Экология природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:19, реферат

Краткое описание

Условия жизни человека создавались на протяжении миллиардов лет живыми организмами и продуктами их жизнедеятельности - природной средой. Существование человека в этой среде возможно только при обязательном условии сохранения всего разнообразия живого вещества, процессов его саморазвития и саморегулирования. Человек очень мало знает о механизмах этих процессов и поэтому их изучение является важнейшей задачей современной экологии и экологического образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekologia.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

К бедным статистика ООН относит людей живущих не более чем на  1 доллар в день. В 1996 году в развивающихся странах их насчитывали 1,3 млрд. человек, а менее чем на 2 доллара в день в мире живет около 3 млрд. человек.

Половина бедняков мира на плохих землях занимается сельским хозяйством и не имея средств на увеличение и сохранение плодородия почв быстро разрушает природную среду. Другая половина проживает вокруг больших городов, она не обеспечена  водоснабжением, энергией, канализацией и, как и первая, медицинским обслуживанием, доступными лекарствами, образованием и многим другим. Это также приводит к разрушению природной среды и популяции человека.

Сложившаяся социально-экономическая система привела к обогащению некоторых стран и обнищанию других. Мировое общество становится беднее, разрыв между бедными и богатыми странами, как и между бедными и богатыми людьми, все время увеличивается. Даже во многих «благополучных странах»  у 19 - 40% населения от года к году ухудшаются экономические условия. В тоже время личное состояние примерно 400 человек превышает суммарный доход стран население которых составляет 45% от мирового.

В деятельности человека определилось стремление к господству, к власти в экономической, политической и идеологической областях и, в первую очередь, над природой.

Обладая способностью  накопления, осмысливания и  ускоренной передачи информации не генетическим путём, создавая антропогенные природохозяйственные, хозяйственные и социально- экономические среды, человек стал  нарушать свои генетические программы. Программа обязательного сохранения окружающей среды превратилась в программу сознательного, неограниченного разрушения экосистем для удовлетворения  потребностей человека.

Противопоставляя себя природе, своей биологической сущности, используя выработанные им самим идеологию, религию, экономику, человек допускает сознательное нарушение природного запрета на убийство себе подобных. На государственных и групповых уровнях постоянно создаётся образ врага, искажается достоверная информация, это приводит к разработке все новых средств ведения войны, организации террористических акций, криминальных убийств. В ХХ веке произошли самые кровавые войны, разработаны самые страшные виды оружия. В настоящее время ведутся не менее жестокие локальные и экономические войны, проявляется массовая жестокость, терроризм. Все эти процессы не только  безжалостно нарушают  природу, но и уничтожают человека как вид  и  социум.

 

 

ВОПРОСЫ  ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Чем вызвано резкое снижение массы первичной продукции биосферы и какие последствия оно вызывает?

2. К каким последствиям в биосфере приводит современное потребление природного сырья?

3. Как, по причине хозяйственной деятельности человека, изменяются энергетические процессы биосферы?

4. Почему снижается возможность биотической регуляции?

5. Какие  генетические характеристики нарушаются у человека как у вида? почему?

6. Какие основные социальные проблемы вызывает неравенство присвоения природных ресурсов?

7. Какие причины побуждают человека разрушать природу? как они определились?

 

 

4. Глобальные проблемы антропогенного нарушения природной среды.

Экологические проблемы Украины и ее регионов.

 

4.1. Проблемы атмосферы

4.1.1. «Парниковый эффект»

4.1.2. Кислые осадки

4.1.3. Разрушение «озонового экрана»

4.2. Проблемы пресных  поверхностных вод, проблемы морей и океанов

4.3. Опустынивание

4.4. Антропогенное освобождение  экологических ниш

4.5. Военная деятельность

4.6. Экологические проблемы  Украины и ее регионов

4.7. Проблема урбанизации  и охраны здоровья

4.8. Эколого-экономические  проблемы развития и размещения предприятий гостиничной индустрии

 

 

4.1.Проблемы  атмосферы

4.1.1. «Парниковый  эффект»

Атмосфера – газовая оболочка земли, ее состав(по объёму, в приземном слое): 78,1% азота, 21% кислорода, 0,9% аргона и, в незначительных долях процента - углекислый газ, водород, гелий. Атмосферу можно рассматривать  как компонент биогеоценоза – слой воздуха в почве и над её поверхностью. В атмосфере проходят метеорологические, физико-химические и биологические процессы биосферы.

