и акватории полностью изъятые из хозяйственного использования. Для снижения влияния прилегающих территорий вокруг этих заповедников создаются охранные зоны, в которых хозяйственная деятельность ограниченна.

Биосферные заповедники используются для фонового мониторинга биосферных  процессов.

Национальные парки – относительно большие природные территории и акватории, на которых сохраняется природная система. Национальные парки используют в рекреационных и научных целях, в них существуют зоны хозяйственного использования.

Природные парки – территории обладающие экологической и эстетической ценностью, с мягким режимом охраны, используются для рекреации.            

Заказники – территории для сохранения или восстановления в определенное время природных комплексов, популяций одного или нескольких видов животных или растений, природных ландшафтов.

Памятники природы – уникальные природные объекты, имеющие экологическую, научную и эстетическую ценность. На территориях их расположения запрещается любая деятельность нарушающая их сохранность.

Ботанические парки и сады – коллекции деревьев, кустарников и трав, созданных с целью поддержания биоразнообразия, а также в научных, учебных и культурно – просветительских целях.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Дайте характеристику особо охраняемым территориям.

2. Чем отличаются особо охраняемые территории?

3. Приведите названия особо охраняемых территорий.

 

5.3.Экологическое нормирование

Соблюдение условий для жизнедеятельности человека и пределов воздействия его деятельности на природные системы обеспечивается системой экологического нормирования. Она закреплена в специальных нормативно-технических документах, утверждена государственными органами и подлежит обязательному выполнению.

Экологические нормативы представлены тремя  разделами стандартов: технологическими, научно-техническими и медицинскими.

Цель технологических стандартов – установление пределов воздействия хозяйственной деятельности человека на компоненты природных систем, к этим стандартам относятся стандарты качества продукции.

Медицинские нормативы подразделяются на две большие группы: санитарно-гигиенические и экологические.

Санитарно-гигиенические нормативы регламентируют размеры санитарно-защитных зон вокруг хозяйственных объектов, гранично допустимые уровни физического воздействия, гранично допустимые концентрации вредных веществ.

Медицинские экологические нормативы устанавливают требования к источникам вредного воздействия. К ним относятся требования о гранично допустимых выбросах и сбросах, временно согласованных выбросах и сбросах, а также экологические требования разделов отраслевых, технологических, градостроительных и других правил.

Научно-технические стандарты регламентируют требования к методике проведения экологических исследований и средствам контроля параметров природной среды.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Что обеспечивается системой экологических стандартов?

2. Приведите разделы экологических стандартов, что они регламентируют?

 

5.4.Экологический мониторинг

Экологический мониторинг – непрерывное исследование компонентов природных систем, обработка полученных фактических материалов, получение и оценка информации. Экологический мониторинг проводится с целью оценки уровня экологической безопасности природных и антропогенных систем, выработки решений в области природопользования. Процедура мониторинга утверждена Законом Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины, специальными отраслевыми положениями.

Принято обозначать мониторинг по исследуемой зоне биосферы – глобальной, региональной; по исследуемым компонентам биосферы: фоновый, импактный; по методу проведения и объектам наблюдения: авиационный, космический, окружающей человека среде.

Фоновым мониторингом называют мониторинг природных явлений без наложения на них влияния антропогенных факторов. Мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в критических зонах называют импактным мониторингом.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Что такое «экологический мониторинг»?

2. Приведите виды экологического мониторинга.

 

 

 

5.5.ОВОС и экологическая экспертиза

Процесс учета и оценки соблюдения экологических требований в планируемой хозяйственной деятельности на предпроектной и проектной стадиях называется оценкой воздействия на окружающую среду – ОВОС.

Цели ОВОС: определение возможного нарушения компонентов природной системы в планируемой деятельности, определение путей его уменьшения, сравнение предлагаемого в проекте с воздействиями альтернативных проектов, включая «нулевое», т.е. существующее положение.

ОВОС выполняется при формировании предложения осуществление какого-либо проекта или программы, независимо от их стоимости и принадлежности, а также, как экологическое обоснование для получения лицензии и сертификата.

Разрешение на осуществление проекта или программы в соответствии с экологическими требованиями дает экологическая экспертиза – контроль  соблюдения правил проведения ОВОС.

Принципы проведения экспертизы: обязательность, научная обоснованность, объективность и законность, независимость в организации проведения, широкая гласность и участие общественности, презумпция потенциальной экологической опасности и приоритет экологической безопасности, комплексность оценки, достоверность и полнота информации, ответственность за выводы.

Экологическая экспертиза бывает обязательной (государственной) и добровольной (общественной).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Что такое ОВОС? приведите ее цели.

2. Что такое «экологическая экспертиза»? приведите её принципы.