Многие вещества, производные промышленной деятельности человека, поступая в атмосферу, изменяют ее природные процессы на локальном уровне, например, над крупными городами и промышленными центрами и глобальном биосферном уровне.

Определившиеся мощные явления, связанные с глобальными нарушениями процессов происходящих в биосфере, наиболее опасны, к ним относят «парниковый эффект», кислые осадки, разрушение «озонового экрана».

Изменение теплового баланса атмосферы или «парниковый эффект» вызвано поступлением в атмосферу большого количества газов энергетической и сельскохозяйственной деятельности: двуокиси углерода, окисей азота, метана и др. Эти газы пропускают коротковолновый световой поток излучения солнца нагревающий поверхность земли, но не выпускает в космическое пространство длинноволновое тепловое излучение земли. Это тепло, оставаясь в пределах атмосферы, вызывает повышение её температуры, не свойственное природным процессам биосферы - «парниковый эффект».

По этой причине среднегодовая температура воздуха за последнее столетие повысилась на 0,3-0,6 С. Возможное увеличение «парниковых газов» в ХХ1 веке  повысит температуру атмосферы на 1-3,5 С, а это приведет к глобальной катастрофе – интенсивному таянию льдов, повышению уровня океана, затоплению поверхности суши, изменению физических процессов в океане и атмосфере, климатические изменения и, как считают некоторые ученые, перемещение центра тяжести земли и угла наклона ее оси.

«Парниковый эффект» связывают не только с промышленными выбросами в атмосферу «парниковых газов», но и с антропогенным разрушением природных систем, главным образом лесов, которые в своих круговоротах поглощают эти газы.

Необходимо отметить, что наряду с теорией «парникового эффекта» существует и мнение о современном повышении температуры, как следствия одного из природных циклов.    

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Какими причинами объясняется «парниковый эффект»?

2. Что представляет собой «парниковый эффект»?

 

4.1.2. Кислые осадки

Поступая в атмосферу, большие объемы газов промышленно- энергетической и транспортной деятельности человека, главным образом, двуокиси серы, двуокиси углерода, окислы азота,  соединяются с парами воды и образуют слабые растворы соответствующих кислот  выпадающие с осадками. Попадая на поверхность земли они изменяют природные биогеохимические циклы - в растениях (продуцентах) уменьшается содержание необходимых биогенных элементов (кальция, магния, сахаров, белков, аминокислот), поражается их корневая система и  защитные ткани, тем самым снижается продуктивность растений и  способность противостоять действию патогенных бактерий и грибов. Кислые дожди также способствуют « не природному» увеличению численности насекомых.

Попадая в водные источники кислые осадки повышают природную жесткость и кислотность воды, и  нарушают жизненные процессы водных организмов, замедляя деятельность  их ферментов, гормонов и других биологически активных веществ. Основное негативное действие проявляется в разрушении яйцеклеток, живых организмовх молоди, т.е. гибель видов происходит по причине нарушения размножения.

 

Вопросы для контроля знаний

  1. Охарактеризуйте проблему кислых осадков.      

 

4.1.3. Разрушение «озонового экрана»

Солнечное излучение представляет собой отдельные порции энергии, кванты или фотоны. Подавляющая часть этого излучения имеет большую длину волн и малую энергию. Поглощение   этого излучения молекулами усиливает их колебания и повышает температуру.

Фотоны меньшей части солнечного излучения – ультрафиолетового, обладают малой длинной волны и большей энергией. Этой энергии достаточно для разрыва межатомных связей в молекулах и, поэтому, при поглощении этих фотонов молекулы расщепляются на части.

Ультрафиолетовое излучение действуя на кожу человека вызывает её «загар», так как в живых клетках происходят химические изменения. Малые дозы этого излучения для человека полезны, они вызывают образование в организме витаминов группы Д и усиливают систему защиты от вирусов и микробов.

   Энергии больших доз ультрафиолетового излучения достаточно для расщепления молекул белков в живых клетках организма человека, вызвать мутацию клеток и образование раковых опухолей, глазные заболевания.

В земной атмосфере энергия ультрафиолетового излучения поглощается в непрерывном, равновесном процессе образования озона из двухатомного кислорода и распада озона до двухатомного  кислорода. Но распад озона в атмосфере происходит и не «энергетическим» путём, его могут вызвать газы антропогенной деятельности: окислы азота и группы галогенов -  хлор, бром, йод. Повышение содержания этих газов в атмосфере и включение их в процесс распада озона пропускает часть потока ультрафиолетовых фотонов к поверхности земли и, как следствие, повышает заболеваемость раком кожи у людей и животных, увеличивает количество глазных болезней, изменяет продуктивность растений и водорослей.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Объясните причины  и механизм разрушения озонового  экрана.

 

 

4.2. Проблемы пресных поверхностных вод, проблемы морей и океанов

Антропогенное годовое потребление пресной воды около 4 т.км. и при годовом стоке рек мира -  40 т.км, эта величина близка к критической. Вода является необходимым элементом и условием  технологических и сельскохозяйственных процессов, около 8% общего потребления затрачивается на коммунальные нужды. В среднем на человека в сутки расходуется около 2000 л. пресной воды, при его биологической потребности 2-5 л.

Вода, используемая в технологических процессах, загрязняется многими, «не природными», химическими соединениями, включая ядовитые. После очистки эти, уже сточные, воды необходимо разбавлять большим объемом чистой воды, чтобы предотвратить их отравляющее действие на водные живые организмы. Этот же процесс необходим и в отношении коммунальных стоков. Даже при соблюдении в сточных водах предельно допустимых концентраций различных загрязнений, в природные водные системы попадает огромная масса веществ нарушающих процессы их биорегуляции. Учитывая попадание в эти же водоемы многих загрязняющих веществ смываемых с полей, промышленных, сельскохозяйственных, городских площадей, можно говорить о глобальной проблеме нарушения самоподдержания и саморегуляции природных систем поверхностных вод. Водные организмы уже не способны переработать все антропогенные вещества, они накапливаются и делают водную среду непригодной для жизни водных организмов и для использования ее в качестве питьевой воды и для других целей.

Океанскую экосистему с её огромной емкостью саморегулирующих систем едва ли можно нарушить сбросами антропогенных загрязнений, они практически не изменяют природный химический состав океанских вод. Но есть три воздействия деятельности человека которые могут вызвать глобальные проблемы нарушения этой колоссальной природной системы. К ним относится загрязнение поверхности океана нефтепродуктами, загрязнение и разрушение побережий, возможное радиоактивное загрязнение.

Нефтяное загрязнение океана в количестве более 2 млн.т. в год вызвано утечками из танкеров и других судов, утечкой  нефтедобычи на шельфе, нефтью речного и поверхностного стока.

Нефтяная пленка покрывает большие поверхности воды и препятствует ее газообмену с атмосферой, что, в свою очередь, нарушает жизненно важные процессы океанской флоры и фауны, причем, в самых продуктивных прибрежных районах.

Разрушенная нефтяная пленка уже в виде капель выносится океанскими течениями в ледовитый  океан, прилипает к его ледяному покрову и выходит на его поверхность. Это приводит к интенсивному таянию льда и вызывает нежелательные глобальные изменения климата.

Загрязнение и разрушение побережий, учитывая их протяженность и продуктивность, можно так же считать глобальной проблемой. Источниками этих нарушений являются загрязнения речного стока, поверхностного стока с антропогенных территорий, коммунальные и промышленные стоки. Объемы этих загрязнений не могут переработать биологические круговороты прибрежной океанской среды. Их избыток нарушает сложное взаимодействие морских организмов в самых продуктивных прибрежных районов морей и океанов. Эти процессы, как и процессы нефтяного загрязнения, изменяют виды ресурсов рыбного промысла, его стоимость и создают глобальные продовольственные проблемы.

Сбрасывание (захоронение) радиоактивных отходов на дно океана в специальных контейнерах, также можно считать глобальной экологической проблемой, учитывая большую массу отходов, длительный срок распада радиоактивных элементов и несовершенство контейнеров.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

  1. Охарактеризуйте причины загрязнения поверхностных вод суши, морей и океанов.

 

4.3. Опустынивание

Опустынивание можно характеризовать как потерю местности сплошного растительного покрова с невозможностью его самовозобновления или, как «уменьшение или уничтожение биологического потенциала земли, которое, в конечном  итоге может привести к возникновению условий, аналогичных условиям пустыни». (Конференция ООН по опустыниванию. 1977.с.3.п.7.).

Информация о работе Экология природы