 

 

 

 

5.6.Экологическое право

Соблюдение человеком правил сохранения комплексов и компонентов природной среды обеспечивается совокупностью эколого-правовых норм.

Основой экологического права является Конституция Украины, в которой говорится о том, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в границах территории Украины, ресурсы ее континентального шельфа являются объектами собственности украинского народа. В соответствии со ст. 16 Конституции, обязанностью государства является обеспечение экологической безопасности и экологического равновесия на территории Украины, сохранение генофонда украинского народа, преодоление последствий чернобыльской катастрофы. Ст. 50 Конституции Украины определяет систему юридически закрепленных за гражданами прав и обязанностей в экологической сфере.

Главными нормативно-правовыми актами, которые определяют основы организации охраны природы, являются законы Украины:

  • «Про охорону навколишнього природного середовища» (від 25 червня 1991 р.);
  • «Про природно-заповідний фонд Україні» (від 16 червня 1992 р.);
  • «Про охорону атмосферного повітря» (від 16 жовтня 1992 р.);
  • «Про тваринний світ» (від 13 грудня 2001 р.);
  • «Про рослинний світ» (від 9 квітня 1999 р.) та ін..

 

Сохранение комплексов и компонентов природной среды регулируются, кроме того, отвечающими за это кодексами: земельным, водным, лесным, о недрах и др.

Наряду с этим экологическое право включает определенную группу правовых предписаний, которые регулируют отношения в области охраны окружающей природной среды (исключая уже упомянутые законы Украины) и определяют возможность самого носителя субъективного права, действовать определенным способом и принудительно обеспечивать исполнение юридических обязанностей.

  Правовые отношения в области охраны природы определяют и другие законы Украины, постановления Верховного Совета Украины, указы Президента Украины, постановления кабинета Министров Украины, нормативные документы Министерства экологии и природных ресурсов (как принятые им самостоятельно, так и вместе с другими министерствами и ведомствами), решением местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Что обеспечивает экологическое право?

2. Что является основой экологического права?

3. Приведите главные нормативные акты.

4. Какие правовые предписания и законы в области охраны природной среды существуют наряду с главными Законами Украины?

 

 

5.7. Структурная перестройка экономики и новейшие технологии

В настоящее время самым экологически и экономически эффективным решением природоохранных проблем является осуществление структурной перестройки экономики. Перестройка основана на перераспределении существующих трудовых, материальных, финансовых ресурсов с целью развития новейших ресурсосберегающих технологий и видов деятельности.

Эти мероприятия позволяют сократить или даже увеличить количество конечных продуктов хозяйственной деятельности человека при резком сокращении природоразрушающих, добывающих и перерабатывающих сырьё секторов промышленности и интенсификации других, т.е. в конечном счете, резко снизить разрушение природной среды.

Такую возможность допускает развитие интеллектуальной деятельности: подготовка высококвалифицированных специалистов, новейшие научные и технические разработки, применение высоких технологий, широкое использование информации (патентов, лицензий, проектов, всевозможных научных услуг, программного продукта, любых интеллектуальных продуктов, включая управление).

Можно сказать, что в данном случае в большей мере используется неограниченный природный ресурс – интеллект человека.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. На каких принципах основана структурная перестройка экономики?

2. Что позволяет осуществить структурная перестройка экономики?

 

 

5.8.Административно-правовые и экономические методы управления в области природопользования и охраны природной среды

Под административно-правовым управлением в данной области подразумевается и прямое государственное регулирование и контроль. Эти действия осуществляются при помощи различных требований и ограничений, зафиксированных в законодательных и нормативных актах, нарушение которых приводит к применению различных санкций: штрафам, привлечению к правовой ответственности, отказу выдачи документов на право пользования природными ресурсами или системами, запрещение природопользовательной деятельностью.

Основы административно-правового управление, в прочем, как и экономического, являются кадастры природных ресурсов, правовые требования, экологическое нормирование, мониторинг, экологическая экспертиза.

Установив нормативы влияния хозяйственной деятельности на природную среду, обеспечив надежный контроль за ее состоянием, применяя различные меры к нарушителям, административно-правовое управление гарантирует соответствующие качества природной среды или ее компонентов. Но такая практика не стимулирует предприятие снижать нарушение природной среды ниже установленных для него норм, увеличивает природоохранные затраты предприятий, не дает развиваться другим предприятиям на близлежащей территории.

Еще одним из способов государственного управления является финансирование природоохранных программ за счет средств бюджетов органов местного самоуправления, собственных средств предприятий и учреждений, экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов других источников.

В экономических методах управления охраной природной среды, исходя из зарубежного опыта, можно выделить три основные направление:

  • прямое директивное;
  • косвенное экономическое;
  • рыночное.

Информация о работе Экология природы